Мы разные - но мы вместе!
проект

Мужикова Светлана Николаевна

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию

«Мы разные – но вместе!»

В нашем дошкольном учреждении, на протяжении 30 лет, углубленно ведётся работа по ознакомлению детей с русской и хакасской культурой. Но так как последние 10 лет наш детский сад посещают дети разных национальностей, поэтому воспитание толерантности - одна из значимых и важных задач, которая стоит перед нами. Реализуя поставленные задачи, мы также учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому материал для ознакомления детей с разными национальными культурами, их традициями и особенностями подбираем в соответствии с возрастом детей.  

Ознакомление детей с русской народной культурой.

Содержание материала по ознакомлению детей с русской народной культурой распределено в трёх видах деятельности:

- непосредственно-образовательная деятельность;

- совместная деятельность (дидактические игры, упражнения, игры-инсценировки, игры-драматизации, загадки, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, обрядовые праздники, развлечения и другие);

- свободная самостоятельная деятельность (применение полученного опыта в самостоятельной деятельности).

Для младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Они знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. В цикле встреч "Сказки из сундучка бабушки Матрёны" дети знакомятся с первыми русскими народными сказками. Бабушка Матрёна и рассказывает их по-особенному с присказками, шутками, прибаутками, загадками. Предложенное моделирование эпизодов сказок помогает детям легче усвоить её образное содержание. Очень важно активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание чувства сопричастности к поступкам героев сказок, потешек.

В средней группе детского сада продолжается работа по ознакомлению с бытом, фольклором, декоративными промыслами русского народа, с национальной одеждой. Впервые дети знакомятся с русскими народными инструментами: свистулькой, балалайкой, колокольчиком. На встречах с Бабушкой Матрёной дети знакомятся с трёхчастной структурой сказки, с некоторыми особенностями литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, гиперболы). Красота русской природы широко воспета народом в музыке, пенях, сказках, потешках, поэтому мы используем их при ознакомлении с сезонными изменениями в природе, с трудом людей, с жизнью животных.

В старшей возрастной группе, так же, как и в предыдущих, проводятся встречи с бабушкой Матрёной, где происходит первоначальное знакомство детей с Русью, Древней Москвой, с нашей республикой. Также дети знакомятся с символикой Российского государства и республики Хакасия. Продолжается знакомство с предметами быта - серпом, с различными источниками освещения, различными способами глажения белья, различными видами обуви, головных уборов и т.д. Важно не просто сообщить детям сведения, а помочь окунуться в другую историческую эпоху, помочь детям понять, что в разное время люди жили по-разному. Бабушка Матрёна на своих встречах знакомит детей с историческими произведениями - былинами. При знакомстве она использует много иллюстративного материала, пальчиковый театр. Дети знакомятся с доспехами, оружием богатырей, узнают об их подвигах, знакомятся с народными обычаями и приметами.

Для приобщения детей к высокохудожественной литературе педагоги знакомят детей с жизнью и творчеством великих русских поэтов - А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова. Небольшие рассказы о детских воспоминаниях поэтов помогают ребенку почувствовать их внутренний мир.

В подготовительной группе детского сада проводится работа по систематизации и обогащению знаний, полученных в предыдущих группах. Основным в изучении истории в этом возрасте является не простое сообщение сведений, а умение видеть за отдельным явлением историческую эпоху, прослеживать её приметы в современности. Основным в работе по культуре становится понимания общего и различного в традициях народов. Полученные опыт и знания дети используют в совместной и самостоятельной деятельности: выполняют постройки макетов старинных теремов, кремля, рисуют русские народные костюмы, разыгрывают исторические путешествия в Древнюю Русь богатырскую, организуют творческие игры по литературным сюжетам. Большое внимание уделяется знакомству детей с общегосударственными праздниками: 12 июня - День независимости России, 23 февраля - День Защитника Отечества, 8 марта - Международный женский день, 9 мая - День Победы.

Впервые дети знакомятся с таким литературным жанром, как басня. Также продолжается работа по ознакомлению с эпитетами, сравнениями, метафорой. Творческие задания, включающие использование детьми сравнений, эпитетов, загадок помогает детям почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.

Дети вместе с родителями принимают участие в "народных гуляниях", посвященных русским народным обрядовым праздникам. При подготовке развлечения "Ярмарка, ярмарка, веселая ярмарка" дети изготавливают народные игрушки - сувениры, продолжают знакомиться с новыми видами декоративного искусства, такими как гжель, жостово.

Большое место в приобщении детей к истокам русской народной культуры занимает народные праздники, развлечения. Такие как "Осенины", "Капустник", "Ярмарка", "Колядки", "Масленица", "Пасха", "Грачевник", "День семьи, любви и верности". С детьми разучиваются обрядовые песни, народные, хороводные и подвижные игры, заклички. (приложение 1)

Практический опыт показывает, что использование предметного планирования по ознакомлению детей с русской народной культурой, включающие в себя элементарные сведения по истории, географии, культуре Родины, способствуют формированию самосознания ребенка-дошкольника, и помогают ему в его стремлении найти своё место в окружающем мире. Если предложенная работа ведется в системе, с учетом всех рекомендаций, то это способствует воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к быту и истории своего народа.

