Выступление на Педсовете на тему «Стимулирование коммуникативной активности у дошкольников во всех видах деятельности».
материал

Тимирбаева Елена Сергеевна

Выступление на Педсовете на тему «Стимулирование коммуникативной активности у дошкольников во всех видах деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области

Выступление на педсовете на тему

«Стимулирование коммуникативной активности у дошкольников во всех видах деятельности».

Выполнила: воспитатель Тимирбаева Е.С.

                                                                         Аша

2018 г.

     Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

      Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усваивались, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Это возможно через решение более широких задач развития речи:

- поддержка детской инициативности;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

Для осуществления речевого развития детей в группах выделены уголки, которые включают в себя дидактические, настольно-печатные игры, материалы для игрового творчества способствующие овладению речевыми навыками:

- книжные

- интеллектуально - развивающие

-театральные

- дидактические уголки

Ведущей формой работы по развитию речи детей являются образовательные ситуации, которые позволяют осуществить дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения языку.

В развитии связной и фразовой речи детей можно использовать приемы и методы ТРИЗ. Проблемный сюжет, сочинение сказок.

Суть его заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска новых для него явлений и закономерностей.

-Метод проб и ошибок. (А что, если сделать так?)

-Метод мозгового штурма (МШ).

Детям предлагается проблемная ситуация, затем выслушиваются ответы детей.

Для успешного решения задач по развитию связной речи можно использовать систему творческих заданий:

-Составление загадок.

Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч) ; рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.

-Приемы фантазирования.

Например, ”оживляем” облака (Какие вести они несут? О чем мечтают).

-Прием эмпатии.

Дети представляют себя на месте наблюдаемого: (А, что если ты превратишься в кустик? (О чем бы думал и мечтал?)

-Схемы- пиктограммы используются при заучивании стихотворений, пересказов.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают осознавать специфику литературных жанров (сказок, рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества, их художественные достоинства, придумывать необычные окончания к сказкам.

Речевое развитие проходит и через общение с природой. Важнейшие закономерности природы составляют содержание познавательного материала, который дает возможность развивать речевую активность детей, наблюдательность, мышление.

Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. Стимуляция вопросно – ответной формы обучения (использование игровых упражнений «Мы журналисты»; «Прав ли Незнайка?»).

Развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей (проблемное обучение). Активная роль ребёнка в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Сочетание двух методов: наглядного и словесного, направленных на повышение эффективности развития связной речи. Использование при составлении связного рассказа различных моделей, речевого плана воспитателя.

Использование игровых и компьютерных технологий. Компьютерные игры, помогающие развивать речь детей.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.  При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак, согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

 Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и  мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по теме.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Также для развития речи используются интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей

4. Добавляются символы и иллюстрации

5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом

7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы

8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, ученые делают вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.).

Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.)....

Выступление на педсовете воспитателей Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды образовательной деятельности.

Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия п...

Буклет для педагогов "Развитие двигательной активности у дошкольников через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОУ"

В буклете предлагается информация для педагогов ДОУ, как правильно орагнизовать среду в детском саду  для развития у детей двигательной активности....