КОНСПЕКТ занятия "Семья" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Куренкова Ольга Николаевна

Программные задачи

Образовательные

Формировать понятие о семье; систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи.

Развивающие

Развивать речевую активность, закрепить понятие «древа семьи», «генеалогического древа»

Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение при отгадывании загадок

Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции

Воспитательные

Приобщать к элементарным общепринятым моральным нормам: взаимопомощи, уважения, любви к членам семьи,  почитание родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Куренкова Ольга Николаевна

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в подготовительной к школе группе

Куренкова Ольга Николаевна,

воспитатель, краевого государственного казённого учреждения «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №21»

ТЕМА «СЕМЬЯ»

Вид непосредственно образовательной деятельности

Занятие. Интегрированная деятельность

Интегрируемые образовательные области

«Художественно эстетическое развитие»

«Познание»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Здоровье.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, координация речи с движением при выполнении физкультминутки.

Виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Продуктивная

Цель

Создание проблемно-поисковой ситуаций, позволяющей детям использовать имеющиеся и приобретать новые знания, удовлетворение их познавательных интересов.

Программные задачи

Образовательные

Формировать понятие о семье; систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи.

Развивающие

Развивать речевую активность, закрепить понятие «древа семьи», «генеалогического древа»

Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение при отгадывании загадок

Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции

Воспитательные

Приобщать к элементарным общепринятым моральным нормам: взаимопомощи, уважения, любви к членам семьи,  почитание родителей.

Словарная работа

- генеалогическое древо, древо семьи.

Форма проведения

Комплексное занятие.

Материалы и оборудования

Иллюстративный материал по сказке в форме презентации; иллюстрации к загадкам, в форме презентации, столы, материал для создания древа,  мольберты, попурри из песен о семье и членах семьи, конверты с фотографиями членов семей воспитанников, коробочка с фигурками уточек по количеству детей.

Предварительная работа с детьми

Чтение русских народных сказок, сказок других народов.   Художественное творчество — аппликация «древо семьи». Беседы с детьми о родственниках, рисование их.

«Речевое развитие. Чтение художественной литературы»

Чтение   сказки «Изий», автор Александр Юзыкайн.

«Познание»

Индивидуальные беседы о семьях воспитанников.

Создание условий для продуктивной самостоятельной деятельности

Создание древа семьи

Техническое сопровождение

Магнитофон, экран, проектор, компьютер

Взаимодействие со специалистами

Музыкальный  руководитель – попурри из песен о семье и членах семьи.

Социальный педагог – информация о родственниках воспитанников.

Описание непосредственно образовательной деятельности

по теме «Семья»

Дети входят в группу, воспитатель встречает детей.

Воспитатель: - Добрый день, дорогие ребята.

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель:- Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Вставайте полукругом к экрану. Сейчас, ребята, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте. Слушайте и смотрите внимательно. Если отгадаете правильно, то отгадка появиться на экране.

Воспитатель загадывает загадки, иллюстративное сопровождение на экране в презентации.

Воспитатель:

1. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

2. Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, …(ПАПА)

3. Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат, 
Для меня он — старший …(БРАТ)

4. Мама с папой говорят, 
Что теперь я — старший брат, 
Что за куколка в коляске 
Плачет? Видимо, от тряски? 
В ванной ползунков гора! 
Брату кто она? …(СЕСТРА)

5. Ароматное варенье, 
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки

У любимой …(БАБУШКИ)

6. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной,  любимый …(ДЕД)
.

Воспитатель: - Молодцы! Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О семье.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о семье.

Семья – это счастье, любовь и удача, 

Семья – это летом поездки на дачу. 

Семья – это праздник, семейные даты, 

Подарки, покупки, приятные траты. 

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

Мечты о хорошем, волнение и трепет. 

Семья – это труд, друг о друге забота, 

Семья – это много домашней работы. 

Семья – это важно! 

Семья – это сложно! 

Но счастливо жить одному невозможно! 

Воспитатель: - Ребята, а что такое семья?

Дети: - Это мама, папа, я.

Воспитатель:- Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Воспитатель: - Назовите самых старших членов семьи.

Дети:- Бабушка и дедушка

Воспитатель:-  Назовите самых младших членов семьи.

Дети:- Это дети.

Воспитатель: - Кем приходятся друг другу мальчик и девочка.

Дети: - Они брат и сестра.

Воспитатель:- А кем приходятся дети бабушке с дедушкой?

Дети: - Мальчик для дедушки с бабушкой внук. (Девочка для дедушки и бабушки – внучка.)

Воспитатель:- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей?

Дети: - Они родители

Воспитатель: - Кем приходится девочка родителям?

Дети:- Девочка для них дочка.

Воспитатель:- А кем приходится мальчик маме и папе?

Дети:- Мальчик для мамы и папы – сын.

Воспитатель: - А теперь давайте сядем в кружок.

Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?

Дети: - Да.

Воспитатель:  - В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Я прочитаю  вам сказку, слушайте внимательно, друзья.

