Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет
материал

Суворова Алла Владимировна

Календарно-тематическое планирование

для детей 6-7 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад№9 «Малахитовая шкатулка»

Календарно-тематическое планирование

для детей 6-7 лет

Составила воспитатель высшей категории

 Суворова Алла Владимировна

МБДОУ ДС№9 «Малахитовая шкатулка»

Приложение 4(2)

Образовательная область «Социализация – коммуникативного развития» (Социализация)

Тема, цель игры

Ознакомление с окружающим

Обучающие игры

Предметно-игровая среда

Активизирующее общение

Неделя/

дата

Дорожное движение.

Цель: обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на дороге, на улице и в общественном транспорте.

1. Беседа «О правилах дорожного движения».

2. Наблюдение: дать представление о назначении улицы, из чего она состоит.

3. Наблюдение: познакомить детей с функциями работниками ГИБДД.

4. Наблюдение: выяснить зависимость движения транспорта и людей от работы светофора. Чтение произведения О. Базарова «Светофор».

Д/и «На улицах города».

Рассказы детей из личного опыта «Дорога в детский сад».

Инсценировка на фланелеграфе «Случай на дороге».

Познакомить с сигналами светофора, действиями транспорта и людей.

Рисование на тему «Дорожное движение».

Подбор дорожных знаков, иллюстраций по ПДД.

Изготовление атрибутов к игре: светофора, дорожных знаков. Подбор модулей, предметов-заместителей, костюмов. Проектирование улицы города в группе д/с.

Проблемная ситуация: необходимо отправить детей в летний лагерь. На посту, за нарушение правил, останавливает постовой (случилась авария, наезд на пешехода).

Проблемные вопросы: как перейти улицу, где можно заправить транспорт, где водители могут перекусить, как определить место медицинского пункта, где разрешается езда на велосипеде и т.д.

1-4

Нефтяники

Цель: ознакомление дошкольников с трудом нефтяников. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

1. Рассматривание иллюстраций о труде нефтяников: вышек, буровой, добычи нефти и др.

2. Рассказ воспитателя о профессиях: оператор, помбур, водитель, крановщик и т.д.

3. Чтение рассказов из серии «Земля сибирская», беседа по содержанию. Кто основал Сибирь, для чего нужна стране нефть и т.д.

4. Рассматривание учебного набора «Нефтепродукты».

5. Экскурсия детей на куст, где происходит добыча нефти.

Д/и «Кому, что принадлежит». Спортивная игра «Самый ловкий».

Рассказы детей на тему «Мой папа (моя мама) – нефтяник Сибири».

Рисование на тему «Буровая вышка». Просмотр видеосюжета «Добыча нефти».

Изготовление атрибутов к игре: каски, нефтепровод, вышка, трубы и т.д. подбор игрушек и предметов-заместителей. Внести спецодежду нефтяников. Изготовить карту добычи нефти.

Активизация словаря: бурильщик, буровая, нефтяник, вышка, скважина, бур, труба, пласт, нефть, газ и т.д. Проблемные ситуации: геологоразведка объявила о месторождении нефти, стране нужно топливо для выработки бензина. Необходима карта освоения скважин, кто привезет трубы, как установить вышку.

5-8

Детский сад.

Цель: побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни. Продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.

1. Экскурсия по д/с:

- прачечная;

- кухня;

- медкабинет;

- кабинет швеи;

- кабинет заведующего;

- в младшую группу;

- наблюдение за работой няни.

2. Беседа о труде взрослых в д/с.

3. Чтение худ. Литературы.

Д/и «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?»

Р/И «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Собери группу».

Игровое упражнение «Кукла заболела», «Стирка».

Оказание помощи в организации игровой обстановки. Подбор игрушек и предметов-заместителей. Внесение спецодежды.

Распределение ролей. Уточнение обязанностей по ходу игры. Совместная игра с детьми, воспитатель берет на себя роль заведующего. Создание проблемной ситуации:

- д/с закрыт на ремонт;

- открытие нового д/с.

9-12

Строители

Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры, формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителя.

1. Рассматривание иллюстраций на тему «Строители».

2. Чтение А. Кардашова «Строитель Громов», А. Барто «Я живу в Москве».

3. Экскурсия к строящемуся зданию. Обратить внимание детей на профессии строителей, каменщиков, штукатуров, электриков. Кто начинает и кто заканчивает строительство, как дружно строят.

4. Экскурсия по городу для знакомства с красивейшими архитектурными зданиями.

Д/и «Кто, кем работает».

Изучение схем построек. Обучение приемам конструирования. Загадывание загадок. Составление творческих рассказов. Разыгрывание сюжетных сценок: выбрать бригадира, каменщиков, крановщика, водителей и т.д.

Подбор иллюстраций на тему «Строительство». Подбор схем, чертежей, построек. Подбор атрибутов для игры. Подбор модулей, предметов-заместителей.

Проблемная ситуация: произошла космическая катастрофа, жителям Земли необходимо построить новые дома на Марсе. Как добыть строительный материал, кто будет строить жилища, больницы, ангары и другие помещения.. на чем перевозить строительный материал, кто будет украшать фасад, крыши зданий, дворы и т.д.

Где разместится армия, животноводческое хозяйство и т.д.

13-16

Поликлиника

 Расширять предс тавления детей о профессиях людей, работающих в поликлинике. Разви вать игровой диалог, игровое взаимо действие, коммуника тивные навыки детей. Воспитывать у детей чувство благодарно сти к человеку за его труд..

1  Чтение художественной и познавательной литературы,

2.Рассматривание иллюстраций,

3.Просмотр мультфильмов «Айболит», «Бегемот, который боялся прививок»,

4.Экскурсия в медицинский кабинет; беседа о работе врачей, медсестры.

Д/и  «Что нужно для труда?», «Кто больше назовет действий», «Найди лишнее», «Кто что услышал»

Разыгрывание сюжетных сценок.

Ручной труд: изготовление карточек, знаков отличия профиля врача и т.д.

Оказание помощи в организации игровой обстановки и пространства. 1  изготовление атрибутов к игре «Поликлиника», «Аптека». Подбор предметов-заместителей.

Открытие поликлиники. Обсуждение плана игры. Распределение ролей, взятие на себя определенной роли. Уточнение обязанностей по ходу игры.

17-20

Армия.

Цель: обогащение знаний детей об Армии, о родах войск. Расширение представлений детйе о военных профессиях. Воспитывать у детей чувства патриотизма, гордости за свою Армию, восхищение героизмом военных.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск.

