«Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

мастер-класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Форма организациимастер-класс.

Ход работы

1. Игра-приветствие «Европейский город»

Воспитатель предлагает всем поздороваться друг с другом, так как любое общение начинается с приветствия.

Для проведения игры воспитатель и педагоги встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола — здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Вступление

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как вырастить ребенка, грамотно и уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые коллеги, Вас интересуют этот вопрос?

Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных навыках детей. Как вы понимаете, что такое «коммуникативные навыки»? Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон,выскажет свою точку зрения: как он понимает, что такое «коммуникативные навыки». (Коллеги по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их). Да, вы правильно сказали, что коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом.

А что вы понимаете под общением? (ответы педагогов) Действительно, с самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Общение ребенка-дошкольника со взрослыми и с детьми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. А, как известно, детский сад- это вторая семья для ребёнка. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит именно от них.

5. А теперь предлагаю вашему вниманию материал о том, как мы в детском саду развиваем у ребят коммуникативные навыки.

Картотеки игр из интернета.

Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки, мы подразделяем на группы, соответствующие определённым задачам.

1. Игры «Понимаю себя- значит, понимаю других».

Игра-тренинг «Мои ощущения»

Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения,например: «Я съел что-то горькое (сладкое, кислое, соленое, вкусное)», «Я разбил чашку»«Я иду в цирк»(Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Упражнение «Что чувствует мама, если.»

Цель • содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат. (Игра с педагогами)

Игра «Моё настроение»

Цельразвитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. (Игра с педагогами)

2. Игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими:

1. игры, способствующие осознанию возможных путей выхода из конфликта

Игра «Банк идей»

В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течение длительного времени складывают записки с различными советами по разрешению различных конфликтных ситуаций. (Педагог зачитываются записки.)

Игра «Письмо родителям»

Дети с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется. (Педагог зачитывает письмо.)

Игра «Поручения — обращения»

Ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом,

просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения. (Игра с педагогами)

2. игры на сотрудничество

Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»

Цель • формировать отношения доверия.

Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Игра «Встать по пальцам»

Дети стоят в кругу. Педагог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев на 1 или 2 руках и вслух считает до трёх. Он открывает глаза или поворачивается к детям. Перед ним должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Игра «Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. (Игра с педагогами)

3. игры и упражнения, формирующие умения соблюдать правила

Видеозапись, демонстрирующая, как дети объясняют правила поведения в группе, знакомые им со среднего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте мы познакомим детей с правилами доброты и правилами честности.

Игра «Сформулируй правила доброты»

Взрослые, передавая мяч друг другу, называют одно из правил доброты. (Игра с педагогами) Демонстрация правил доброты группы.

Игра «Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир, и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. (Представление игры)

4. игры, направленные на создание положительного эмоционального настроя

Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

Цель • обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.

Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик,говоря при этом«Мне в тебе нравится.» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится.». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится.», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится.», бросает его следующему ребенку и т. д.

(Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Варианты игры.

1. Игра «Встреча с интересными людьми»

Кто-то из детей на правах ведущего рассказывает что-то хорошее о своем

товарище.

2. Игра «Спасибо. Пожалуйста!»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза,произносит«Спасибо тебе за то, что…», — мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло,сказать«Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.

Игра «Волшебный стул» (традиция в День именинника).

Цельвоспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. (Игра с педагогами)

5. упражнения, направленные на снижение агрессивности

Упражнение «Конкурс художников»

Цель • разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех? (Педагог представляет рисунки детей.)

Упражнение «Почему подрались мальчики»

Цель • развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.

Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.

На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Упражнение «Я могу защитить.»

Цель • формировать у детей способность использовать, агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить.». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить., потому что.»(Игра с педагогами.)

6. Рефлексия.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Коллеги, передавая мяч друг другу, заканчивают предложение «Наиболее полезными и интересными для меня оказались игры, так как…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

консультация "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

консультация о том, как нужно проводить совместную работу педагога с детьми  по формированию коммуникативных навыков...

коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...