Ознакомление детей с хакасской народной культурой.

Не менее важным в работе нашего дошкольного учреждения является организация работы по ознакомлению воспитанников с хакасской народной культурой.

Основной задачей национально-регионального компонента является воспитание гражданина Республики Хакасия через знакомство детей с бытом, культурой, творчеством, мировоззрением, обычаями, традициями и историей хакасского народа.

Изучение национально-регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении начинается с раннего возраста.  В группах раннего и младшего дошкольного возраста нет специально-организованных занятий, весь процесс ознакомления и воспитания идет в совместной деятельности. Во время прогулок, наблюдений, рассматривания картинок, чтения и рассказывания потешек, колыбельных.  Для среднего, старшего возраста предлагаются темы, которые используются, как дополнение к занятиям по основной программе.

Нами разработан проект "Хакасский язык - духовное наследие народа".

 Основой данного проекта является – погружение дошкольников совместно с семьями в хакасскую языковую среду.

Проект соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, так как, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов ориентирован на специфику национальных, социокультурных условий республики Хакасия.

Проект построен с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 Цель проекта: Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для приобщения детей к новому социальному опыту с использованием хакасского языка: знакомство дошкольников с культурой хакасского народа, детским фольклором и доступными образцами художественной литературы.

Во всех возрастных группах   проводится углубленное ознакомление с хакасской культурой через народные игры, экскурсии, продуктивные виды деятельности, викторины, беседы, праздники, исследовательскую деятельность. Для детей старшего дошкольного возраста в рамках программы "Говорим по-хакасски" воспитатель Шрамова В.Г. проводит занятия кружка 2 раза в неделю, во второй половине дня. Рабочая программа кружка построена на основе комплексно-тематического планирования.

На территории учреждения создан "Уголок хакасского быта" где так же представлена степная и таёжная растительность республики Хакасия.

Также ведется активное взаимодействие с родителями воспитанников через собрания, совместные праздники: "Богиня Ымай - покровительница материнства», День хакасского языка "О чём молчат горы», «Уртун-той" праздник урожая, "Чыл пазы» с приглашением хакасского театра драмы и этнической музыки "Читiген".

 Проведена родительская конференция   "Воспитывать детей в традициях своего народа", дни открытых дверей, семейные презентации "Сыны Хакасии сражались за Родину!", фотовыставки "Моя Хакасия", спортивные мероприятия и развлечения.

Наши воспитанники – участники республиканского конкурса "Пала-тiли", победители муниципального конкурса театрального искусства "Юный артист" в номинации "Сказка на хакасском языке" ("Теремок", "Заюшкина избушка")  (приложение 2)

В связи с тем, что детский сад посещают дети разных национальностей (русские, хакасы, татары, таджики, узбеки, тувинцы, марийцы, поляки, киргизы, немцы, украинцы), в 2018 году нами разработан проект "Мы разные, но мы вместе".

Цель данного проекта: Создать условия для ознакомления детей с разными народами, населяющими Россию, формирование представлений о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность. Способствовать проявлению толерантности, интереса, симпатии и уважения к носителям других национальных культур.

Работа по проекту осуществляется через разные виды деятельности. (приложение 3)

Взаимодействие воспитателя с детьми:

Беседы с детьми о разных национальностях народов России (традиции, обычаи, национальное блюдо, национальные костюмы, игры народов России); чтение художественной литературы (народный фольклор, народные и авторские сказки, и др.)

Изобразительная деятельность: "Национальные костюмы народов России", "Национальная посуда народов России", роспись на камнях, аппликация "Узорное оформление посуды", лепка "Национальная посуда".

Дидактические и подвижные игры народов России.

Театрализованная деятельность: инсценировки народных сказок.

Экскурсии в музей истории города Черногорска.

Взаимодействие родителей с детьми:

Анкетирование родителей.

Совместный поиск информации по теме проекта.

Беседы родителей с детьми о разных национальностях.

Сбор материала о национальностях (русские, татары, узбеки, таджики, тувинцы, украинцы, марийцы, поляки).

Помощь в оформлении мини музея "Головные уборы народов России", "Народные костюмы".

Создание рукотворной книги "Мы разные, но мы вместе".

Для родителей создана мини-библиотека (с учетом страны исхода, особенностей родного языка и культуры, уровня владения русским языком)

 Мы привлекаем родителей к образовательной деятельности в ДОУ с учетом их профессии и родной культуры: "Гость группы", "Час семьи", мастер-классы с представителями разных культур в рамках их традиций.

Родители - активные участники акций: "Укрась пасхальное дерево", "Кормушка для птиц", "Подари дом птицам", "Аллея выпускников", "Дни добрых дел" и другие.

Таким образом, в духовно-нравственном воспитании детей, большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа строится на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитатель помогает родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

Самым значительным результатом стало то, что Эмир, Саша, Юнус, Али, Аделина и Катя – дети разных национальностей живут дружно, вместе играют, помогают друг другу. Они разные, но все вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы разные, но мы вместе"

Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...

Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»

   Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...

Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"

Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...

Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.

Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...

Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...