2. Чтение рассказов Б. Житкова «Красный командир», В. Митяева «Наша армия», С. Баруздина «Шел по улиц солдат».

3. Рассматривание альбома о российской армии.

4. Беседа с детьми о российской армии.

5. Просмотр д/ф «Морской разведчик».

Рисование и аппликации на тему, связанную с жизнью военных. Составление рассказа о российской армии. Лепка по произведениям З. Александровой «Дозор».

Подбор атрибутов игры: фуражек, пилоток и др. изготовление биноклей, панно, планшетов. Подбор модулей и предметов-заместителей.

Вопросы: В каких войсках ты служишь, где тебе хочется служить и т.д.

Проблемные ситуации: госграницу перешли нарушители, на море показались вражеские корабли, террористы захватили автобус с детьми и т.д.

В поход на военизированные игры необходима рота солдат. Разведчик принес пакет с секретными документами.

21-24

Библиотека.

Цель: обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.

1. Рассказ воспитателя о труде воспитателя.

2. Экскурсия в детскую библиотеку.

3. Чтение рассказа Данилина «Данилины письма».

4. Чтение рассказа С. Маршака «Книжка про книжку».

5. Экскурсия в школьную библиотеку.

Составление рассказа с детьми о том, что увидели на экскурсии.

Ремонт детских журналов и книг. Рисование на тему «Странички детских книг». Выучить стих Филатова «Дворец книг».

Изготовление детских книжек. Завести карточки-формуляры на каждого ребенка. Изготовить полки для журналов и книг. Подбор предметов-заместителей.

Актив словаря: картотека, формуляры, типография. Проблемные ситуации: необходимо найти книги авторов Чуковского, Маршака, где взять. Поступила большая серия учебников для школьников, кто примет и оформит.

Проблемные вопросы: как называют работников библиотеки, как называют зал, где читают книги, куда записывают взятую литературу.

25-20

Космонавты

Цели: способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание ответственного отношения к учению. Совершенствование физической подготовки. Обучение самостоятельно развивать сюжет игры.

1. Рассказ о празднике, посвященному Дню космонавтики.

2. Рассматривание иллюстраций о космосе: космические корабли, станции, звездное небо. Аппараты для испытания космонавтов, продукты питания, обмундирование и т.д.

3. Чтение рассказа о летчике-испытателе, первооткрывателе космоса, Юрии Гагарине.

5. Просмотр видеосюжета о космосе.

Д/и «Угадай по описанию». Составление коротких рассказов о космосе. Рисование космических кораблей или разукрашивание заготовок. Разыгрывание ролевых сценок: полет на Луну, фото Луны.

Изготовление атрибутов для игры: телескоп, компьютер, костюмы для космонавтов, макет корабля.

Подбор иллюстраций и картин о космосе. Подбор модулей и предметов-заместителей.

Активизация словаря: станция, планета, космос, кто управляет полетом, невесомость, орбита.

Проблемные вопросы: для чего необходимо осваивать космос, кто управляет полетом, где стартуют космические корабли, как двигается корабль в космическом пространстве, почему космонавты не могут передвигаться по кораблю обычным способом, в каком виде готовят космонавтам пищу.

29-32

Школа

Цели: обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Знакомство и приучение дошкольников к режиму школьной жизни.

1. Экскурсия к зданию школы, посмотреть вывеску, стадион, как ученики торопятся в школу.

2. Экскурсия в школу. Знакомство с кабинетами, классами, спортивным классом, столовой, актовым залом, библиотекой.

3. Рассказ о профессии учителя, что он учит детей думать, рассуждать, доказывать, открывать новые знания.

4. Чтение рассказов о школе.

5. Просмотр видеосюжета «Первое сентября», составление рассказа с детьми.

Рисование на тему «Школа». Д/и «Собери портфель».

Аппликация «Первое сентября». Подбор книг о школе. Подбор иллюстраций на тему «Школьная жизнь».

Изготовление школьных принадлежностей: мини-тетрадей, дневника. Сложить в портфель принадлежности: пенал, карандаш, альбом, ручки. Подобрать для игры предметы- заместители, внести модули, доску, таблицы для уроков русского языка, математики.

Активизация словаря: портфель, пенал, тетрадь, кл. руководитель, актовый зал, спортзал, литература и т.д.

Проблемные ситуации: необходимо определить выпускников д/с в школу, заболел учитель русского языка, в библиотеку поступили новые учебники, в актовом зале праздник для детей, обед в столовой.

33-36

  1. Образовательная область «Социализация – коммуникативного развития» (Труд)

Неделя/дата

Задачи и содержание работы

Тема и программное содержание

Практические задания

1-4

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Игра « Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность.

Игра – соревнование « Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре.

НОД « Собираем урожай» - вызывать желание трудиться, пробуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Закреплять умения детей следить за личной гигиеной.

Учить Ребенка выполнять обязанности дежурного.

 

Сбор урожая и семян на огороде в детском саду.

Формировать представление о труде взрослых

« Нефтяники» - воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.

Беседа на тему « Кто трудится в детском саду» - учит различать профессии взрослых по существенным признакам.

Подготовить атрибуты к игре.

 

Конструирование здания детского сада.

Самообслуживание 

Оказать помощь друг другу в одевании верхней одежды.

Х.Б.Т

С.Р.И. « Парикмахерская» - обогатить знания о личной гигиене

труд в природе

Мытье комнатных растений - совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе.

 Подготовка комнатных растений

5-8

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Игровое упражнение « Все делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду.

Формировать представление о труде взрослых

НОД « Познание» « Здоровье» «Мое здоровье в моих руках» - формировать у детей интерес к профессии врача, взаимосвязи здоровья и здорового образа жизни.

Самообслуживание 

Д.и. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду.

Х.Б.Т

Игра - соревнование « Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.

Заправить свои кровати.

труд в природе

Поручение: «Сбор листьев на участке»- побуждать принимать активное участие в уборке прогулочного участка.

Собрать   листья на участке.

9-12

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Беседа на тему: « Порядок в шкафу» - формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.

Навести порядок в своем шкафу, сложить красиво одежду.

Формировать представление о труде взрослых

НОД « Познание» « Все профессии важны – все профессии важны» - закреплять и расширить представления детей о труде взрослых.Узнать о профессии своей мамы

Самообслуживание 

Следить за чистотой одежды – закрепить умение отряхивать одежду после прогулок от снега.

Отряхнуть одежду от снега

Х.Б.Т

СРИ « Семья» - приучать детей с ответственностью вы . Мытье строительного материала - Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.

