Проект "Мы - разные, но мы - вместе"
проект (средняя группа)

Кижаева Ольга Александровна

Проект направлен на формирование у детей дошкольно возраста толерантного поведения, внешней и внутренней правовой культуры, закрепление нравственных представлений, навыков социально - приемлемого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sr_tolerant.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мы - разные, но мы - вместе»

Групповой  творческо-исследовательский проект                          
                       «Мы – разные, но мы - вместе».

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный, с 12 – 26 ноября 2021г.

Актуальность проекта:

    В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

- этика и стратегия ненасилия;

- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам.

   Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.  Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер.

  В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».

    В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

   Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

    Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе.

 Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.

 Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания.

 Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках  воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные  традиции. 

    Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Мы - разные, но мы вместе».

Цель проекта:

   Создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи проекта:

  • Формирование у детей дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

  • ознакомление  с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения;
  • повышение компетентности родителей по правовым вопросам;
  • оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам  индивидуальности;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Планируемый результат:

Научить детей доброжелательно относиться друг к другу, сопереживать, помогать друзьям.

                                       Реализация проекта

 I этап: Подготовительный.

   1.Подготовка системы мероприятий для проведения недели толерантности.

   2.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационного материала.

   3.Создание картотеки подвижных игр народов мира.

   4.Ознакомление с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.

   5.Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку мероприятий по теме толерантности.

 

                              II этап: Реализация проекта

                    Мероприятия недели толерантности



Понедельник. 

Тема дня: « Жить интересно, потому что мы разные!»
1пол.дня:
Беседа «Мы –жители планеты земля».
Цель: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире, совершенствовать все психические процессы.
Чтение художественной литературы про дружбу «Заяц хвастун».
Коммуникативная игра «Назови друга ласково».
2пол.дня
Тематическая беседа «Мы разные, но мы дружим! ».
Оформление тематической книжной выставки «Все мы - дружная семья! »
Хороводные игры: «Хоровод», «Пузырь», «Ходит Ваня», «Ровным кругом».

Вторник
Тема дня: «День добрых и вежливых слов»
1пол.дня
Беседа о вежливости .                                                                                                 Цель: - Упражнять детей в употреблении вежливых слов.
-Учить детей доброжелательно относится друг к другу.
-Формировать доброжелательные чувства, положительные эмоции через    ласковые, добрые слова.
-Пополнять и активизировать словарь  детей .

 -Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство уверенности, чувство коллективизма.
Знакомство с вежливыми словами в стихах и загадках. (Закончи стихотворение) 
Д/и.: «Клубок вежливых слов», «Лови-бросай».
2пол.дня.
Тематическая беседа: «Моя семья».
Цель: побеседовать о семье, сказать добрые слова для мамы, папы, бабушки и дедушки, рассказать о своей семье.
Трудовые поручения «Создание экрана добрых дел».


Среда
Тема дня: « Рисунок дружбы.»                                                                                  
1пол.дня
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Песенка о дружбе».
Рисование. Коллективная работа. «Наши ладошки».
Цель: Формировать умение детей работать коллективно; развивать умение ориентироваться на большом листе бумаге, учить доводить начатое дело до конца.
2пол.дня
Конкурс «Улыбка дня»
Цель: способствовать психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.
Коммуникативная игра «Я хочу с тобой дружить». «Угадай, кто позвал?», «Наседка и цыплята».


Четверг
Тема дня: «Воспитание сказкой».

1пол.дня
Цель: Познакомить детей со сказками разных народов. Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действий в сказке.
Чтение сказок из сборника «Сказки народов мира» .                          Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?».
2пол.дня
Игра – драматизация по сказке «Колобок».
Беседа на тему «Мы маленькие дети на большой планете».

Пятница
Тема : «Все мы дружная семья!»
1пол.дня
Коммуникативная игра «Я хочу с тобой дружить».
Упражнение «Проверь свое отношение» (разбор ситуаций) .Коммуникативная игра «Дружба- это чудо! »
Цель: Познакомить детей с правилами дружбы, сформировать навыки общения со сверстниками.
2пол.дня
Беседа – рассуждение «Для чего нужны друзья? ».
Подвижные игры: «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Кролики», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль».
Коммуникативная игра «Платочки»
Цель: раздавать платочки, после чего каждый ребенок может показать свое настроение, с которым пришел в детский сад (уныние, радость).
Упражнение: «Что я умею» (что вы умеете и любите делать, взрослый называет – дети хлопают).

III этап: Презентация проекта.

Досуг «Секреты дружбы».

