Консультация для воспитателей ДОУ « Как составить самоанализ по занятию»
консультация

Юрова Елена Владимировна

Схема анализа занятия

1. Характеристика программных  задач:

 a. соответствие программе группы

 b. Соответствие уровню развития детей данной группы

 c. Объём программного содержания

2. Характеристика деятельности воспитателя:

 a. Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач

 b. Соответствие приёмов возрасту детей. Требованиям методики данной программы. Учёт индивидуальных особенностей детей.

 c. Правильность, точность применения данных приёмов. Постановка цели занятия.

3. Характеристика деятельности детей

 a. Освоение детьми программного содержания по задачам

 b. Особенности поведения детей (активность, внимание, реагирует ли на приёмы активизации, принятие детьми цели занятия, достигнута ли детьми дидактическая цель, эмоции детей)

4. Психологическая оценка занятия

 a. Психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов.

 b. Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем.

 c. Учитывает ли воспитатель индивидуальные и психические особенности детей при проведении занятий

 d. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou_po_samoanalizu.odt25.97 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                 Детский сад комбинированного вида № 23
                                                   «АЛЕНУШКА»

                       

                      Консультация для воспитателей ДОУ

                  « Как составить самоанализ по занятию»

                                                                                                 Подготовила и провела  
                                                 воспитатель 1 квалификационной категории                                          
                                                                                                              Юров Е.В.              

                     Московская область

г. Клин

16.11.2020 г.

Схема анализа занятия

1. Характеристика программных  задач:

 a. соответствие программе группы

 b. Соответствие уровню развития детей данной группы

 c. Объём программного содержания

2. Характеристика деятельности воспитателя:

 a. Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач

 b. Соответствие приёмов возрасту детей. Требованиям методики данной программы. Учёт индивидуальных особенностей детей.

 c. Правильность, точность применения данных приёмов. Постановка цели занятия.

3. Характеристика деятельности детей

 a. Освоение детьми программного содержания по задачам

 b. Особенности поведения детей (активность, внимание, реагирует ли на приёмы активизации, принятие детьми цели занятия, достигнута ли детьми дидактическая цель, эмоции детей)

4. Психологическая оценка занятия

 a. Психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов.

 b. Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем.

 c. Учитывает ли воспитатель индивидуальные и психические особенности детей при проведении занятий

 d. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе)

 e. Внешний облик воспитателя (поза, мимика и т.д.)

5. Характеристика условий проведения занятия

 a. Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий

При аттестации эксперты оценивают занятие по следующим пунктам:

  1. 1.Методы формирования новых знаний и способов действий ( оценка деятельности педагога на занятии).
  2. 2.Методы организации деятельности воспитанников ( оценка деятельности педагога через деятельность воспитанников на занятии.)
  3. 3. Методы контроля и самоконтроля
  4. 4.Методы формирования личностных результатов
  5.  Схема самоанализа НОД в соответствии с ФГОС

1. Общие сведения о занятии:

• краткая характеристика группы (детского коллектива) : состав, возраст,

год обучения, способности и возможности;

• Оборудование для детей, педагога.

2. Тема занятия:

• степень сложности в целом и для данной группы в частности.

3. Цель занятия:

• Образовательные области (основные, в интеграции)

• образовательный, воспитательный и развивающий аспекты

4. Содержание занятия:

• соответствуют ли цели занятия содержанию;

• развивает ли творческие способности детей;

• способствовало ли развитию интереса к обучению;

• формированию каких знаний и умений способствует.

5. Структура занятия:

• этапы занятия;

• их последовательность.

6. Методы обучения:

• соответствуют ли цели занятия;

• в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;

• какова их эффективность.

7. Используемые пособия (рабочие тетради, книги)

8. Характер деятельности (совместная, самостоятельная)

9. Зона проведения занятия (игровая, рабочая)

10. Формы работы (Коллективная, групповая, парная, индивидуальная)

11. Специфические виды детской деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, музыкально-художественная) .

10. Общие результаты занятия:• выполнение запланированного объёма;• саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС необходим, потому, что такая работа помогает педагогу определить, все ли задачи достигнуты, выявить положительные стороны, решить, над чем еще необходимо поработать и на что обратить внимание.

 Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе.