- Сказка называется «ИЗИЙ», сочинил ее Александр Юзыкайн. «Изий» в переводе с марийского языка обозначает младшая дочь.

  1. Чтение сказки (иллюстративное сопровождение на презентации).
  2. Беседа о нравственности по содержанию сказки.

Воспитатель: - Ребята, интересная сказка?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Она не только интересная, но и поучительная. Сказка – выдумка, но в ней поученье для людей.

Воспитатель:- Ребята, сколько было дочерей у мамы?

Дети: - У мамы было три дочери?

Воспитатель: - Как звали старшую, среднюю и младшую дочь?

Дети: - Старшая - Чылдырвий, средняя-Удырас, младшая - Изий.

Воспитатель: - Как вы думаете, за что белочка наказала старшую дочь Чылдырвий и среднюю дочь Удырас, превратив их в лягушку и паучиху?

Дети: - Они были равнодушными, не внимательными, гордыми, не жалели свою маму.

Воспитатель: - Почему надо заботиться о своих родителях?

Дети:  - Потому что они нас любят, заботятся.

Воспитатель:- Ребята, кто из дочерей вам больше всего понравилась?

Дети:- Изий.

Воспитатель: - А чем младшая дочь Изий понравилась?

Дети: - Добрая, отзывчивая, хорошая.

Воспитатель: - Сейчас я вам напомню, как об этом говорится в сказке.

Тот, кто добр и щедр душой,

В мудрой памяти людской

как цветок весной цветет,

людям свет живой несет.

Вот поэтому об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.

И вы, ребята, старайтесь вести себя так, что бы о вас говорили только хорошее, и вам не было стыдно за свои поступки. Ведь не зря говорится в поговорке «Кто как себя ведет, такая слава и пойдет».

Воспитатель: - Сказку слушали, устали.

А сейчас ребята отдохнем.

 

ФИЗМИНУТКА

Осенью, весной,

Летом и зимой (хлопки руками)

Мы во двор выходим

Дружною семьёй. (маршируют на месте)

Встанем в круг

И по порядку

Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает, (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой (бег на месте)

И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)


Воспитатель:- Молодцы, ребята. А теперь, ребята, приглашаю вас в необычный чудесный сад. В этом саду растут сказочные деревья. Посмотрите внимательно, что сказочного вы видите?

Дети: - Вместо цветочков на деревьях фотографии.

Воспитатель: - Правильно. Это дерево моей семьи. У меня есть мама и папа. А здесь мой муж и я, а на веточках мои дети.

Воспитатель: - А кто ребята знает, как называется такое дерево?

Дети: - Древо семьи.

Воспитатель: - Древо семьи или генеологическое древо.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем «Древо семьи» или «Генеологическое дерево»

На мольбертах развешаны рисунки деревьев, которые дети нарисовали заранее.
Воспитатель:
 - А вот на других деревьях нет фотографий, вам нужно из простого дерева сделать сказочное дерево. У каждого и из вас есть братья и сестры, есть бабушки, дедушки и мамы с папами. Семья похожа на большое дерево: мощная и сильная семья, как и дерево, растёт, появляются новые веточки и листочки, которые любят тепло и ласку. 

Мы с каждым из вас заранее узнали о ваших родственниках у Анжелы Николаевны ( социального педагога). И если была возможность, то сделали фотографии, а если не было фотографий, мы с вами заранее нарисовали их.

Воспитатель раздаёт заранее приготовленные конверты с фотографиями членов семей воспитанников.

Давайте, сначала разложим фотографии на ваших генеалогических деревьях.
Воспитатель: - Как вы думаете кто корни этого дерева? 
Дети: - Бабушки и дедушки. 
Воспитатель: - Правильно самые старшие члены семьи. Они дают начало жизни. Это самые мудрые люди. 
Давайте фотографии ваших бабушек и дедушек поместим на корни дерева.
Воспитатель: - Ствол-это центр жизни, благодаря стволу дерево несёт веткам и листьям питательные соки. 
Воспитатель: - На ствол дерева мы поместим маму и папу. 
Воспитатель: - А  на веточки— сестру, брата, себя.

Воспитатель: - Сейчас, каждый из вас может вырасти свое семейное дерево. Перед вами лежат фотографии вашей семьи. Вам сначала нужно разложить, а потом наклеить.

Работа за столом

Воспитатель: -Какие красивые сказочные деревья получились у каждого из вас. Это дерево вашей семьи.

Воспитатель:-  Ребята, кто из вас желает рассказать про свою семью?

Рассказы детей

Воспитатель:

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните. 
Хочу, чтоб про вас говорили друзья. 
Какая хорошая ваша семья! 

Воспитатель:-  Ребята, у меня есть сундучок знаний. Кто сегодня на занятии узнал, что-то новое, может взять на память небольшой подарок, но для этого надо вначале сказать, что он узнал нового.

У вас в руках уточки. Уточка – символ семьи. Она приносит в семью удачу, счастье, любовь. Вам нужно уточку беречь и не терять. Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...