(Приложение)

                                    Заключительный этап

    Результатом проведенной работы стало повышение культуры межличностного взаимодействия детей  в группе. У дошкольников сформировалось умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к своим друзьям.

                                                   Вывод

     Необходимо организовывать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.

 

   Список литературы:

    1.Кротова Т.В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», № 4 2007г.

    2.Алиева Э.Ф. ,Радионова О.Р.  «Истории карапушек» . Педагогическая технология воспитания детей в духе толерантного общения.

    3.Вострухина Т.Н. «Воспитание толерантности у детей».

    4.Макарова Т.В. «Толерантность и правовая культура дошкольников». Методические рекомендации.

                                                     Приложение

   Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей  средней группы  «Секреты дружбы».

 

Демонстрационный материал: паровоз, сундучок, рукавички, заяц, лиса, картинки.

Методические приемы: игровая ситуация, физкультминутка, чтение художественной литературы, беседа, рассматривание картинок.

Словарная работа: друзья, грустный, веселый.

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.

Задачи:

1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

                                             Ход  занятия

Воспитатель:

- Дети, какое у вас сегодня настроение?

- Покажите (улыбаются).

Воспитатель: Ребята, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо!           (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце!       (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля!         (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх) 

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.

- А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).

Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).

- Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

- Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.

 

Песня «Паровозик».

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали.

Воспитатель:

- Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.

- Ой, кто это? (зайчик).

- Давайте поздороваемся (здороваются).

- Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

- Почему вы так решили? (не улыбается).

- Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса).

- Давайте у него спросим?

- Какая лиса?

- Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).

- Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

- Почему? (обидела, забрала рукавички).

- Кто такие друзья?

Друзья – это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

- А можно нас назвать друзьями? (да).

- Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

Игра «Хорошо - плохо».

Обижать друг друга – плохо

Делиться игрушками – хорошо

Играть вместе – хорошо

Ссориться – плохо.

 

 

Правильно, мы должны показать, как  мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора. – А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и  не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

А сейчас мы с вами попробуем разгадать секреты настоящей дружбы – это те качества, которыми должны обладать друзья. 

Секреты дружбы.    

                                Чтобы все секреты нам узнать

                                 Предлагаю вам по рассуждать.

                                 На экран вы посмотрите,

                                 Что увидите, скажите.

1. Первый секрет: 

Воспитатель: С чего  начинается дружба? – Правильно с улыбки. Приятнее общаться с тем человеком, который улыбается, а не с тем, который злой или хмурый. Я знаю пословицу, которая подойдет к нашему секрету –  Нет друга, ищи, а нашел, так береги. И хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные,  улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет.

2.  Второй секрет

Воспитатель: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет  дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Пословица – Друзья познаются в беде.

3.  Третий секрет

Воспитатель: Мы с вами видим, как мирно уживаются друг с другом совсем разные животные, как им тепло и хорошо вместе. – Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир.

– А такая пословица подойдет? – Будете, друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

4. Четвертый секрет.

Воспитатель: Запомните, дети, Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна …(доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда  и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Физкультминуткаминутка «Настроение»

Настроение упало,                           развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами

Дело валится из рук…                    бьем легонько по внешним сторонам ладоней

Но еще не все пропало,                  Пальчиком влево-вправо

Если есть хороший друг.                Показать на друга

С делом справимся вдвоем,             Положить руки на плечи друга

С облегчением вздохнем –  Эх

Настроение поднимем                     Присели, собрали настроение в ладошки

И от пыли отряхнем!                        Отряхивают руки.

Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Коли сейчас мы говорим о дружбе, Позвольте историю вам показать.

Сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать! 

Сценка .

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Воспитатель: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 

– Ну, конечно же, вы разгадали все секреты дружбы.  Давайте, ещё раз их перечислим: Улыбка, помощь, мир, доброта, честность.

– Молодцы,  и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!

Воспитатель:

- Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).

- Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

- Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она нас приведет?

Физминутка.

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

- Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает сундучок).

Воспитатель:

- Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

- Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

- Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.

Игра «найди пару» (дети находят пары разные по размеру, цвету, одни для зайца сделанные из белого меха).

«Найди дружка».

Воспитатель:

- Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.

- Нужно зайчика с лисичкой помирить.

- Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

- Ребята, а как мы их будем мирить?

- А может, мы им танец станцуем?

Танец «Помиримся»

Воспитатель:

- Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями).

- А мы с вами тоже друзья? (да).

- Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

- А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Дети прощаются и уходят.

 

                                               

                                                 

               

                                                                                 

                                                                             

                                                                             

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы разные, но мы вместе"

Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...

Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»

   Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...

Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"

Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...

Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.

Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...

Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...