 Например: понимают ли дети, для чего проводится занятие; готовы ли они к нему;

какова форма проведения занятия;

 насколько доступен материал;

 заинтересованы ли дети;

как подготовлен материал;

 способствует ли занятие творческой активности.

 После определения вопросов педагогу необходимо действовать в соответствии с этим перечнем.

Этапы проведения работы

Образец самоанализа занятия воспитателя ДОУ по ФГОС поможет правильно провести работу. План включает в себя следующие аспекты:

1 Характеристика детской группы

2. Сопоставление материала и программы

3. Цель. Задача.

4.Использование наглядных пособий.

5.Этапы и последовательность занятия.

6.Атмосфера на занятии.

 7.Детское поведение.

8.Результат.

Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования занятия.

Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи.

Выясняются причины неудач, успеха.

Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид.

 Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами.

Выделяются активные методы.

Далее дается характеристика атмосферы на занятии: насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных.

Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи.

Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации.

Что поможет в работе

 Для примера рассмотрим театрализованную постановку сказки «Репка».

 Главная цель: обучить детей имитировать персонажей, передавать эмоции посредством мимики, жестов, движений;   Основные задачи: организовать активное участие детей в игре; научить согласовывать действия между собой (героями), ролевому диалогу; развить фантазию, интерес к театрализованному искусству.

В процессе понадобятся следующие материалы: одежда для героев, маски, волшебный мешочек, магнитофон, кубики с изображением героев сказки, фонограмма.

 Перед занятием предварительно проводится просмотр кукольного театра «Репка», чтение сказки, обсуждение, изучение иллюстраций.

Начинается занятие с вводной части. Здесь необходимо положительно настроить участников. Для этого проводится игра с мешочком-сюрпризом. Продолжительность – примерно 2 минуты. Основная часть длится 10 минут. Дети делятся на «зрителей» и «артистов». Здесь приобретается игровой опыт, умения дослушать, аплодировать, говорить «спасибо», передать образ, менять тембр голоса, использовать мимику, жесты.

 Для решения учебной задачи участники выполнили ряд заданий. Так, в игре с мешочком они на ощупь исследовали предметы, находящиеся в нем, и определили их по форме. Это были кубики с изображением героев, которые дети расположили в порядке появления персонажей. Артисты перевоплотились в персонажей, а зрители заняли свои места.

Следует отметить, что при планировании деятельности соблюдался ряд принципов обучения, выбора, научности, последовательности, систематичности. Использовался целый ряд методов: наглядный, практический, словесный. Ситуация делилась на этапы. Использовались групповая, фронтальная и индивидуальная формы. Поставленная цель реализована.

  1. Конспект занятия по развитию речи «Мебель для домика на крыше»

Группа : средняя.

Предмет: развитие речи и обучение грамоте.

Тип занятия: повторение и обобщение.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд.

Тема занятия: «Мебель для домика на крыше».

Цель: закрепить знания о мебели и ее назначении.

Задачи:

Коммуникация: Уточнение и обогащение словаря; развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель.. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Познание: Закреплять представление о предметах мебели, их назначении и свойствах; как правильно ухаживать за мебелью. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать их мышление, воображение.

Художественное творчество: Развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей. Развивать самостоятельность, активность. Закреплять умения и навыки конструктивной деятельности.

Чтение художественной литературы: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию » с текстом.

Труд: Продолжать расширять представления детей о профессиях (столяр). Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых. Формировать умение доводить начатое дело до конца, стремиться сделать его хорошо.

Социализация: Формировать умение вести диалог. Побуждать детей сопереживать знакомым сказочным героям; воспитывать стремление быть полезными для окружающих. Закреплять представления о правилах и формах культурного и доброжелательного отношения к людям. Стимулировать детскую игровую самостоятельность.

Материалы к занятию:

- Нарисованный Карлсон

-Волшебный чемоданчик

- Картинки предметов мебели

- Оформление витрины мебельного магазина

- Пластилиновые карточки

- Крупа горох

- Тарелочки по количеству детей

- Влажные салфетки

Предварительная работа:

- Знакомство со сказочным персонажем Карлсоном

- Знакомство с предметами мебели и их назначении

- Знакомство с профессией столяра

- Знакомство с материалами изготовления мебели

- Работа с пластилиновыми карточками

- Разучивание комплекса артикуляционной и пальчиковой гимнастики

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение и все получилось!

