Проект по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Волшебный мир общения»
проект (средняя группа)

Усманова Ляйсан Рафаиловна

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Вследствие этого появляется отчужденность, враждебность, агрессивность – результат неумения ребенка общаться
с окружающими. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_obshcheniya.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по социально-коммуникативному развитию

детей среднего дошкольного возраста

«Волшебный мир общения»

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год

Актуальность
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Вследствие этого появляется отчужденность, враждебность, агрессивность – результат неумения ребенка общаться
с окружающими. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в школе.

Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь в социальной адаптации, развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им, развивают умение понимать друг друга, воспитывают доверительные отношения друг другу, развивают образное мышление.

Цель проекта — способствовать улучшению детско-родительских отношений, повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников и их родителей. Оптимизировать коммуникативные умения и навыки между всеми участниками проекта через игровую деятельность, педагоги – дети - родители.

Задачи проекта

  1. Создание положительного эмоционального настроя.
  2. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов.
  3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  4. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
  5. Формировать начальные навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
  6. Способствовать осознанию детьми необходимости соблюдения правил жизни группы.
  7. Формировать способность принимать критику взрослых и сверстников.
  8. Закладывать основы морального поведения.
  9. Развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками, способность к выражению своих мыслей.
  10. Развивать связную речь.
  11. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Ожидаемые результаты:        

• ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, умеет сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;

• умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

Создание методической базы, изучение материалов для реализации проекта. Изучение психолого-педагогической литературы по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста.

- Составление проекта, определение целей и задач.

-Составление картотеки коммуникативных игр, игр на социально-личностное развитие детей.

-Обогащение РППС настольными играми, иллюстративным материалом, атрибутами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

-Анкетирование родителей.

2 этап – основной

период

наименование мероприятия

цель

сентябрь

Пальчиковая игра-упражнение «Доброе утро, здравствуйте»

Цель: упражнять детей в приветствии; развить мелкую моторику рук, внимание, речь.

Беседа по теме «Что такое дружба»

Цель: формировать у детей понятия «друг», «дружба».

Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать и объяснять свои суждения.

Игра «Без слов»

Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

Игра «Подари улыбочку»

цель: знакомить детей друг с другом, помогать налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей

Игровая ситуация «Наши имена и фамилии»

Цель: Формировать привычку обращаться к взрослым по имени и отчеству, представляться при знакомстве, называя свое имя и фамилию. Добиться усвоения знаний о том, что у каждого есть свои имя и фамилия, которые отличаются друг от друга.

октябрь

Общение в ходе прогулки «Надо вещи прибирать, не придётся их искать»

Цель: учить самостоятельно раздеваться в определённой последовательности. Воспитывать бережное отношение к личным вещам.

Беседа «Зачем говорят «здравствуй»?»

Цель: формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Чтение стихов «Вежливые слова»

Цель: учить детей быть вежливым и доброжелательным по отношению к членам своей семьи и окружающим.

Беседа «Умеешь ли ты дружить?»

Цель: учить детей умению, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова, обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний

ноябрь

Имитационная игра «Мы в транспорте»

Цель: формировать представление об этичном и правильном поведении в транспорте: во время поездки не бегать по салону, сидеть, удерживаясь за поручни. Формировать культуру общения: громко не разговаривать, не баловаться, обращаться к взрослым на "Вы".

Упражнение «Одевание и раздевание»

Цель: приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке ( не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафа, не сорить, помогать товарищам)

Игра «Рассмеши смайлика Печальку»

Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения.

Ситуативный разговор «Комплименты для мамы»

Цель: способствовать развитию добрых чувств к маме, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать заботливое отношение к ней. Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая.) Обеспечить применение на практике умения говорить комплименты друг другу.

упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам

декабрь

Ситуация «Я хороший»

Развивать умение  описывать себя,  смотреть на себя с другой стороны.

Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость»

Познакомить с понятием вежливость.

Беседа «Какие бывают привычки»

Формировать у детей представления о вредных привычках;

-развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы;

-воспитывать желание следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться).

Игра «Давайте поздороваемся»  

цель: помогать налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей.

«Культура

поведения»

Закреплять правила поведения на праздничных утренниках и развлечениях: внимательно слушать и не вмешиваться в выступления товарищей, спокойно выполнять предложения ведущих.

январь

Ситуация: «Встреча с другом»

побуждать играть не ссорясь, помогать друг   другу и вместе радоваться успехам.

Беседа "Мальчики и девочки"

Формировать представление дружбы между мальчиками и девочками.

Беседа, дидактическая игра «Полезные и вредные привычки».

Формировать у детей умение различать полезные и вредные привычки. Вызвать у детей отрицательное отношение к плохим привычкам и положительное отношение к хорошим. Учить детей бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.  

Беседа, просмотр обучающего видеоролика, обсуждение «Пешеходный переход».

Совершенствовать представления о безопасности поведении на дороге. Познакомить с видами пешеходных переходов. Закрепить понятие «пешеход», объяснить, что для пешеходов существуют свои правила, которые необходимо соблюдать.

февраль

Беседа «Культура поведения за столом».

Способствовать формированию представлений о культуре поведения за столом во время приёма пищи, познакомить с понятием «этика». Вызвать у детей желание правильно и красиво вести себя, замечать недостатки в поведении других детей.

