Детско-родительский проект «Здравствуй детский сад!»
методическая разработка

Челнокова Наталья Витальевна

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой.

Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Многое здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Однако многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей, поскольку меняется не только режим дня. но и окружающий ребенка мир.

Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей во взаимодействии с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_adaptatsii.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 комбинированного вида

Василеостровского района Санкт0Петербурга

Детско-родительский проект

«Здравствуй детский сад!»

Подготовили:

Старший воспитатель Челнокова Н.В.

воспитатель Кулагина Н.Л.

г. Санкт-Петербург

2021 г.

Вид проекта: информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.

Продолжительность проекта: 3 месяца (сентябрь - ноябрь).

На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т.д.

Участники проекта: дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проблемы:

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой.

Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Многое здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Однако многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей, поскольку меняется не только режим дня. но и окружающий ребенка мир.

Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей во взаимодействии с родителями.

Цель проекта: совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.

2. Создание условий, направленных на стимулирование у малыша доверительного отношения к незнакомым взрослым в процессе совместной предметно- игровой деятельности.

3. Формирование системы взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетентности.

Этапы работы:

1 этап. Подготовительный.

  • Изучение методической литературы;
  • Повышение уровня педагогической компетенции;
  • Подбор материала для анкетирования родителей, составления «Листов адаптации»;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Оформление и обновление развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • Подготовка материалов для родительского уголка по адаптации;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.

2 этап. Основной.

Начинается с посещения воспитанниками дошкольного учреждения

  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка;
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется «Лист адаптации»);
  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями воспитанников.

- Информационная часть. На протяжении всего основного этапа воспитатели взаимодействует с родителями, повышая их педагогическую компетенцию.

- Практическая часть.  Предлагаются совместные игры, упражнения с детьми и родителями.

Цель данной части - формировать у родителей умение вовлекать детей в игру, формировать навыки совместной игровой деятельности;

- «Дневник достижений».  В этой части родителям предлагается понаблюдать за ребенком в домашних условиях и решать, поставленные задачи:

- сформировать положительное отношение к детскому саду;

- научить ребенка навыкам самообслуживания и культурно-гигиеническим навыкам.

На этом этапе воспитатель предлагает каждой маме завести «Дневник достижений», куда она записывает все, чему научила малыша. Ведение дневника стимулирует родителей к активному общению со своим ребенком. Побуждает родителей к самопознанию и осмыслению собственных примеров и методов организации жизни детей дома.

3 этап. Заключительный. 

  • Организация диагностической, аналитико-прогностической, рефлексивной деятельности.
  • Анализ проведенной работы, определение степени адаптации ребёнка, подведение итогов в виде презентации и отчета.

Ожидаемый результат:

  1. Дети лучше социализируются в детском саду.
  2. Период адаптации проходит в более короткие сроки, эмоциональное состояние малышей стабильное, они коммуникабельны, охотно общаются со взрослыми; степени адаптации легкая и средней тяжести.
  3. Ребята обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью
  4. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
  5. Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и семье.
  6. Повышение педагогической культуры и когнитивной компетентности у родителей.

 Механизм отслеживания результатов:

- анализ «Листов адаптации»;

- анкетирование родителей;

- собеседование;

- наблюдение;

- продукты совместной деятельности детей и родителей.

Модель комфортной адаптации детей раннего дошкольного возраста

(состоит из нескольких этапов):

  1. Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. (Определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности).
  2. Консультация для родителей (Мотивация родителей на активное сотрудничество).
  3. Установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
  4. Ребенок с родителем постепенно входит в группу детского сада по возможности. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
  • приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
  • приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
  • ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
  • ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
  • ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
  • ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  • ребенок остается на целый день.

На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада.  Этот этап - самый важный. Для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

  1. Ребенок включается в образовательную деятельность в группе.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата

Для успешной адаптации и ранней социализации детей был разработан и реализован план мероприятий, в основе которого лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, позволивший детям значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.

При первом знакомстве нашей целью было расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о здоровье малыша, узнать привычки, как к нему обращаются дома, какие навыки и умения сформированы, умеет ли занять себя, соблюдается ли режим в семье.

Основной задачей взаимодействия с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению является формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Малыш видит в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Во время утреннего приема детей встречали родителей и малыша, беседовали с родителями, рекомендовали попрощаться с ребенком ласково, уверенно и весело, показывая, что страха нет.