- А еще к нам в гости прилетит сказочный герой, отгадайте кто это.

«Толстячек живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям! » (Карлсон)

2. Актуализация знаний.

- Карлсон живет высоко на крыше. С помощью языка, попробуйте показать, как высоко.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

- А что больше всего на свете любит Карлсон? (Перечисляют сладости)

- Давайте спрячем конфетку за щекой.

Артикуляционная гимнастика «Спрячь конфетку».

- Чем лечился Карлсон, когда заболел? (вареньем)

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

- Ребята, а кто это шуршит у окна, давайте подойдем и посмотрим.

- Давайте поздороваемся Карлсоном!

- Карлсон, самый веселый человек, но сегодня он очень грустный. Ему требуется ваша помощь! Прошлой ночью Карлсон и Малыш шалили и выкинули всю старую мебель.

- Посоветуйте, как ему теперь принимать гостей? Что делать без мебели? Как быть, что нужно сделать?

(Нужно купить новую мебель) .

- Карлсону нужна мебель, в которой можно хранить варенье. (Кухонный шкаф)

- На которой можно валяться и кувыркаться? (Кровать)

- А на что он поставит чай и плюшки? (Стол)

- На чем они будет сидеть? (Стул)

- Наверное Карлсон много шалил и плохо ухаживал за своей мебелью, поэтому она так быстро сломалась.

- Ребята, а как же надо ухаживать за мебелью?

(Мебель берегут: протирают, моют, чистят, ремонтируют; мягкую мебель выбивают и пылесосят) .

3. Повторение и практическое применение знаний, полученных на прошлом занятии.

- А в каком магазине продают мебель? (В мебельном магазине.)

- Вот и мы с вами отправимся в мебельный магазин за мебелью для Карлсона и возьмем его волшебный чемоданчик.

- Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы догадайтесь о какой мебели говориться:

Если ты захочешь спать

В спальне ждет тебя… (кровать) .

Как приятно нашей Тане

Поваляться на… (диване).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на… (стуле) .

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном… (кресле) .

С пирогами чай попьем

За обеденном… (столом) .

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в …. (шкаф) .

(Показ картинок и укладываем в чемоданчик) .

- Вот ребята мы с вами выбрали мебель для Карлсона.

- А из какого материала делают мебель? (Из дерева, пластика) .

- Где делают мебель? (На мебельной фабрике) .

- Ребята, а вы знаете, кто делает мебель? (Столяр) .

- Сейчас, я предлагаю вам отправиться на мебельную фабрику и стать столярами.

- Перед работой подготовим наши ручки, чтобы мебель получилась красивой и прочной.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

«1, 2, 3, 4 (сжимать и разжимать кулачки)

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку (загибаем пальчик)

А в буфет поставим чашку (загибаем пальчик)

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле (загибаем пальчик)

А когда мы крепко спали,

На кровати полежали (загибаем пальчик)

А потом мы с котом

Посидели за столом (загибаем пальчик)

Чай с вареньем дружно пили (хлопаем в ладоши)

Много мебели в квартире (развести руки) ».

- Теперь я предлагаю вам выложить из гороха на пластилиновой карточке предмет мебели.

- Что вы будете делать? (Ответы нескольких детей) .

- Приступаем к работе.

- А теперь расскажите и покажите, что у вас получилось.

- Молодцы, ребята!

- Давайте сложим вашу мебель в волшебный чемоданчик и подарим Карлсону.

Подходим вместе к Карлсону.

- Вот Карлсон мы решили твою проблему, выбрали тебе мебель, надеемся, она тебе понравится!

- Смотрите, ребята, он улыбается, радуется, что у него появилась новая мебель.

- Больше не шали и ухаживай за своей мебелью.

- Ребята, Карлсон вас благодарит!

- До свидание, Карлсон!

(Карлсон улетает) .

4. Итог.

- Ребята, кто был у нас в гостях? (Карлсон) .

- Какая беда случилась у Карлсона? (Он остался без мебели) .

- Как мы ему помогли? (Ходили в мебельный магазин, работали столярами и сделали новую мебель) .

- Молодцы ребята, мы хорошо с вами поработали!

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по предмету             «Развитие речи и обучение грамоте» в средней группе МДОУ детского сада «Аленушка».

