Статья "Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению"
статья (подготовительная группа)

Светлана Александровна Боева

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_bukkrossing.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению

Боева Светлана Александровна, воспитатель

Для обогащения и совершенствования речи дошкольников необходимо создать благоприятную развивающую речевую среду. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное пространство, наиболее эффективно влияющее на становление  разных сторон речи каждого ребенка.

Речевое общение это важнейший профессиональный инструмент педагогической работы, оно считается одним из ведущих средств воспитания и развития дошкольников.

Актуальность.

В дошкольном детстве  книги имеют огромную значимость. Непросто  представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь. В детстве мы достаточно часто слышали, что книга- источник знаний. Дети, полюбившие чтение, гораздо лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной. Книга вырабатывает такие качества как усидчивость, сочувствие, сопереживание, взаимовыручка; развивает мышление, воображение, память,  навыки самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать. Из произведений дошкольник узнает много новых слов, развивая, таким образом, речевые качества,  расширяет свой кругозор.

В современном обществе ситуация с чтением книг резко изменилась - современные семьи очень мало читают книги сами и читают своим детям. С появлением интернета  больше времени проводят перед телевизором и компьютером. Что сводит общение между детьми и родителями к минимуму.

Анализируя информацию по этому вопросу, задумываешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном?

Вследствие всего выше сказанного мы приняли решение разнообразить социальные отношения между всеми участниками образовательного процесса, при помощи такого движения как буккроссинг. Так как ключевая задача данного движения это возрождение традиции семейного чтения.

Буккроссинг - это общественное движение любителей литературы, которое уже известно  в России.  Возникло движение  «Буккроссинга» в 2001 год. Американцу Рону Хорнбекеру пришла в голову интересная идея: что если все люди начнут оставлять ненужные и прочитанные ими книги в общественных местах и сообщать об этом друг другу через социальные сети? В 2001 году создатель идеи оставил 20 книг в одном из отелей, в этих книгах были записки и ссылки на его сайт. Уже через несколько месяцев на веб-сайте  оказалось около 300 активных участников, и с этого момента был дан старт буккроссингу. «Буккроссинг — это еще и экологично. Так книги, которые кому-то уже не нужны, попадут не в макулатуру и, что гораздо хуже, на свалку, а к тому, кто их с удовольствием прочитает. Буккроссинг позволяет не только сэкономить природные ресурсы — леса, энергию и воду, но и пространство в жилищах людей».

Буккроссинг (англ. BookCrossing) или книговорот – хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. "Мир превращается в библиотеку", - такова декларированная цель bookcrossing. книговорот. Его идея довольно проста –«Прочитал книгу сам – передай другому». Такую практику мы решили запустить и в нашем детском саду.

Цели реализации Практики в ДОУ

Создание уникальной среды, обеспечивающей доступность к книгам путем вовлечения родителей, детей и сотрудников учреждения; возрождение традиций семейного чтения; развитие социального интеллекта, инициативы у дошкольников. Это своего рода пропаганда чтения.

Задачи реализации Практики

- познакомить с современным движением буккросинг;

-повысить интерес у детей и родителей к чтению;

-развивать любознательность и речевое общение;

-расширить представление о художественной литературе;

-привлечь родителей к совместной деятельности;

-помочь родителям в подборе книги для дошкольников;

-воспитывать у участников проекта бережное отношение к книге.

Участники Практики:

Дети подготовительной группы №2 «Жар птица»; родители воспитанников;

сотрудники МБДОУ д/с №53.

Планируемые результаты реализации Практики

Организовать в ДОУ  центр «Буккроссинг», куда воспитатели,  семьи воспитанников и дети  могут приносить и свободно брать приглянувшуюся книгу домой или читать совместно  в групповой комнате. А также повышение интереса детей к чтению художественной литературы. Активное вовлечение в движение буккросиннг детей и родителей из других групп МБДОУ д/с №53. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. Активное участие родителей в жизни детского сада. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами. Возрождение традиций чтения в кругу семьи.

План работы по внедрению практики буккроссинг в образовательной пространство ДОУ.

Предварительная работа.

