Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию "Добрые волшебники"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Чанцева Светлана Алексеевна

Материал занятия по социально-коммуникативному развитию "Добрые волшебники" может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. В ходе мероприятия дети продолжают знакомиться с понятиями "добро" и "зло", расширяют свои представления о плохих и хороших поступках. Большое внимание уделяется воспитанию культуры общения, доброжелательных отношений между детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrye_volshebniki.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по социально-коммуникативному развитию

«ДОБРЫЕ  ВОЛШЕБНИКИ»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • продолжать знакомить детей с полярными понятиями «добро» и «зло»;
  • формировать представления о хороших и плохих поступках;
  • совершенствовать навыки речевого общения.

Развивающие задачи:

  • способствовать формированию понятия доброты как ценного, неотъемлемого качества человека;
  • закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения;
  • пробуждать в детях стремление совершать добрые поступки, дела, оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование:

  • 5 мольбертов (4 - для деревьев Сада Доброты, 1 — для картинок с хорошими и плохими поступками);
  • магнитофон;
  • магнитная доска.

Демонстрационный материал:

  • куклы – эльфы;
  • книги: «Чудесные сказки», «Волшебные сказки», «Золотой ключик»;
  • сюжетные картинки по темам: «Я и мое поведение», «В мире народной мудрости»;
  • игрушки для инсценировки стихотворения М. Садовского «Доброе сердце»: щенок, котенок, птенец, еж, уж, черепаха, заяц.

Раздаточный материал:

  • украшение для деревьев: смайлики-улыбки, звездочки, цветы, сердечки (по количеству детей);
  • карточки с хорошими и плохими поступками (по количеству детей);
  • бумажные колпачки (по количеству детей);
  • колокольчики (по количеству детей).

Предварительная работа:

  • беседы на нравственные темы;
  • чтение стихов, рассказов, сказок о доброте;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением хороших и плохих поступков;
  • просмотр мультфильмов и обсуждение с детьми поведения героев;
  • разучивание пословиц о добре.

Методические приемы: беседа, художественное слово, показ, создание мотивации, поощрение, дидактические игры, подвижные игры, игры, направленные на контакт с телом, сюрпризный момент.

Организация детей на непосредственно образовательной деятельности

На ковре стоит четыре мольберта с изображениями деревьев – это сад Доброты. Украшения для деревьев: смайлики-улыбки, звездочки, цветы, сердечки (на магнитах) – лежат на четырех подносах. Напротив мольбертов стоят стулья для детей (углом).

Среди цветов стоят и сидят куклы-эльфы. На двух подносах стоят колокольчики и бумажные колпачки.

На магнитной доске висят сюжетные картинки по темам: «Я и мое поведение», «В мире народной мудрости». На полках стоят книги со сказками.

На столе разложены картинки с хорошими и плохими поступками.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть

(Звучит музыка из «Песни о волшебном цветке». Дети заходят в группу.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их. (Дети стоят полукругом лицом к гостям.)

Добрый день! – мы вам сказали.

Добрый день! (Говорят гости.) – сказали вы.

Как две ниточки связали теплоты и доброты. (Дети берутся за руки.)

Есть в ладошках теплота? - Да! (Дети протягивают руки вперед - ладонями вверх.)

А в сердечке доброта? - Да! (Дети прижимают руки к сердцу.)

Мотивационный момент

Воспитатель: Это хорошо, что у нас так много доброты, она нам сегодня очень понадобится. К нам прилетели эльфы и просят о помощи. (Дети подходят к столу, где среди цветов стоят и сидят куклы-эльфы.) Наши эльфы из доброй-доброй сказки. В их сказочной стране есть волшебный сад Доброты. Но злая волшебница Злоранда лишила все деревья в этом саду их чудесной силы и красоты. Поможем эльфам оживить деревья? (ответы детей) 

Но для этого нам самим необходимо стать добрыми волшебниками. А попасть в эту сказочную страну нам помогут волшебные колокольчики эльфов. (Раздаю детям колокольчики.) Вот теперь мы совсем как эльфы. Летим в сад Доброты.

(Дети звенят колокольчиками и «летят» в сад Доброты (на ковер), садятся на стулья.)

2. Основная часть

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и в Саду Доброты. Посмотрите, какие деревья здесь растут: дерево Добрых слов и улыбок, дерево Добрых дел, дерево Добрых сказок, дерево Добрых сердец. (Показываю и называю деревья поочередно.)

Как думаете вы, что такое доброта, добро? Кого можно назвать добрым? Как ведут себя добрые люди? (ответы детей)

Что такое добро? Это счастья кусочек,

Это свежего воздуха, ветра глоточек.

Ты его подари, и оно возвернется,

У кого-то сильней просто сердце забьется.

Не купить это слово и не продать,

Подарить его можно иль просто отдать...

Безвозмездно, не требуя денег обратно,

Это все очень просто и очень понятно.

«Дерево Добрых слов и улыбок»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что первый шаг к доброте – это доброе слово? Давайте вспомним эти слова вместе, и дерево Добрых слов оживет.

Игра «Подскажи словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)

Воспитатель: Ребята, а какие добрые слова вы еще знаете? (ответы детей) Молодцы! Добрые слова – это особенные слова. И говорить их надо по-особенному. Вы знаете, как? (ответы детей)

А еще волшебные слова надо говорить всегда с улыбкой. И ваша улыбка должна быть доброй, ласковой, приветливой. Все скорее встаньте в круг.

Психологическая минутка

(Дети встают в круг, сопровождают слова соответствующими движениями.)

Все скорее встаньте в круг!

Я – твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Игра «Здравствуй, друг»

(Дети встают парами, поворачиваются друг к другу лицом.)

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

Воспитатель: Как светло и радостно стало на душе у всех от наших улыбок. Подарите и дереву свои добрые улыбки, они вернут ему силу и красоту. (Раздаю детям смайлики-улыбки на магнитах. Дети прикрепляют их к кроне дерева. Садятся на стулья.)

Вот мы и оживили дерево Добрых слов и улыбок. Посмотрите, каким красивым оно стало!

«Дерево Добрых дел»

Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста, не только ваши слова должны быть добрыми, но и ваши поступки, и ваши дела. Надо стараться всегда и везде делать только добро. А вы делаете добро? Какие добрые поступки вы совершили? (ответы детей)

К сожалению, всё же есть в нашем мире царство Зла, которым управляет колдунья Злоранда, именно она пытается сделать наши сердца холодными, каменными, равнодушными. И если это ей удается, в мире совершаются злые дела. (Звучит фонограмма «Песни о добром и злом волшебниках».)

Вопросы к детям: Чьи поступки вам больше понравились? Почему? (ответы детей)

Не все знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо» Давайте поможем в этом разобраться.

Игра «Добрые и злые дела»

(На столе разложены карточки с хорошими и плохими поступками. Дети делят их на две группы, комментируют поступки.)

Воспитатель: Молодцы! Вы добрые ребята и всё делаете правильно. Пусть засияют звездочками ваши добрые дела на волшебном дереве. (Раздаю детям звезды на магнитах. Дети прикрепляют их к кроне дерева.)

Вот и дерево Добрых дел засияло от нашей доброты. Посмотрите, как красиво становится в саду. Давайте немного погуляем.

(Дети встают в круг.)

Физминутка

(Под фонограмму песни «Мы друзья с тобою».)

Светит шарик золотой,

Радуя и грея,

Поднимаются на носки,

тянут руки вверх.

Я возьму его с собой -

Вместе веселее.

Разводят руки в стороны, прижимают к груди.

Вместе мы продолжим путь

Тропкою лесною.

Маршируют.

Солнышко, не позабудь,

Мы друзья с тобою.

Машут рукой солнцу, прижимают к груди (к сердцу).

Веет ветер озорной,

Распевая песни.

Машут руками из стороны в сторону над головой.

Я возьму его с собой -

Вместе интересней.

Разводят руки в стороны, прижимают к груди.

Вместе мы продолжим путь

Тропкою лесною.

Маршируют.

Ветерок, не позабудь,

Мы друзья с тобою.

Машут рукой ветру, прижимают к груди (к сердцу).

Ой, из тучки дождь грибной.

Побежим быстрее.

Приседают.

Бегут.

Я возьму его с собой –

Вместе веселее.

Разводят руки в стороны, прижимают к груди.

Вместе мы продолжим путь

Тропкою лесною.

Маршируют.

Дождичек, не позабудь,

Мы друзья с тобою.

Машут рукой дождю, прижимают к груди (к сердцу).

(Дети садятся на стулья.)

«Дерево Добрых сказок»

Воспитатель: Ребята, мы уже помогли дереву Добрых слов и улыбок, дереву Добрых дел. Но посмотрите, какое грустное дерево Добрых сказок. А ведь мы все так любим сказки! Как вы думаете, за что? (ответы детей)

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

И, конечно, с доброй сказкой

Веселей на свете жить.

(Звучит фонограмма песни из мультфильма «Бременские музыканты».)

Вопросы к детям: Из какой сказки прозвучала песня? Как вы считаете, ее исполняют добрые герои? (ответы детей)

Но в сказках встречаются не только положительные, добрые герои, но и отрицательные, злые. (Звучит фонограмма песни из фильма «Приключения Буратино».)

Вопросы к детям: Как называется сказка? («Золотой ключик или Приключения Буратино») Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Почему вы так считаете?

(Звучит фонограмма песни из мультфильма «Лето кота Леопольда».)

Вопросы к детям…

Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, отзывчивыми милосердными.

Какие добрые сказки вы знаете еще? На какого сказочного героя вам хочется быть похожим? Почему? (ответы детей)

Подарите дереву за его чудесные добрые сказки цветы. (Раздаю детям цветы. Дети прикрепляют их к кроне дерева.) Вот и дерево Добрых сказок снова стало сильным и красивым.

«Дерево Добрых сердец»

Воспитатель: Ребята, мы с вами убедились, что доброе слово дружит только с добрым делом, а доброта живет только в доброй душе. Но прежде всего, доброта живет в добром сердце.

Инсценировка стихотворения М. Садовского «Доброе сердце»

Мальчик

Мама

Я как-то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

- Ну, что ж,- сказала мама, - пусть

он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка…

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого.

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова.

- Ну, что ж, — сказала мама, пусть

он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились.

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

- Ну, что ж, — сказала мама, - пусть

он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

- Ну, что ж, — сказала мама, - пусть живут.

В квартире так чудесно!

А если потесниться тут,

И нам найдётся место. (вместе)

Вопросы к детям: Что вы можете сказать о мальчике и его маме? Почему они так поступили? (ответы детей) Правильно, у них доброе сердце. А у вас доброе сердце? (ответы детей)

Подарите частичку своей любви и доброты дереву Добрых сердец. (Раздаю сердечки на магнитах. Дети прикрепляют их к кроне дерева. Садятся на стулья.)

Посмотрите, каким ярким, сильным оно стало от ваших добрых сердечек.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы и вернули волшебную силу и красоту всем деревьям в саду Доброты. Мы победили Злоранду! Нам помогла наша доброта! Теперь эльфы могут возвращаться в свой волшебный сад Доброты. (Ставлю или сажаю эльфов на мольберты «под деревьями».)

Улыбнитесь ласково нашим добрым эльфам, помашите им рукой и скажите: «Мы желаем вам добра!» (Дети машут эльфам и желают добра.)

Пора возвращаться в детский сад. И снова нам помогут вернуться волшебные колокольчики эльфов. (Раздаю детям колокольчики. Дети звонят и уходят из сада Доброты.)

Релаксация

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть добрыми волшебниками? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей)

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра,

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей!

Эльфы дарят вам на память волшебные колпачки. Всегда помните о том, как нужна и важна в этом мире доброта.

А теперь повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь и скажите: «До свидания! Мы желаем вам добра!».

(Дети под музыку уходят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

«Зайчонок в гостях у детей» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во II младшей группе

«Зайчонок  в гостях у детей» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во II младшей группе...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...