Подготовить атрибуты к игре.

Совместно с воспитателем помыть строительный материалполнять свои обязанности

труд в природе

Задание « Сгребание снега вокруг деревьев и кустарников» - воспитывать бережное отношение к природе. Вызывать желание трудиться.

Сгрести снег вокруг молодых деревьев и кустарников.

13-16

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Досуг « Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.

 Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» - закреплять последовательность стирки кукольного белья. Поручение « Помочь дворнику расчистить участок от снега» - развивать умение видеть целесообразность трудовых действий.

Обыгрывание отрывков из сказки Чуковского « Мойдодыр)

Расчистка от снега прогулочного участка

Формировать представление о труде взрослых

Наблюдение за работой дворника – воспитывать любовь и уважение к работе дворника.Составить рассказ «Как я могу помочь дворнику»

Самообслуживание 

Как правильно мыть руки – самостоятельно без напоминания взрослого мыть руки с мылом и пользоваться своим полотенцем. 

Х.Б.Т

Мытье игрушек - формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность.

Вымыть игрушки

труд в природе

Навести порядок в коробке с инвентаремпо уходу за центром природы.

Разобрать инвентарь по уходу за комнатными растениями.

17-20

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

 Беседа: « Моя одежда и обувь» - воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.

 Поручение - Привести в порядок кукольную одежду - Закреплять умения стирать( сортировать белье на светлое и темное, замачивать и т.д.); знать правила стирки; учить пришивать пуговицы; воспитывать привычку к чистоте, аккуратность.

 Совместная деятельность «Покормим птиц» - закрепить знания о жизни птиц зимой, воспитывать желание заботиться о них.

Проследить за своим внешним видом и за внешним видом товарищей.

 Подготовить кукольную одежду для стирки.

 

 

Подготовить корм для птиц.

Формировать представление о труде взрослых

Наблюдение за работой водителя спец. Транспорта – расширять знания о спец. Транспорте воспитывать интерес к технике и труду взрослых

Самообслуживание 

Следить за внешним видом – закрепить умение без напоминания взрослого следить за своей одеждой во время прогулки.

Поправить куртку, шапку, завязать шарф.

Х.Б.Т

Раскладывание книг в книжном уголке - продолжать учить без напоминания взрослого раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку, аккуратность, опрятность.

Следить за тем, чтобы дети убирали на полку книги после просмотра

труд в природе

Постройка снежной горки для куклы – воспитывать желание трудиться в коллективе.

Собрать снег для горки

21-24

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Беседа на тему: «… И зубной порошок!» - Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.

 Игра – соревнование « Кто лучше очистит участок от снега» - воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.

 Совместные действия «Посев семян укропа и петрушки»- Учить подготавливать бороздкидля посева семян; воспитывать желание помогать взрослым, развивать трудолюбие.

Разделиться на команды, определить территорию.

 

Подготовить ящик, землю, семена.

Формировать представление о труде взрослых

Экскурсия в кабинет врача – стоматолога. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать уважение к труду взрослых

Физкультурный досуг « 23 февраля – красный день календаря» - формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.

Конкурс рисунков « Кабинет врача – стоматолога».

 

Подготовка атрибутов и инвентаря.

Самообслуживание 

Следить за чистотой своих зубов – совершенствовать навык без напоминания взрослого чистить зубы после приема пищи.

Х.Б.Т

ХБТОтбор игрушек, подлежащих ремонту - Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Отобрать игрушки для ремонта

труд в природе

Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений - закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого отношения к ним

Наполнить емкости водой

25-28

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Беседа: « Культура поведения во время приема пищи» - закреплять навыки культурного поведения за столом.

 Игра - соревнование « Самый лучший дежурный» - учить самостоятельно, без напоминания взрослого готовить рабочие места сверстникам и убирать материалы после НОД.

 Пересадка комнатных растений - Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; формировать умение работать аккуратно, старательно.

Аккуратно принимать пищу, следить за осанкой.

 

Подготавливать и убирать рабочие места.

 

Подготовка горшков, земли для пересадки растений.

Формировать представление о труде взрослых

Д.И. « Кукла Окся» - закреплять знания о труде оленевода.

Изготовление совместного коллажа « Жизнь в тундре»

Самообслуживание 

Когда мы используем носовой платок - закреплять умение своевременно, без контроля и напоминания взрослого пользоваться носовым платком.

Своевременно пользоваться платком

Х.Б.Т

 Мытье стульчиков - Учить соотносить свою деятель ность с трудом других; совершенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственное отношение к труду.

Отобрать стулья которые нужно помыть.

труд в природе

Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора - закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Опрыскивать растения

Опрыскивать растения

29-32

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Беседа: « Чистота тела» - закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

 Игра - соревнование « Все держим в чистоте» - Закреплять умение замечать непорядок, устранять его; продолжать учить использовать отделения шкафчика по назначению; воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.

Посадка фасоли в ящики - Продолжать учить подготавливать бороздки для посадки; упражнять в умении сажать самостоятельно; воспитывать любознательность

Следить за частотой рук и лица.

 

Следить за порядком в шкафчиках.

 

 

Подготовить ящики, почву для посадки.

Формировать представление о труде взрослых

СРИ « Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.

Подготовка атрибутов к игре.

Самообслуживание 

Отряхивание одежды от мокрого песка – продолжаем учить следить за своим внешним видом.

Отряхнуть одежду от песка после прогулки

Х.Б.Т

Наведение порядка в группе - развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях.

Разложить на места игрушки, пособия.

труд в природе

Сбор на участке мелкого мусора – воспитывать положительное отношение к труду.

Собрать на участке мелкий мусор и ветки

33-36

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ и труда в природе

Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» - закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.

 Поручение «Уборка в умывальной комнате» - Продолжать формировать культуру труда; воспитывать аккуратность.

 Задание Посадка картофеля на огороде – формировать знание о росте и развитии растений; закрепить умение работать сообща.

Заправить одежду, застегнуть пуговицы на рубашке, причесаться.

Помыть свои стаканчики, полки для полотенец.

 Подготовка инвентаря, картофеля для посадки

Формировать представление о труде взрослых

Подбор иллюстраций о труде взрослых - Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать положи тельное отношение к труду.

Привлечь родителей к подбору иллюстраций о различных профессиях, и оформление альбома.

Самообслуживание 

Д.и. «Завяжи шнурки» - Закрепить умение самостоятельно завязывать шнурки на ботинках.