Использовали элементы телесной терапии: брали малыша на руки, обнимали, поглаживали, приглашали пройти в группу. Если малыш принес с собой игрушку, то обращали на нее внимание, предлагали назвать ее и показать, как он с ней играет.

Если ребенок плакал, предлагали ему умыться и попить водички. Установлено, что в психически напряженной стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию, которая затормаживает возникшие отрицательные эмоции. В группе вода находится в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить.

В период основного этапа проектной работы проявился факторы, затрудняющие адаптацию малыша к детскому саду. Этими факторами стали:

  • чрезмерная тревожность родителей;
  • нежелание давать ребенку большую самостоятельность;
  • ребенок не знает и не понимает слово «нельзя»;
  • отсутствие режима, адекватного возрасту малыша.

Мы заметили, что родители часто сами испытывают тревогу, поэтому прежде всего, старались успокоить взрослых, ведь дети чутко улавливают их настроение. Для этого приглашали осмотреть групповое помещение, показывали шкафчик, кроватку, игрушки, рассказывали, чем будут заниматься дети, во что играть. Обращали внимание на групповые информационные стенды, здесь родители могли найти любую интересующую их информацию, касающуюся режима дня, питания, расписания занятий, советы и рекомендации специалистов, различные памятки, касающиеся адаптации, укрепления здоровья. С каждым из родителей проводили индивидуальные консультации, беседы, как вести себя в той или иной ситуации, как помочь своему малышу в период привыкания к детскому учреждению.

Объясняли мамам, что важно, приучить малыша самостоятельно есть разнообразную пищу, уметь своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок. Приучать мыть руки при помощи взрослых, следить, чтобы дома было свое полотенце, так же как у мамы и папы.

Одно из важных условий, способствующих адаптации ребенка к условиям ДОУ – это приближение домашнего режима дня к режиму детского учреждения и соблюдение его в выходные дни.

Стоит отметить, что большинство родителей прислушиваются к советам и пожеланиям.

Большое значение придавалось работе над формированием культурно - гигиенических навыков и навыков самостоятельности. Ведь дети, умеющие самостоятельно есть, раздеваться, будут чувствовать себя уверенно, что положительно скажется на их самочувствии.

В первые дни пребывания в саду, нельзя резко менять стереотип поведения, в том числе и сложившиеся привычки в питании. Советовали родителям в первые дни приводить ребенка накормленным. Если малыш отказывался от пищи, мы ни в коем случае не заставляли его есть. Для облегчения привыкания предлагали находиться маме рядом и по возможности, принимать участие в процессе кормления.

Учитывая условия ДОУ, возможности родителей и особенности адаптационного периода, мы совместно с родителями выработали алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад, по которому дети шаг за шагом привыкали оставаться на весь день без родителей:

  1. первые дни посещать группу во время свободной деятельности;
  2. ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной деятельности;
  3. завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа;
  4. остается один с завтрака до обеда;
  5. остается на сон, но сразу после сна его забирают;
  6. остается один на целый день.

Последовательность в реализации всех этапов алгоритма стала залогом успешного приспособления малыша к новым условиям жизни.

Большую помощь в работе оказала информацияполученная из анкет, направленных на изучение условий жизни в семье, составе семьи, семейных традициях, об особенностях поведения ребенка, его предпочтениях, что позволило нам в дальнейшем определить тематику бесед, консультаций.

Анкета «Давайте познакомимся»

  1. Оцените состояние здоровья Вашего ребенка:

А) часто ли он болеет ___________________________________________________________

Б) состояние нервной системы:

  • Как он засыпает, спит _________________________________________________________
  • Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой _______________________________________________________________________________
  • Как реагирует на запреты ______________________________________________________
  • Наказывают ли ребенка дома: если да, то как _______________________________________________________________________________
  1. Перечислите привычки и традиции, которые сложились в Вашей семье:
  • Во время приема пищи ________________________________________________________
  • Во время засыпания ___________________________________________________________
  • В овладении культурно-гигиеническими навыками, пользовании туалетом ________________________________________________________________________________
  • Опишите воспитательные требования, которые вы предъявляете ребенку ________________________________________________________________________________
  1. Назовите любимые занятия Вашего ребенка ________________________________________________________________________________
  • Приведите примеры, когда, как и чем можно доставить ребенку радость ________________________________________________________________________________
  1. Семейная ситуация, в которой развивается ребенок:

А) полноценная ли семья ________________________________________________________

Б) живете ли вместе с бабушкой и дедушкой ________________________________________

В) каковы материальные условия жизни ____________________________________________

Г) есть ли в семье другие дети (братья, сестры) ______________________________________

5. Как Вы называете ребенка дома _________________________________________________

6. Как относитесь к детскому саду Вы и Ваш ребенок ________________________________________________________________________________

7. Какую помощь Вы могли бы оказать детскому саду и группе (ксерокопирование, участие в субботниках, съемка праздников, ремонт игрушек и т.д.)

_______________________________________________________________________________

Большое спасибо!

С целью изучение стиля семейного воспитания, родителям был предложен тест и ключ к нему.

«Я и мой ребенок»

МОЖЕТЕ ли ВЫ…

Могу и всегда так поступаю

А

Могу, но не всегда так поступаю

Б

Не могу

В

1

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4

…извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5

…сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас?

6

…поставить себя на место ребенка?

7

…поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

8

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9

…всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение.

11

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

12

…не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, просто незаслуженно обидел другого ребенка?

13

…устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ключ к тесту

ответ А- 3 очка, ответ Б - 2 очка, ответ В- 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Если вы набрали от 16 до 30 очков, забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы через чур строги, в других случаях излишне мягки; кроме того, вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Если вы набрали менее 16 очков, то это говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов- педагогов и психологов, познакомится с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Следует помнить основные принципы при организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей; создание активной – развивающей среды. Организация работы с родителями по обеспечению условий для успешного прохождения адаптационного периода детьми в детском саду должна начинаться задолго до непосредственного поступления ребенка и продолжаться до полного завершения адаптационного периода у каждого ребенка.

Работа с воспитанниками

Для определения характера адаптации мы использовали методику А. Остроуховой «Определение поведенческих реакций в соответствии с оценкой факторов адаптации», по ней составили «Лист адаптации». Признаками того, что ребенок адаптировался являются следующие параметры: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, положительное эмоциональное состояние, а также адекватные реакции на любые предложения воспитателя.

Достижения детей оценивались путем наблюдений и анализа: детских работ, проведения во время дидактических игр, непосредственного общения, создания игровых ситуаций, дыхательной гимнастики, игр на снятие эмоционального напряжения, релаксации.

По результатам листов адаптации выявлено:

Степень адаптации:

12 человек адаптировались в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели, быстро приспособились к коллективу, режиму дня и порядку детского сада. У детей преобладало устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, они активно контактировали со взрослыми и детьми.

5 детей адаптировались в степени средней тяжести: у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. По истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось. Эмоциональное состояние стабилизировалось. При поддержке взрослого дети стали легко отвлекаться и проявлять познавательную активность.

У 3 детей адаптационный период протекал в тяжелой форме. Эти дети редко посещали детский сад. Каждый раз родители пытались начать с 5-го шага, когда ребенка надо было оставить до конца тихого часа. Малыши это чувствовали и начинали проявлять признаки психического стресса.

К концу ноября мы вышли на следующие результаты: у большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляли инициативу, в деятельности либо подражали взрослым, либо наблюдали за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игр.

Работа с детьми

Работа с детьми была условно разделена на три этапа:

  • сентябрь (первые три недели) - «Мы знакомимся»;
  • сентябрь (4-5 неделя) – октябрь - «Мы привыкаем»;
  • ноябрь - «Мы осваиваемся».

Приемы и формы работы

Этап «Мы знакомимся»

Утренний приём:

Встреча вновь поступающих детей с яркой игрушкой – создание психологического комфорта.

Внесение новой игрушки, показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи игрушкой.

Внесение новой мягкой игрушки. Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске, на машинке и т.д.

Внесение в группу мячика. Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится. Предложить детям покидать, покатать мячик.

Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушки в «домики».

Игры с воспитателем:

«Дай ручку» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым

«Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым

«Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым

Ознакомление с окружающим – ориентация в пространстве

Знакомство детей с приёмной (раздевалкой) – «Мой шкафчик»

Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - спортивный уголок

Знакомство с туалетной комнатой – «Раковина для мытья рук, горшечная, стеллаж с полотенцами»

Продолжаем знакомство с группой – «Развивающие зоны» - знакомство со строительным материалом

Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка»

Общение:

Ситуация «Домик для моей одежды»

Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе»

Ситуация «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца»

Ситуация «Как дети играют в кубики»

Ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!»

Подвижные игры, хороводы:

«Шарик» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Зайка» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Догоню-догоню!» (игра с игрушкой) - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Лови мячик!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, расширение ориентировки, развитие движений

«Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений

Пальчиковые игры (развитие речевых навыков):

«Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила» - народные песенки

Фольклор, художественная литература:

Потешка для новичков: «Кто из нас хороший».

Потешка на утреннюю зарядку: «Каждый день, что мы встречаем, Мы зарядкой начинаем»

Потешки на умывание: «Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Теплою водою руки чисто мою», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…» 

Потешки на завтрак/обед: «Каша вкусная дымиться», «Утка-утенка, Кошка – котенка…», «Это - ложка, это - чашка.»

Потешка для тех, кто плачет: «Что мы плачем «А» да «А», «Не плачь, не плачь, детка...»

Потешки на одевание: «Вот они, сапожки…», «Шкафчик свой открывай и одежду доставай».

Потешка на уборку игрушек: «Тили-бом, тили-бом, Убираем весь наш дом».

Потешка на прогулку: «Мы гулять идем на улицу»

Потешка на укладывание спать: «Снял зайчишка тапочки».

Индивидуальная работа:

Формирование культурно-гигиенических навыков: учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду; стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок.

По развитию движений игры с модулями: перелезание, подлезание, присаживание.

Развитие речи:

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Упражнения на звукоподражание (пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку).

Формирование культурно-гигиенических навыков:

Учить последовательности при мытье рук.

Учить пить из чашки, есть ложкой.

Освоение социальных норм и правил:

Не разбрасывать одежду. Складывать в свой шкафчик.

Убираем игрушки на место (в свой домик).

Пользуемся своим полотенцем.

Не отбираем игрушки друг у друга.

Соблюдаем правила очерёдности игры с игрушкой.

Здороваемся при входе в детский сад.

Этап «Мы привыкаем»

Утренний приём:

Прием детей в группе.

Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями

Внести новую мягкую игрушку. Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске, на машинке и т.д.

Привлечь внимание детей к пирамидкам. Предложить детям собрать и разобрать пирамидки.

Внести нового героя Петрушку. Попросить детей поздороваться и познакомиться с ним, показать ему игрушки.

Предложить детям надуть воздушные шарики и поиграть с ними.

Игры с воспитателем:

«Выдувание мыльных пузырей» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Превращение в зверушек» - имитация движений, звукоподражание

Предметно-манипулятивная игра – действия с пирамидками (матрёшками, вкладышами, геометрическими формами)

«Дай ручку» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве:

Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - уголок «дом»

Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка» - повторение

Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол

Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - уголок «художник»

Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - книжный уголок.

Общение:

Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе»

Ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!» - повторение

Ситуация: «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы)

Ситуация: «Петрушкина коробочка с волшебными палочками»- знакомство с цветными карандашами

Ситуация: «Картинки в наших книжках».

Подвижные игры, хороводы:

«Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе

«Зайка» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений.

«Догоню-догоню!» (игра с игрушкой) - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Лови мячик!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, расширение ориентировки, развитие движений

Пальчиковые игры (развитие речевых навыков):

«Где же наши ручки?» «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…», «Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик дедушка»

- народные песенки

Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза».

Фольклор, художественная литература:

Потешка для новичков: «Кто из нас хороший».

Потешка на утреннюю зарядку: «Каждый день, что мы встречаем, Мы зарядкой начинаем»

Потешки на умывание: «Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Теплою водою руки чисто мою», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…» 

Потешки на завтрак/обед: «Каша вкусная дымиться», «Утка-утенка, Кошка – котенка…», «Это - ложка, это - чашка.», «Утка-утенка, Кошка – котенка…» 

Потешка для тех, кто плачет: «Что мы плачем «А» да «А», «Не плачь, не плачь, детка...»

Потешки на одевание: «Вот они, сапожки…», «Шкафчик свой открывай и одежду доставай».

Потешка на уборку игрушек: «Тили-бом, тили-бом, Убираем весь наш дом».

Потешка на прогулку: «Мы гулять идем на улицу»

Потешки на укладывание спать: «Снял зайчишка тапочки», «Вот и люди спят».

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба»

Индивидуальная работа

Формирование культурно-гигиенических навыков: закреплять последовательность при мытье рук. Учить пить из чашки, кушать ложкой. При одевании на прогулку учить детей снимать групповую обувь и убирать в шкаф.

Сенсорное развитие:

Игры-занятия с дидактическим материалом. Например, «Пирамидка». Цель: учить детей нанизывать кольца на стержень. Учить снимать кольца со стержня.

Формирование культурно-гигиенических навыков:

Учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок.

По развитию движений игры с модулями: перелезание, подлезание, присаживание.

Освоение социальных норм и правил:

Здороваться при входе в детский сад, в группу. Уходя – прощаться.

Не драться и не толкать других детей.

Убирать игрушки на место (в свой домик).

Убирать цветные карандаши в коробочку. Рисовать сидя за столом.

Книжки смотреть аккуратно, не рвать.

Этап «Мы осваиваемся»

Утренний приём

Прием детей в группе.

Показать детям игрушку-кошку. Поиграть в прятки «Где киска?» - нету, спряталась. Игра на звукоподражание.

Создать игровую ситуацию «Машина катает зверят». Предложить детям выбрать игрушку и прокатить на машине. Добиваться многократного повторения слова «би-би».

Создать игровую ситуацию - на полу разложит строительный материал.

Привлечь внимание детей к дидактическому столу.

«Утро радостных встреч» - встреча детей с заводными игрушками.

Игры с воспитателем:

«Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Приходите ко мне в гости, будем играть» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

Игры со строительным материалом

Предметно-манипулятивная игра – действия с баночками и крышечками.

«Выдувание мыльных пузырей» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Чудесный мешочек» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

Экспериментальная деятельность: «Катится – не катится» - действия с мячиком и кубиком.

«Играем с красивой посудой». Организовать чаепитие в игровом уголке. «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать».

Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве:

Знакомство детей друг с другом. Д/и «Давайте познакомимся».

Знакомство с группой- игрушечный уголок «Гараж»

Продолжать знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя».

Продолжать знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол

Общение:

Ситуация «Кого как зовут».

Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе».

Ситуация «Кого как зовут».

Ситуация: «Чудо-вещи вокруг нас».

Ситуация «Как дети полюбили ходить в детский сад»

Подвижные игры, хороводы:

«Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе

«Катаем игрушки на машинах» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

«Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений

Пальчиковые игры (развитие речевых навыков):

«Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…», «Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» - народные песенки

Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;

Знакомство с игрой - «Мы кружок нарисовали»

Фольклор, художественная литература:

Потешка для новичков: «Кто из нас хороший».

Потешка на утреннюю зарядку: «Каждый день, что мы встречаем, Мы зарядкой начинаем»

Потешки на умывание: «Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Теплою водою руки чисто мою», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…», «Закатаем рукава, Открываем кран - вода»

Потешки на завтрак/обед: «Каша вкусная дымиться», «Утка-утенка, Кошка – котенка…», «Это - ложка, это - чашка.», «Утка-утенка, Кошка – котенка…» 

Потешка для тех, кто плачет: «Что мы плачем «А» да «А», «Не плачь, не плачь, детка...»

Потешки на одевание: «Вот они, сапожки…», «Шкафчик свой открывай и одежду доставай».

Потешка на уборку игрушек: «Тили-бом, тили-бом, Убираем весь наш дом».

Потешка на прогулку: «Мы гулять идем на улицу»

Потешки на укладывание спать: «Снял зайчишка тапочки», «Вот и люди спят».

Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с использованием наглядных средств.

Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».

Знакомить детей со стихами А. Барто из цикла «Игрушки», используя реальные игрушки, имеющиеся в группе.

Индивидуальная работа:

Формирование культурно-гигиенических навыков: продолжать учить детей находить свой шкафчик, складывать туда одежду; после умывания учить детей вытирать руки полотенцем; учить детей после еды говорить «спасибо».

Сенсорное развитие, развитие мелкой моторики:

Игры-занятия с дидактическим материалом, например Д/и «Полный – пустой» -действия с разноцветными крышечками.

Формирование культурно-гигиенических навыков: учить закатывать рукава при мытье рук.

Освоение социальных норм и правил:

Формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садится за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом.

Убираем игрушки на место (в свой домик).

Продолжаем учить здороваться при входе в детский сад и группу. Уходя – прощаться.

Не отбираем игрушки друг у друга. Соблюдаем правила очерёдности игры с игрушкой.

Не драться и не толкать других детей.

В конце ноября родителям была предложена анкета по итогу адаптационного периода.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

  1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

  1. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

  1. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

А) действия всех сотрудников

Б) совместные действия сотрудников и родителей

В) действия родителей

  1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы имели место

  1. Что, на Ваш взгляд, нужно изменить для успешной адаптации ребенка к детскому саду? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания_______________________

________________________________________________________________________________

Спасибо!

По итогам анкетирования выявлено:

Родители 12 детей, прошедших адаптацию в легкой форме, отметили, что ребенок адаптировался полностью. Поход в детский сад протекала иногда с уговорами, чаще с удовольствием. На успешную адаптацию повлияли совместные действия сотрудников и родителей. В первые дни 5 родителей отметили поведение детей как обычное, они посещали группы кратковременного пребывания, 5 родителей отметили яркость впечатлений и 2 родителей отметили присутствие всех факторов.

Родители 5 детей, пошедших адаптацию в средней степени тяжести указали, что ребенок иногда не хочет идти в детский сад, а иногда вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду, не хочет уходить. Адаптация, по их словам, протекала иногда с плачем, чаще с долгими уговорами. Родители считают, что их действия повлияли на успешную адаптацию. Надо отметить, что в тестировании «Я и мой ребенок» эти родители набрали 16 до 20 баллов. Они действительно ребенка ставят на первое место по важности. Обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой через чур строги, в других случаях излишне мягки; склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Этим родителям была рекомендована литература по воспитанию детей. До конца ноября никто из них ничего не читал. Со слов родителей они пользуются советами из интернета по конкретным ситуациям. Для успешной адаптации ребенка к детскому хотели бы «видеть больше взрослых в группе, уделяющих больше времени детям».

Родители 3 детей у которых адаптационный период протекал в тяжелой форме, в большей степени от того, что редко посещали детский сад и начинали ходить с оставлением ребенка до конца тихого часа отметили, что ребенок утром отказывается идти в детский сад, адаптация протекала с плачем, капризами, с первых дней и по день заполнения анкеты, отношение ребенка к детскому саду негативное, от детского сада хотят «видеть понимания и сочувствия». В тестировании набрали от 13 до 15 баллов, что указывало на серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им была рекомендована консультация педагога-психолога, познакомится с публикациями по вопросам семейного воспитания. К рекомендациям отнеслись скептически, «когда будет время».

Вывод

1. Цель проекта достигнута: совершенствовали формы взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем их воспитании и развитии.

Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей.

2. Задачи проекта выполнены:

сохранили и укрепили здоровье детей, о чем говорит высокая посещаемость;

создали условия, направленные на стимулирование у малыша доверительного отношения к незнакомым взрослым в процессе совместной предметно- игровой деятельности благодаря четкому планированию воспитательно-образовательного процесса;

формируем систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетентности.

Это позволяет судить о правильно построенной работе по созданию благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Приложение

«Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» методика А. Остроуховой.

Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3).

Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале определяется уровень адаптации ребенка в ДОУ.

Определение поведенческой реакции ребенка:

1.Эмоциональное состояние ребенка.

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, весел.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая плаксивость, хныканье.

-2 плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 сильный плач, подавленное настроение.

2.Социальные контакты ребенка.

+3 много друзей, охотно играет с детьми.

+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.

3.Сон ребенка.

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 сон спокойный.

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 отсутствие сна, плач.

4.Аппетит ребенка.

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 отвращение к еде, кормление мучительно.

Оценка ответов проводиться следующим образом:

Легкий уровень адаптации – до 5 дней – 1 недели (поведенческие реакции +12… +8).

Средний уровень адаптации – до 15 дней – 3 недель (поведенческие реакции +7… 0).

Усложненный уровень адаптации – до 25 дней – 5 недель (поведенческие реакции -1… -7).

Уровень дезадаптации – более 5 недель (поведенческие реакции -8… -12).

«Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» на __________________________

(методика А. Остроуховой)

№ п/п

Фамилия, имя воспитанника

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Уровень

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "Здравствуй, детский сад!"

В начале учебного года детский сад начинают посещать новечки - младшие дошкольники. Вместе с родителями они знакомятся с жизнью детского сада, привыкают к новой обстановке. Это сложный период для малы...

Педагогический проект ЗДРАВСТВУЙ ДЕТСКИЙ САД!

  Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зав...

социальный проект "Здравствуй детский сад"

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинст...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Педагогический проект "Здравствуй, детский сад!"

Тип проекта: информационно - практико-ориентированныйУчастники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители, педагог-психологМасштаб проекта: краткосрочныйЦель проекта: успешная адаптация детей 4-5 ле...

Проект «Здравствуй детский сад!»

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ...

Проект "Здравствуй, детский сад"

Проект о  адаптации детей к детскому саду....