Тема: «Мебель для домика на крыше».

Воспитатель:

                              Краткая характеристика группы.

Моя группа называется «Незнайка». В ней 25 человек, из них 12 девочек и 13 мальчиков, в возрасте от четырех до пяти лет. Набор группы проходил в 2012 году, поэтому дети уже прошли адаптацию к воспитателям и друг другу.

Все дети разные: есть спокойные, сдержанные, хорошо идут на контакт  со  взрослыми и сверстниками. Есть дети подвижные,  гиперактивные, со своими психологическими особенностями. В процессе образовательной деятельности кто-то из детей быстро включается в работу, а кому-то надо больше времени, чтобы настроиться.

Группа большая по количеству детей, поэтому непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам, а также провожу индивидуальную работу.

                             Место данного занятия в системе занятий, тип занятия.

Тип занятия – повторение и закрепление знаний. На предыдущем занятии дети знакомились с предметами мебели, их назначении; из какого материала делают мебель; знакомились с профессией столяр.

                           Формирование целей и задач.

Развитие речи и обучение грамоте – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний психический процесс.

Вашему вниманию было представлено занятие по развитию речи и обучение грамоте, которое было разработано в соответствии с ФГТ, в ходе которого произведена интеграция следующих образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация.

Цель моего занятия: закрепить пройденный материал и выявить уровень его освоения.

Для достижения цели я поставила себе следующие задачи:

Коммуникация:  Уточнение и обогащение словаря;  развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.  Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. . Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Познание: Закреплять представление о предметах мебели, их назначении и свойствах; как правильно ухаживать за мебелью. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать их мышление, воображение. 

Художественное творчество: Развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей. Развивать самостоятельность, активность. Закреплять умения и навыки конструктивной деятельности.

Чтение художественной литературы: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию » с текстом.

Труд: Продолжать расширять представления детей о профессиях (столяр). Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых. Формировать умение доводить начатое дело до конца, стремиться сделать его хорошо.

 Социализация:  Формировать умение вести диалог. Побуждать детей сопереживать знакомым сказочным героям; воспитывать стремление быть полезными для окружающих. Закреплять представления о правилах и формах культурного и доброжелательного отношения к людям. Стимулировать детскую игровую самостоятельность.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.

Были продуманны условия:

  1. В группе проветрено, чисто.
  2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
  3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

                             Выбор структуры занятия.

Структура и содержание занятия на повторение и закрепление соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: Организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение знаний полученных на прошлом занятии; подведение итогов.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей, подготовить к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом – отгадать, кто будет в гостях (загадка).

 

На следующим этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей. Для подготовки артикуляционного аппарата был проведен комплекс артикуляционной гимнастики. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию со сказочным персонажем. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.

Третий этап – повторение и практическое применение знаний. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Ходили в мебельный магазин, использовала наглядность, художественное слово. Детям было предложено перевоплотиться в мастеров мебельной фабрики и создать свой предмет мебели. Перед работой провела комплекс пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире». Все это способствовало развитию мелкой моторики рук.

Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же я провела моральное поощрение.

Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

                                         

                              Используемые формы и методы работы.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:

Игровые

- сюрприз

- создание игровой ситуации

- воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные

- разговор, беседа

- вопросы

- использование художественного слова

- напоминание, пояснение

- обучение правильной артикуляции

- педагогическая оценка.

 

Практические

- выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик

- моделирование

Наглядные

- демонстрация пособий

- иллюстрационный материал

 

                            Оценка результативности деятельности.

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Использование проектного метода на занятиях по изобразительному искусству"

В консультации раскрываются особенности использования проектного метода на занятиях по изобразительному искусству....

Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."

Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....

консультация для воспитателей "Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях".

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируются у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности....

Консультация для воспитателей: "Ритуалы в жизни и на занятиях"

Ритуалы в жизни и на занятиях —Введение режимных ритуалов сплачивает  детей, способ­ствует формированию внимательного отношения детей друг к другу. Самомассаж и массаж парами помогает не тол...

Консультация для воспитателей: « Как повысить интерес детей к занятиям по математике».

Консультация для  воспитателей:« Как  повысить интерес детей к занятиям по математике».  Воспитатель:  Орлова Т. А.  В помощь воспитателю. Формы и методы работы...