Самостоятельно завязывать шнурки на ботинках..

Х.Б.Т

Ремонт книг - Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам.

Отобрать книги для ремонта

труд в природе

Сбор поломанных веток на участке – формировать желание трудиться сообща.

Сбор поломанных веток на участке.

Образовательная область «Речевое развитие» (художественная литература)

Программное
содержание занятия

Наглядные пособия,
материалы

Виды и формы совместной деятельности педагога с детьми

1

Литературный калейдоскоп.

Цель: повторить с детьми известные им стихотворения и сказки

    2

Заучивания наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька»

Цель: повторить с детьми известные им стихотворения и сказки; помочь запомнить и выразительно прочитать новое стихотворение; продолжать приучать детей внимательно рассматривать иллюстрации издания сказок

1. Чтение произведений: «Чудесные истории про зайца по имени Лею [2, с. 136]; Э. Успенский «Страшная история» [2, с. 180).  

2. Рассказ о шалостях взрослых [5, с. 152].

3. Беседа о замечательной книге — словаре [5, с. 158].
4. Словообразование по аналогии прилагательных (ушастый глазастый зубастый; синеглазый кареглазый зеленоглазый заплаканная зарёванная).
5. Дидактическая игра «Что лишнее?» (белый гриб, подберёзовик, подосиновик, маслёнок, корзинка для грибов).
6. Разбор картинок, на которых надо найти предметы (зверей, птиц, цветы),
спрятанные художником («Кто где спрятался?»).
7. Речевая игра «Солнечные зайчики» [6, с.
79].
8. Разучивание скороговорки: «Горячи кирпичи. Соскачи-ка с печи, испекика-ка
в печи
 из муки калачи!» [7, с. 72].

3

Литературный калейдоскоп

Цель: помочь детям вспомнить веселые рассказы, запомнить и выразительно прочитать стихотворение А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…», учить пересказывать отрывки из произведений.

1. Чтение произведений: И. Бунин «Первый снег»; Б. Заходер «Собачкины огорчения» [2, с. 152]; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка) [2, с. 29].
2. Прочтение наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька...».
3. Сочиняем нехитрые истории из жизни Зайчишки[5, с. 156].
4. Беседа на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».
5. Речевая игра «Поле чудес» [5, с. 163].
6. Занимательный вечер «Сказки разных стран и народов» [5, с. 169].

 7. дидактическая игра «Буква заблудилась».
12. Работа со словарём: игра «Кто больше слов на букву назовёт».

13. Настольно-печатная игра «Собери из букв слова и фразы».
14. Чтение небылицы «Вы послушайте, ребята» [2, с. 13].
15. Занимательный вечер «Сказки русских писателей»

4

 Литературный калейдоскоп. Заучивание стихотворения «Тает месяц молодой...» С. Маршака.
Цель: познакомить детей с различными новогодними стихотворениями, выяснить их предпочтения; помочь запомнить и вы- разительно прочитать новое стихотворение [1, с. 117]

Детские книжки с произведениями С. Маршака

1. Игровое упражнение «Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько
их» (картинки, на которых художники изобразили несколько предметов, хитроумно расположив их один относительно другого).
2. Рассказ воспитателя «Что меня порадовало» (рассказы об успехах детей)
[5,
С. 151].
3. Работа со словарём: игра «Кто больше слов на букву
З назовёт».
4. Разучивание скороговорки: «Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой».
5. Речевые игры «Кто что делает?» [б, с. 184]; «Стой! Палочка, остановись!»
[4, с. 75].
6. Чтение рассказа А. Куприна «Слон» [2, с. 198], стихотворения К. Фофанова
«Нарядили ёлку в праздничное платье...» [1, с. 118].
7. Игра с картинками-загадками «Что изменилось?» [5, с7. Игра с картинками-загадками «Что изменилось?» [5, с. 163].

5

Литературный калейдоскоп

Цель: закрепить умение рассказывать по картинкам с фабульным развитием действия; совершенствовать умение придумывать названия к картинкам; развивать языковое чутье, подбирая рифмующееся слово – часть стихотворной строки.

1. Игровое упражнение «Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько
их» (картинки, на которых художники изобразили несколько предметов, хитроумно расположив их один относительно другого).
2. Рассказ воспитателя «Что меня порадовало» (рассказы об успехах детей)
[5,
С. 151].
3. Работа со словарём: игра «Кто больше слов на букву С
 назовёт».
4. Разучивание скороговорки: «Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой».
5. Речевые игры «Кто что делает?» [б, с. 184]; «Стой! Палочка, остановись!»
[4, с. 75].
7. Игра с картинками-загадками «Что изменилось?» [5, с7. Игра с картинками-загадками «Что изменилось?» [5, с. 163].

6

 Литературный калейдоскоп. 
Цель: повторить с детьми знакомые стихотворения, познакомить с новыми; с по- мощью разных приёмов помочь вспомнить содержание рассказов о животных и пересказать
их содержание; помочь за- помнить и выразительно читать стихотво- рение «Зима» И. Сурикова

Книги о

 животных с иллюстрациями

1. Чтение произведений: былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
[2, с. 24); Н. Некрасов <Мороз-воевода»; П. Бажов «Серебряное копытце»

2. Работа со словарём: игра «Кто больше слов на букву Н назовёт»
[4,
С. 77].
3. Игровое упражнение «Подумай и скажи».
4. Разбор картинки, на которой изображены одинаковые по названию, но разные по оформлению предметы, среди которых два предмета одинаковые
(«Найди два одинаковых предмета — двух мышат, два мыльных пузыря, двух
петушков, двух ящериц» и т. п.).
5. Рассказ воспитателя о том, что его порадовало.

7

Литературный калейдоскоп.
Цель: помочь детям вспомнить художественные произведения, их авторов, пере- сказать отрывки из произведений; упражняться в чтении скороговорок, загадывании загадок; помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение «Удивительная кошка» д. Хармса;

1. Чтение произведений: Е. Баратынский «Весна, весна!»; Л. Н. Толстой
«Прыжок» [2, с. 193]; Х.-К. Андерсен Гадкий утёнок» [2, с. 502].
2. Работа со словарём: игра «Кто больше слов на букву Ф назовёт».
3. Игровое упражнение «Расскажем всё о куклах» [4, с. 87].
4. Обсуждение проблемы «Кого из взрослых ты любишь и почему?»
5. Составление небылиц.
6. Вечер весёлых рассказов по альбому «Рассказы в картинках».
7. Дидактические игры: «Ничего не забудь» («Обувь — это... туфли, босоножки, кеды, сандалеты, сапоги» и т. д.); «Оркестр» [6, с. 88].
8. Подвижная игра «Мы весёлые ребята» [6, с. 192)

8

Литературный калейдоскоп.

Цель: вспомнить и повторить с детьми знакомые стихотворения, народные и авторские сказки, вызвать у детей желание проявить свою эрудицию – знание иллюстрированных изданий книг известных писателей с рисунками не менее известных художников.

Выставка книг — красочно иллюстрированных изданий сказок, знакомых детям

1. Чтение произведений: А. Шаров «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков» [2, с. 389]; М. Лермонтов «Бородино»; украинская песенка «Веснянка».
2. Работа со словарём: игра «Кто больше слов на буквы
Ш  и  Щ назовет».
3. Дидактические игры: «Инопланетяне», «Что лишнее?».
4. Игровое упражнение «Что собрали братья?» [4, с. 89].
5. Обсуждение проблемы «С кем бы ты хотел дружить и почему? А с кем ты
дружить не хочешь?».
6. Вечер весёлых рассказов по альбому «Маленькие рассказы».
7. Игра-небылица «Как так?» (Педагог предлагает сочинить свою небылицу,
подсказывает первые строчки: «Каша в тарелке, огонь в горелке».)

9

Заучивание нового стихотворения.
Цель: побудить детей прочесть любимые стихотворения, познакомить их с новыми стихами, предложив выбрать одно из них для заучивания наизусть [1,с. 145]
.

1. Чтение произведений: В. Лебедев-Кумач «Священная война»; Е. Воробьёв
«Обрывок провода» [1, с. 145].
2. Игры и упражнения со словами и в слова.
3. Проговаривание чистоговорок.
4. Игры с разрезными картинками.
5. Пальчиковые игры.
б. Игровые упражнения «Что не верно?» [4, с. 41]; «Кто летит в самолёте?»
[4,с.90].
7. Вечер весёлых рассказов по альбому «Рассказы в картинках».
8. Работа со словарём: игра <(Кто больше слов на букву
Я назовёт».
9. Дидактические игры: «Закончи предложение» [6, с. 242]; «Почемучка»
[б, с. 244]

  1. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)

Тема занятия

Цель занятия

Материал

Основные направления работы с детьми
(совместная деятельность педагога и детей)

1

Что мы умеем
и любим лепить?

Изучить интересы и возможности детей в лепке

Глина, пластилин, стеки (по желанию каждого ребенка)

образов служат форма листьев, стеблей, цветков, разнообразие ароматов; неповторимые сочетания формы, цвета, запаха создают своеобразную, только этому растению присущую прелесть.

2. Рассматривание фотооткрыток с изображением растений. Предложить детям рассмотреть растения и отобрать те, которые им больше всего нравятся.

3. Чтение сказки о цветах.

4. Составить композицию-букет из живых или сухих цветов и веток и украсить им группу

2

Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений

Вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы

Глина, «живые» листья деревьев и кустарников, влажные тряпочки, небольшие кусочки тонкого картона для прижатия листьев пластинами

1. Наблюдение за красотой осенних деревьев и кустарников на прогулке

2. Показать, как осенняя окраска листьев с преобладанием желтых и коричневых тонов придает пейзажу особую чарующую силу. Обратить внимание детей на то, что красный цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины)

3. Сбор сухих листьев на участке детского сада

4. Работа детей с бумагой разного фактуры для вырезания фигур округлой формы и наклеивания их на бумагу по образцам (веточка рябины и т.д.)

5. Размещение на «полоске красоты» предметов городецкой росписи

6. Организация выставки книг, в оформлении которых используются городецкие узоры

3

Лепка из глины плошек для сухоцветов и расписывание ангобом

Побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные приемы лепки и художественно-декоративные средства;

Глина, стеки

1.Составление композиций из сухих листьев и плодов деревьев, кустарников, украшение ими группы

2.Дидактическая игра «Цветовое лото»

3. Лепка из глины плошек

4. Роспись просушившихся плошек ангобом

5. Упражнение в создании аранжировки из сухоцветов

6. Наблюдение «Осень разноцветная»

4

Буква, с которой начинается твое имя

Учить детей использовать эскиз с графическим изображением буквы для последующего создания лепной формы; развивать умение применять прием раскатывания и сплющивания для изображения

Глина, стеки, половина листа бумаги для эскиза, простой графитный карандаш, кусочки картона для каждой отдельной буквы

1.Лепка из глины букв

2 Роспись изготовленных из глины высохших букв.

3. Рассматривание книг со сказками. Обратить внимание детей на декоративное оформление заглавной буквы

        

5

Лепка глиняных игрушек, с которыми дети хотели бы играть

Заинтересовать детей возможностью самим для себя создать предметы для игр и занятий по интересам

Большое количество мелких предметов и бросового материала, глина, пластилин

1. Беседа «Потешный промысел»

Цель: познакомить детей с крупнейшими центрами «потешного» промысла

2. Лепка для себя игрушек из глины

3. Размещение на «полочке красоты» глиняных игрушек

4. Лепка любых игрушек в подарок малышам

5 Дидактическая игра «Глиняные игрушки»

6

Значок с изображением буквы, на которую начинается твое имя

Упражнять детей в самостоятельном создании индивидуальных художественных образов в лепке.

Глина, стеки, английские булавки для каждого ребенка, значки

1. Упражнение детей в лепке предметов с использованием налепов , вдавливания

2. Создание коллекции «Значки»

3. Рассматривание книг со сказками. Обратить внимание на декоративное оформление заглавной буквы

7

Колокольчики из глины для украшения к новогоднему празднику

Упражнять в лепке простых предметов шарообразной формы (колокольчика) путем скатывания глины между ладонями круговыми движениями, а затем в создании полой формы с использованием приемов вдавливания, вытягивания, обработки края кончиками пальцев и т.п.

Деревянная палочка, покрашенная в красный цвет, короткие ленточки зеленого и красного цветов, глина, стеки

1. Лепка любых игрушек в подарок малышам

2. Упражнение в использовании различных приемов лепки из пластилина (налепы, вдавливания)

8

Волшебный цветок

Побуждать детей доступными им  приемами лепки, передавать особенности сказочных образов цветов, добиваясь  выразительности с помощью внесения других материалов

Глина, стеки, коробка с невысокими бортиками, наполненные любыми мелкими предметами, а также природные материалы

1. Рассматривание иллюстраций из книг, открыток на рождественскую тематику. Обратить внимание детей на «волшебство» этих иллюстраций

2. Упражнение в приемах цветового контраста

3 Лепка любых игрушек в подарок малышам

4. Дидактическая игра – лото «Цвет и форма»

5. Упражнение детей в овладении приемами лепки предметов, состоящих из нескольких частей; добиваться изящества формы

9

Птица счастья в подарок маме

Побуждать детей доступными им средствами выразительности передавать форму, строение птицы; учить приемам декоративного украшения вылепленных изделий

Скульптура малых форм и другие виды скульптуры, народные игрушки с изображением птиц, глина, стеки

1. Выставка дымковских, филимоновских, тверских птиц, хохломских ковшей-птиц, городецких птиц, изделий с вышивкой, иллюстраций из учебного наглядного пособия

2. Чтение народных сказок, в которых встречается образ птицы

3. Рассматривание детьми панно «Жар-птица», сделанного ранее

Цель: предложит детям объяснить, как им удалось добиться нужного результата и передать яркость оперения Жар-птицы

4. Упражнение детей в овладении приемами лепки предметов, состоящих из нескольких частей; добиваться изящества формы

10

Волшебный предмет

Побуждать детей понятно для окружающих и выразительно лепить какой-то предмет, наделяя ее волшебными свойствами.

Глина, стеки, коробка с невысокими бортиками, наполненные любыми мелкими предметами, а также природные материалы

1. Рассматривание иллюстраций к сказкам. . Обратить внимание детей на «волшебство» этих иллюстраций

2. Упражнение в приемах цветового контраста

3 Лепка любых игрушек в подарок малышам

4. Дидактическая игра – лото «Цвет и форма»

5. Упражнение детей в овладении приемами лепки предметов, состоящих из нескольких частей; добиваться изящества формы

11

Военная техника

Развивать воображение детей. Добиваться выразительной передачи предметов. Объединить работы детей на общем панно.

1. Рассматривание иллюстраций военной техники;

2. Чтение произведений на военную тематику;

3. Рисование военной техники

4. Заучивание стихов

5 Спортивное развлечение

12

Украшение в подарок маме

Помогать детям отбирать и использовать для украшения вылепленных изделий средства выразительности в соответствии с формой предмета

Глина, стеки, клей ПВА, скрепки, булавки, украшения в качестве образцов

1. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с цветами

2 Рассказ об истории какого-либо известного детям цветка (напримерлегенда о тюльпане)

3. Роспись вылепленных украшений для мамы краской или ангобом (по своему желанию)

13

Украшаем вылепленные изделия нанесением на глину фактуры с помощью ткани

Научить детей приему украшения вылепленных изделий с помощью прижимания кусочка ткани с грубым переплетением волокон к пластичным материалам

Глина, стеки, кусочки ткани с грубым переплетением волокон (мешковина, рогожка и т.п.); небольшие сосуды с водой, мокрые тряпочки для сглаживания поверхности глины

14

Лепка мышат для игры «Помоги двум мышатам встретиться»

Побуждать детей к лепке мышки по  представлению, добиваясь выразительности при передаче формы, строения

Лист плотной бумаги с изображением двух норок, лабиринта, подземных ходов между ними; глина, стеки, игрушка Мышка

1. Рассматривание скульптур малой формы: мышь (из разного материала)

15

Игрушки-сувениры в подарок друг другу

Продолжать формировать умения детей, связанные с художественно-образным отражением в лепке предметов и явлений окружающей действительности; вызвать интерес к созданию лепных миниатюр в подарок друг другу

Глина с добавлением клея ПВА, стеки, пластмассовые футляры-пеналы от сувенира «Киндер-сюрприз»

1.Рассказ детям об истории создания воздушных змеев

Цель: вызвать интерес к изготовлению и украшению воздушных змеев; побуждать детей использовать известные им средства выразительности (цвет, форма и др.) для создания красочного изображения

2. Лепка сувениров

3. Роспись вылепленных игрушек-сувениров

4. Рассматривание скульптур малой формы из разных материалов: герои русских народных сказок

16

Народная глиняная игрушка

Показать разнообразие видов народной глиняной игрушки(дымковская, филимоновская, тверская, каргопольская), выделить характерные признаки, сходство, различие: образы, украшения, сочетания цветов

Народные глиняные игрушки, иллюстрации из учебно-наглядного пособия, открытки; глина, влажные салфетки, стеки, доски или станки

1. Беседа «Богородская игрушка»

Цель: привлечь внимание детей к красоте народной деревянной игрушки, показать затейливость образов, разные приспособления для движения; научить детей узнавать образы богородской игрушки среди других видов (дымковская, филимоновская, каргопольская, тверская игрушка), видеть отличие деревянной игрушки, фактуру поверхности («лохматые» медведи)

2. Размещение на «полочке красоты» богородских игрушек

3. Упражнение в закреплении навыков лепки народной игрушки из глины или пластилина

17-18

Что мы умеем лепить

Изучить интересы и возможности детей в лепке (контрольные срезы)

Пластилин, стеки

1. Целевое наблюдение «Любуемся красотами весенней природы

2. Упражнение детей в овладении навыками декоративного украшения созданных изображений

3. Дидактическая игра «Теплый – холодный»

  1. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация)
  2.  

Тема

Программное содержание

Материал

1

Фрукты, овощи, грибы.

Учить более точно передавать форму, строение, окраску предметов. Располагать вырезанные элементы на основе, подбирая их по цвету, величине.

Прямоугольники, полоски разной окраски, клей.

2

Осенний натюрморт.

Учить вырезать и объединять композицию натюрморта несколько видов овощей, фруктов, грибов в сочетании с цветами, вазой.

Полоски разноцветной бумаги, клей, листы А4

3

Осенние цветы

Формировать умение вырезать и наклеивать многолепестковые цветы (астры, хризантемы) путем складывания квадрата трижды, пополам.

Разноцветные квадраты и прямоугольники.

4

Снежинки

Учить вырезать снежинки разных форм приемам складывания квадратной заготовки на части. Наклеивать на контрастный по цвету фон.

Квадраты белой бумаги, ножницы, клей, темный фон.

5

Зимний лес

Учить отбирать содержание аппликации и красочно его реализовать, применяя знакомые приемы вырезания, композиции и сочетания цветов.

Полоски разноцветной бумаги, светлый фон, клей, ножницы.

6

Подарок папе

Учить передавать несложную композицию. Закреплять приемы вырезания на глаз. Учить проявлять творчество, самостоятельность.

Полоски разноцветной бумаги, светлый фон, клей, ножницы.

7

Подснежники в корзине

Учить вырезать цветы путем складывания квадрата трижды пополам и плести плоскую корзину из полосок. Формировать умение составлять композицию.

Полоски разноцветной бумаги, светлый фон, клей, ножницы.

8

Золотая рыбка. Дно морское.

Учить изображению на глаз разных по форме и строению рыб. Формировать умение составлять композицию. Активировать творческий подход детей к трактовке темы.

Прямоугольник, квадраты светлых тонов.

9

Сказочная птица

Закреплять приемы силуэтного вырезывания. Творчески интерпретировать образ птицы.

Полоски разноцветной бумаги, светлый фон, клей, ножницы.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

(Художественный труд, конструирование)

Неделя

Тема

Программное содержание

1

Плетение из бумаги «Коврик»

Учить детей плести коврик из бумаги, подбирая полоски по цвету, проявлять аккуратность в работе

2

Работа с фольгой

Познакомить со свойствами фольги, учить скручивать полоски, делать из скрученных полосок колечки, цепочки.

3

Работа с природным материалом «Фигурки животных»

Учить детей придумывать и делать фигурки животных из природного материала (шишки, желуди, каштаны) 

4

Работа с поролоном «Зайчик»

Познакомить детей с новым материалом – поролон, учить делать перетяжки и надрезы на поролоне, создавая игрушку.

5

Работа с бумагой «Елочные игрушки»

Воспитывать желание трудиться для общего дела, умение проявлять творчество при изготовлении игрушек

6

Работа с бросовым материалом «Кулон»

Учить вырезать кулон из картона, облеплять его пластилином, украшать крупой, семечками, развивать фантазию

7

Работа с использованным материалом «Ваза»

Учить детей облеплять вазу пластилином и украшать ее крупой, яичной скорлупой. Развивать фантазию

8

Поделки из пробки «Птичка»

Учить делать поделки, используя природный материал

9

Ажурное панно «Цветы»

Учить делать красивые поделки из теста и раскрашивать их красками.

Образовательная область «Физическое развитие» (Охрана здоровья)

Неделя/дата

Тема, цель

Совместная деятельность педагога с детьми

Художественная литература

3

Тема: «Как устроено тело  человека»

Цель: ознакомить детей с тем, как устроено тело человека

Упражнение «Нос, нос, нос»

Дидактические игры:

«Обведи и дорисуй», «Нарисуй семью по трафарету», «Нарисуй и дорисуй своего друга», «Собери из геометрических фигур животное», «Сравни и назови»

Беседа «Когда я вырасту»

Беседа «Моя семья»

Рассматривание фотографий семьи

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Врач»

Энциклопедия

8

Тема:  «Здоровье и болезнь»

Цель: научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

Дидактические игры:

«Я расту». «Живое не живое», «Убери лишнюю картинку», «Угадай по описанию», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Умею – не умею», «Зачем нужны глаза, уши, нос и т.д»

К. Чуковскй «Айболит»

12

Тема: «Как работает сердце человека»

Цель: познакомить детей с назначением и работой сердца

Дидактические игры:

«Что изменилось», «Что художник неправильно нарисовал», «Найди такого же цвета», «Найди оттенки», «Кто как говорит»

Беседа «Ребятишкам про глаза»

Беседа «Про очки»

Беседа «Береги свои глаза»

Беседа «Почему мы видим мир цветным»

Сюжетно-ролевые игры: «Врач», «Больница», «Семья»

А.Барто «Очки»

Н.Орлова «Телевизор»

«В сумерках»

16

Тема: «Одежда и здоровье»

Цель: познакомить детей с тем, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть надо правильно одеваться

Упражнения психогимнастики:

«Жадный пес», «Злюка», «Гроза», «Смелый заяц», «Ласка», «Удивление»

Рассматривание картинок на темы: «Почему рассердилась (обрадовалась) мама», «Почему поссорились друзья»

Беседа «давайте будем вежливыми»

Беседа «Уроки этикета»

Сюжетно-ролевая игра «В гости»

И.Зиедоне «Сказка о жадине»

Н.Найденова «Новая девочка»

А.Кузнецова «Подружки»

Я.Аким «Неумейка»

А.Барто «Мальчик наоборот», «Девочка-ревушка», «Вот так защитник»

С.Михалков «Упрямый Фома»

20

Тема: «Микробы и вирусы»

Цель:  дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы)

Дидактические игры:

«Что мне нужно для ухода за волосами (ногтями, руками, телом)», «Какое полотенце»

Оформление выставок бантиков, заколок, обручей, расчесок.

Беседа «Советы чистюль»

Беседа «Пять дел перед сном»

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Салон красоты», «День рождение куклы Маши», «Врач»

Вечер досуга «Мойдодыр в гостях у ребят»

С.Капутян «И меня»

В.Орлова «Хрюшка обижается»

Н.Пикулева «Умывалочка»

С.Михалков «в парикмахерской»

Э.Успенский «Страшная история»

И.Демьянов «замарашка»

А.Кондратьев «Зеркало»

23

Тема: «Витамины и полезные продукты»

Цель: познакомить детей о пользе витаминов и их значении для здоровья человека

Дидактические игры:

«Вредно-полезно», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья», «Валеология»

Беседы: «Вкусные конфеты», «Зачем нужен желудок»

Ситуации: «когда и как полезно есть», «как правильно сидеть за столом во время приема пищи»

З.Александрова «Вкусная каша», «Большая ложка»

А.Прокофьев «Вечером»

И.Мазнин «Каша»

Е.Благинина «Простокваша», «Аленушка», «Обедать»

27

Тема: «Личная гигиена»

Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

Беседы: «Зачем человеку зубы», «Когда нужно ходить к зубному врачу», «Как себя вести на приеме у зубного врача»

Дидактические игры:

«Что полезно, что вредно для зубов», «Можно-нельзя», «Чудесный мешочек»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «На приеме у зубного врача»

Психогимнастика: «Вкусные конфеты», «Вкусное варенье»

Н.Егоров «Редиска», «Тыква», «Горох», «Лук», «Огурец»

С.Капутян «Шепчет ротик»

Пословицы и поговорки о языке и зубах

Е.Пермяк «Язык и нос»

32

Тема: «Спорт»

Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека

Упражнения на развитие силы рук и ног, на развитие мелкой моторики

Беседа «Хочу быть как папа», «Зачем человеку сердце», «Красивая осанка»

Обсуждение: «Про какого человека можно сказать: у него золотое сердце»

Пальчиковые игры

Дидактические игры: «Виды спорта», «Найди вид спорта», «Что полезно, что вредно

О.Дриз «Правая, левая»

С.Капутян «Пожалейте нас»

А.Барто «Сто ножек»

В.Квитко «Бабушкины руки»

Е.Багрян «Маленький спортсмен»

Э.Машковская «Приказ»

35

Тема: «На воде, на солнце»

Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности

Образовательная область «Познавательное развитие»

дополнительная программа «Юный шахматист»

Месяц

Тема и номер занятия

Цель

Содержание деятельности

Октябрь

№1 Шахматная доска

Познакомить с шахматной доской. С терминами поля: белые и черные.

Чтение и инсценировка дидактической сказки “Удивительные приключения шахматной доски”. Знакомство с шахматной доской.

Дидактические игры:

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

№2 Шахматная доска

Учить располагать доску между партнерами. Знакомить с понятиями- горизонталь- вертикаль.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры “Горизонталь”, “Вертикаль”, «Диагональ».

№3 Шахматная доска

Знакомить с понятием диагональ. Закреплять понятия-горизонталь- вертикаль.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина “Приключения в Шахматной стране” (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки “Лена, Оля и Баба Яга” (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание “Диагональ”.

№4 Шахматные фигуры

Знакомить с общим названием «фигуры», с названием с каждой из фигур.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”

.«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Мешочек: дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

Ноябрь

№5 Начальное положение

Знакомить с начальным положением фигур на поле. Учить их расставлять. Закреплять понятия «фигуры», их названия

Расстановка фигур передшахматной: партией. Правило “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

 Просмотр  “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Мешочек”, “Да и нет”, “Мяч”.

 «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Мешочек: дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

 «Мяч» Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

№6 Начальное положение «Ладья»

Учить находить ладью в начальном положении, знакомить с правилами хода «Ладья»

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

№7

Ходы взятие фигур. Ладья

Закреплять и продолжать учить правилам хода и взятия фигурой «Ладья». «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи)

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

№8

Начальное положение. Слон.

Учить находить слона в начальном положении, знакомить с правилами хода фигуры Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка».Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Декабрь

№9

Ходы и взятие  фигурой Слон.

Продолжать знакомить с ходами и взятием фигурой «Слон»

Слон против слона, два слона против одного, два слона против двух.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

№10

Ходы и взятие. Ладья против Слона.

Продолжать знакомить с ходами и взятием фигурой «Слон» и «ладья». Игра на уничтожение.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника .

№11

Начальное положение «Ферзь»

Знакомить с фигурой : Ферзь,  ее  начальным положением, ходами.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

№12

Ходы и взятие. «Ферзь»

Продолжать знакомить с фигурой: Ферзь ее ходами и взятием.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Мешочек». Дети  по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Январь

№13

Ходы и взятие.

«Ферзь» против «ладьи» и «Слона»

«Игра на уничтожение» - учить детей совершать ходы ферзем против ладьи и наоборот.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

№14 Начальное положение «Конь».

Знакомить с начальным положением фигуры «Конь», ее ходами.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

№15

Ходы и взятие. «Конь».

Продолжать учить детей ходить фигурой «Конь», брать другие фигуры. «Игра на поражение».

“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Февраль

№16

Ходы и взятие «Конь» против «Ферзя», «Ладьи», «Слона».

Учить играть на уничтожение  «Конь» против «Ферзя», «Ладьи», «Слона».

“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.  “Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин”.

№17

Начальное положение «Пешка»

Знакомить с пешкой, на начальное положение, ее ходами и взятием.

№18

Ходы и взятие«Пешка»

Продолжать учить играть пешкой (ходы, взятия), знакомить с понятиями (королевская пешка, ферзевая, слоновая).

“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана

“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

“Большая и маленькая”. На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

№19

Ходы и взятие. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Учить играть пешкой на уничтожение. Продолжать знакомить с понятиями (коневая пешка, ладейная пешка).

“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Март

№20

Начальное положение Король

 Знакомить с местом короля, начальным положением, его основным значением на поле.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания “Лабиринт”, Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.

№21

Ходы и взятие.

Король против других фигур

Учить играть на уничтожение королем против других фигур. Учить защищать королевское поле. Знакомить с понятием

«Ограничение подвижности»

“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

№22

Цель шахматной партии.

 Шах

Знакомить с понятием Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

 Дидактические задания“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.

“Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.

 “Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

№23

Цель шахматной партии. Шах

Знакомить с понятиями «Открытый шах», «Двойной шах».

“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.

“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

Апрель

№24

Цель шахматной партии. Мат

Знакомить с понятием Мат, как с конечной целью игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Дидактическое задание:”Мат или не мат”.Определить дан ли мат в данном случае или нет.

№25

Цель шахматной партии: Мат.

Знакомить с понятием «Мат в один ход». Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Мат или не мат. Определить дан ли мат в данном случае или нет.

№26

Цель шахматной партии: Мат.

Продолжать знакомить с понятием Мат – рассмотреть разные случаи (простые)

Мат или не мат.Определить дан ли мат в данном случае или нет.

№27

Цель шахматной партии Ничья, пат

Знакомство с понятием пат, ничья. Варианты ничьей. Отличие пата от мата.

Мат или не мат.Определить дан ли мат в данном случае или нет.

Пат или не пат. Определить в данном случае пат или не пат.

Май

№28

Цель шахматной партииРокировка

Знакомство с понятием Рокировка. Обработка рокировки (длинные и короткие рокировки). Учить правилам рокировки.

Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание “Рокировка”. Дети должны определить можно рокировать или нет.

Мат или не мат.Определить дан ли мат в данном случае или нет.

Пат или не пат. Определить в данном случае пат или не пат.

№29

Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия

Учить играть всеми фигурами из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения без ограничений.

“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.

“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

одновременно на две черные фигуры.

“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – п“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть обить незащищенную фигуру.

“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они

проиграли одну из своих фигур.

“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

№30

Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия

Шахматная партия - играть всеми фигурами из начального положения.

Шах или не шах. Приводится ряд положений дети определяют стоит ли    король под шахом или нет.

Защита от шаха. Белый король должен защититься от шаха.

№31

Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия

Заключительное занятие.

Повторить

изученное в течение года. Обследовать детей, поднять их эмоциональный настрой, укрепить интерес к игре  через инсценировку.

Праздник «Шахматное королевство»Педагог разрабатывает сценарий с

 учетом интересов детей используя      изученные игры и театрализацию.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...