Беседа, рассматривание сюжетных картинок «Зимние игры и забавы».


Систематизировать представление о зимних играх-забавах. Формировать представление о том , что подвижный образ жизни и прогулки в любую погоду способствуют укреплению здоровья, улучшению настроения. Вызвать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Беседа, обсуждение «Безопасное поведение с животными».

Продолжать формировать знания детей о безопасном поведении в отношении с животными. Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Воспитывать уважение и бережное отношение к диким животным.

Беседа, игра «Школа пешехода».

Закрепить и уточнить знания о правилах дорожного движения. Закрепить понятие «пешеход», объяснить, что для пешеходов существуют свои правила, которые необходимо соблюдать. Совершенствовать навыки безопасного поведения на дороге.

игра : «Раз, два, три, четыре, пять – про кого хочу сказать?»

Цель: учить детей проявлять любовь и заботливое отношение к членам семьи, знать родственные отношения между членами семьи, как распределяются обязанности по дому (кто моет посуду, стирает, убирает игрушки и т.п.)

март

Игра «Солнечные лучики»

цель: налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей.

Беседа «Как меня зовут? Сколько мне лет?»

Цель: формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.

Беседа: «Какие взрослые люди тебя окружают в жизни?»

Цель: учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.

работа по развивающим карточкам «Хорошо и плохо» -

Цель: учить детей, глядя на картинку рассуждать, что такое хорошо и что такое плохо.

Игры с правилами «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. 

апрель

Игра «Карусель»

цель: налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей.

Подвижная игра «Надень и попляши»

Цель: приобщать к русскому фольклору. Учить говорить и действовать от имени персонажей. Активизировать партнерское взаимодействие в игре.

Чтение Е. Благинина «Алёнушка»

учить жить дружно, заботиться о малышах

Беседа: «Мы у врача»

Формировать представления о правилах поведения в общественных местах.

Дидактическая игра «Мы – разные»

Игра-беседа «Кто мы?»

Ситуация «Помоги другу»

Ситуация «Как развеселить друга»

Дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках. Учить детей различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния детей. Учить элементарным правилам культурного поведения в среде детей.

май

Беседа: «Где ты живёшь?»

Игра с мячом «Назови свою улицу (дом и т.д.)

Учить детей знать свою улицу, двор, дом, квартиру.

Д/игра «Настроение»

Д/игра «Моя семья» (с использованием  плоскостных фигур)

Учить детей видеть проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Учить детей из набора фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей, составлять семью, отражая при этом разные сюжеты из жизни семьи.

Беседа: «Профессия моих родителей»

Учить детей узнавать и называть людей отдельных профессий. Учить отвечать на вопросы о своей семье, о братьях и сёстрах.

Беседа: «Каким я был, какой я сейчас, каким я буду»

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.

Ситуация «Как звонить по телефону»

Учить детей самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы»). Познакомить детей с правилами общения по телефону.

Запланированные мероприятия

Рисование: «У меня сегодня такое настроение», «Мой страх», «Кляксы», «Веселая картинка»

Игры и игровые ситуации: «Общий круг», «Назови себя», «Снежный ком», «Ласковое имя», «Встаньте те, кто…», «Менялки», «Мое настроение», «Опиши друга», «Найди изменения», «Представь», «Зеркало», «Кто сказал?», «Радио», «Справа, справа от меня есть одно местечко», «Наоборот», «Превращение».  

Упражнения: «Как я поступаю», «Снежинки», «Рисуем всей группой», «Выбери игрушки, которыми любят играть мальчики - девочки», «Умей извиниться»

Сюжетно-ролевые игры: «Приём гостей», «День рождение», «Дружная семья», «Гости», «В гости к бабушке», «Кафе», «Такси», «В гостях».

Чтение художественной литературы: А. Кондратьев «Добрый день» И. Пивоваров «Вежливый ослик» А. Яшин «Встреча» А. Барто «Медвежонок - невежа», стихотворения на тему: «Этикет общения», сказка О. Хухлаевой «Не хочу», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», Волгина Т. «Два друга», Викторов В. «Дружат дети всей земли», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», разучивание мирилок, считалок.

Работа с пословицами и поговорками

Рассматривание иллюстраций из книг: «Хорошие манеры»; «Уроки этикета».

Взаимодействие с родителями:

1. Анкета «Проблемы социального развития дошкольников»;

2. Тест «Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком?»

3. Памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»;

5. Консультации «Ребёнок-зеркало семьи», «Родителям будущих первоклассников», «Роль папы в воспитании ребенка» «Игра как средство формирования доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми»

III этап – заключительный        

Подведение итогов

Анализ результатов проекта.

Создание альбома «В нашем садике родном – очень весело живём», коллаж «Дерево дружбы», оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», альбом добрых дел.

Литература

  1. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М: Книголюб, 2006.- 64с.
  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Издательство ГНОМиД, 2001- 160с.
  3. Прохорова Т. В. Я в мире людей: Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2009. – 84с.
  4. Хромова С. Учимся играючи: Игровые уроки общения для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально - коммуникативному развитию детей средней группы

В нашем проекте предложен материал по социально - коммуникативному развитию детей в направлении трудового воспитания....

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Занятие по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.  Задачи: 1. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе....