Конспект НОД "Медовый Спас"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Елена Анатольевна Чепелева

Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. Закрепить знания о летних народных праздникахМедовый Спас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_medovyy_spas.docx71.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

НОД для детей старшего дошкольного возраста

Медовый спас Первый спас

                                                                                          Воспитатель ВКК

                                                                                                                        МКДОУ №1 «Ручеек»

                                      Чепелева

                                       Елена Анатольевна

г. Барабинск

Тема НОД: «МЕДОВЫЙ СПАС»

Цель: Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. Закрепить знания о летних народных праздникахМедовый Спас.

Задачи: Раскрыть содержание праздника Преображение Господне «Медовый Спас».

Приобщать детей и их родителей к христианской истории и православной культуре.

Воспитывать в детях нравственные  качества - доброту, уступчивость, любовь к ближнему, чуткое и бережное отношение к окружающему миру, к родной природе.

- возрождать старинные обычаи русского народного календаря;

- воспитывать любовь и уважительное отношение детей к традициям своего народ.

Интеграция (НОД)«Познание»«Коммуникация»«Безопасность»«Здоровье». Социализация», «Чтение художественной литературы»«Музыка».

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранение национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Из личных наблюдений хочу отметить, что у современного ребёнка, живущего в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, чего не скажешь о детях, живущих в деревнях и сёлах.

И перед нами, педагогами, стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа.

В чем мы видим содержание духовно-нравственного воспитания дошкольного образования? Суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Основной целью является воспитание духовно – нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта.

Предполагаемый результат: дети познакомятся с традиционным обрядовым праздником  «Медовый Спас»;

  • дети смогут отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
  • у детей разовьётся поисковая деятельность, активизируется мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций;
  • расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;
  • у детей сформировался познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народным праздником «Медовый Спас.

Материалы и оборудование: иллюстрации праздника медовый спас, дидактический материал.

Предварительная работа.

  • Рассматривание альбома «Насекомые».
  • Беседы о насекомых, их значении в жизни людей.
  • Дидактические игры «Кто где живёт?»«Кто лишний?»
  • Просмотр презентаций про обычаи и традиции русского народа

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Методические приемы:

игровые: игровая ситуация «Добрый день», игры со словами, п/и д/и «Отгадай загадку», физминутка;

наглядные: иллюстрации

словесные: Рассказ воспитателя, вопросы и ответы, художественное слово (стихи, приметы, загадки).

Ход непосредственно– образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час,

Всем, кто пришел послушать нас!

Только, прежде чем начать

Мой рассказ ребята,нам

Лето красное позвать

Поскорее в гости надо!

Лето красное позвать?

Что гуляет по просторам?

Ох, придется покричать

Дружно всем, да громко, хором.

И тогда, услышав нас,

Лето явится тотчас.

Сегодня мы с вами попутешествуем в прошлое наших предков, и узнаем многое про обычаи и традиции одного праздника. А какого вы узнаете, послушайте пожалуйста стихотворение

Воспитатель:

Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник — Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

- Я о празднике сейчас поведу, друзья, рассказ. Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас. 14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста.

История каждого праздника уникальна и уходит корнями в древние страницы русской истории. Медовый или Маковый Спас возник в честь победы над волжскими булгарами в 1164 году. С тех пор 14 августа каждый год совершали небольшое освящение воды, а так же приносили в церковь мед. Сладкое яство благословляли и отправлялись в печь сладкие маково — медовые пряники, блины и пироги. (Показ иллюстрации)

2. История и традиции Медового Спаса

По верованиям наших предков Медовый Спас знаменовался с окончанием лета, началом холодов и сезона дождей. Считалось, что 1 августа по старому стилю (14 августа – по новому, соответственно) птицы начинают собираться в стаи для отлета в теплые края, природа постепенно готовится к зимовке, а пчелы перестают носить пыльцу. Именно в этот день пасечники осуществляли последний торжественный забор меда. Именно поэтому, Первый Спас, называют МедовымМедоломом или Лакомкой. Надев чистую рубаху и осенив себя крестным знамением, пчеловод на рассвете осматривал свои владения, выбирал улей, переполненный медом, и приступал к залому сот. Первые соты помещали в чистую деревянную посуду, никогда не использовавшуюся до этого и относили в церковь для освящения.  

Освященным медом угощали всех прохожих: знакомых и незнакомых. Особым грехом считалось обделить нищих и подростков. Девушки и юноши пели традиционные песни, а пасечники щедро одаривали их янтарным ароматным лакомством. Мед ели просто так и готовили с ним всевозможные постные праздничные блюда

Кстати, есть мед нового урожая разрешалось только после Медолома(Показ иллюстрации) .

Также Медовый Спас часто называют Мокрым Спасом или Спасом на воде. Это связано с традицией малого водосвятия. Весь православный народ в этот день совершал крестные шествия к водоемам. Священники освящали воду в реках, озерах и криницах. Люди чистили старые колодцы и освящали новые. Даже дождь и росу в этот день наделяли волшебными свойствами. Считалось, что, искупавшись в святой воде, можно избавиться от многих недугов и даже смыть грехи. Поэтому люди купались сами и заводили в воду домашних животных.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь, Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. В день Медового Спаса традиционно освящается мед нового урожая. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издревле уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей; и, конечно же, как лакомство, отдавалась детям.

Четырнадцатого августа наступит первый из трех праздников августа, которые посвящены Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название — «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня». Его еще называют первый СпасСпас медовыйСпас на воде (Иллюстрация.)

На Родине — Медовый Спас.

В церквях — полным-полно народа,

И все, как водится у нас,

Толпятся с баночками меда.

Мальчишка пробует на вкус

Губами капли с крышки липкой.

И Сам Сладчайший Иисус

Глядит на это все с улыбкой!

- Ребята, вы внимательно слушали, всё запомнили?

Давайте с вами разомнемся и подвигаемся.

Физкультминутка.

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут» крылышками»

пчёлы. и» жужжат»).

- Молодцы! А теперь отгадайте загадки: (слайд)

Чей костюмчик золотой,

Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук,

Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)

Любит делать мёд она,

Трудится так долго

От утра и до темна,

Непоседа… (Пчёлка.)

Жёлто-чёрная, в полоску,

А на брюшке есть игла.

Мёда нам, пыльцы и воску

Принесёт всегда… (Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела.)

Воспитатель: Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?

- Ребята а какие вы знаете приметы и обычаи про медовый спас?

(Ответы детей)

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей.

Со Спаса начинаются проводы лета.Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье.

По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.

Отцветают розы, падают хорошие росы.

С первого спаса и роса хороша.

На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).

Пчела перестаёт носить медовую взятку.

Заламывай (подрезывай) соты.

Первый Спас — на воде стоять,

второй Спас — яблоки едят,

третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.

На первый Спас и нищий медку попробует.

На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.

Медовый Спас новые колодцы освящает

В первый Спас любой бабий грех простится

После первого Спаса в воду не заходят.

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)

Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:

– Мёд улучшает пищеварение;

– Мёд поднимает настроение;

– Мёд помогает при простуде;

– Мёд содержит антиоксиданты;

– Мёд борется со старением.

Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!

Рефлексия. Мы сегодня с вами поговорили про медовый спас, вы запомнили,  какого числа он проходит, Что вам запомнилось больше всего, что понравилось, какие приметы можете назвать про медовый спас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Мы спасаем лес» интегрированная совместная деятельность воспитателя и детей (младшая группа)

Цели:1.      Активизация словаря детей.Формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.Развитие диалогич...

Конспект НОД "Спасем океан"

Конспект НОД В образовательной области "Познавательное развитие" (о сохранности водоемов с элементами опытно-экспериментальной деятельности)...

Конспект "Мы спасаем воду"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с  воспитанниками 5-6 лет по познавательному развитию  с элементами эксперименирования....

Конспект НОД «Спасаем математику»

Конспект НОД  в рамках образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП  для детей подготовительной к школе группы «Спасаем математику»...

Конспект "Яблочный спас"

Цель:Вызвать интерес к аппликации нетрадиционным способом (цветные камушки).Задачи: ·        Упражнять детей создавать коллективные работы·...

Конспект занятия "Спасите муравьёв"

Данное занятие по экологии учит детей проявлять интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней; научит определять свойства песка, его изменения при взаимодействии с водой; развивает ин...