Для начала мы- воспитатели изучили материалы по буккроссингу. На педагогическом совете  познакомили остальных педагогов образовательного учреждения с движением "Буккроссинг".  Проведение бесед с детьми: «Для чего необходимо читать?», «Как появилась книга?»; просмотр познавательного видео: «Правила обращения с книгой?», «Твоя любимая книга?» и т.п.

Консультации для родителей «Путешествие книг или буккросснинг". Опрос родителей «Роль книги в воспитании детей». Разработка памятки для родителей, детей и всех желающих принять участие в акции.

1 этап - Подготовительный.

Для реализации движения «Буккроссинг» в реакреционной зоне был установлен книжный стеллаж, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Были распечатаны рекламные листовки. Пригласили всех любителей чтения поучаствовать в увлекательной акции книгообмена с родителями и детьми  группы. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках.

2 этап – Основной. 

Первоначально мы составили список литературы, чтобы в дальнейшем отследить: пополняется ли наш центр новыми книгами, какие пользуются большим спросом. На книги,  которые приносили родители, наклеивался ярлычок "Буккроссинг", чтобы книга сама дала информацию о том, откуда она, кто ее подарил для книгообмена. Книга выставлялась на полку для свободного доступа. Первоначально в книговороте участвовали только книги, принесенные педагогами группы, но вскоре мы заметили, что полка с книгами начала пустеть. Книги только брали для чтения. Через некоторое время родители стали активно приносить свои книги тоже. Книги стали возвращаться обратно на полку с отзывами о прочитанном. К акции присоединились воспитанники и их родители из других групп, сотрудники детского сада.

Результатами акции «Буккроссинг» в нашей группе явились следующие

мероприятия: создание поделок-сувениров по прочитанным книгам; маленький театр по одной из прочитанной книги; выставка рисунков по прочитанным книгам; рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг.

3 этап – Заключительный. 

. Семьи воспитанников, прочитав сказки А.Пушкина, приняли активное участие в организации мини-спектакля для ребят нашей группы, перевоплотившись в героев сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», а затем ребята нарисовали понравившегося героя.

Вывод: Идея пришлась по душе всем. С уверенностью могу сказать, что совместная работа объединила всех участников, свою активность проявили как дети, так и родители.  Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге. Таким образом, мы можем сказать, что «Буккроссинг» - это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а так же один из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения. В нашем дошкольном учреждении №53 Практика  «Буккроссинг» продолжается.

Используемые при реализации Практики образовательные технологии

Технология организации буккроссинга предполагает: 1. Зарегистрировать в журнале книги, которые будут отпущены.  2. Наклеить на книгу логотип буккроссинга, подтверждающий ее участие в книговороте. 3. «Освободить» книгу в действительности, т. е. положить ее в специально отведенное место: на буккроссинговую полку для дальнейшего «путешествия».

Использование при реализации Практики ИКТ-технологий

Сеть Интернет. В группе Viber  родители и педагоги выкладывали аудиокниги для прослушивания.

Система контроля и оценки планируемых результатов Практики

Нами - воспитателями был разработан список книг. Этот список мы отправили родителям воспитанников для домашнего, семейного прочтения. Также в группе мы создали «Журнал прочитанных книг»(состоит из двух граф, в одной графе написан список литературы, а др.пустая, чтобы можно приклеить значок-символ с И.Ф ребенка прочитавшего ту или иную книгу): ребята и их родители могли отметить в журнале книгу, наклеив значок –символ (сердечко) напротив книги которую уже прочитали. С большим энтузиазмом отнеслись родители и ребята к заполнению журнала и быстро пустые графы стали заполняться разнообразными значками-символами, это говорит  о том, что читать дома для детей родители стали чаще, что возрождает понятие «Семейное чтение».

Временные показатели реализации практики: практика реализуется менее одного года.

Вывод:  «Буккроссинг» является эффективной Практикой так как: 1.  продвигает лучшие образцы литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей; 2.  формирует в обществе представления о ценности и значимости чтения и книжной культуры; 3.способствует созданию положительного образа читающего человека;

Изначально на нашей полке находилось 5 экземпляров книг. Наш центр буккроссинга пользовался большой популярностью и  за все время проведения акции было «отпущено» 32 книги. Воспитанники и  их родители рассматривали книги, приносили свои, обменивались книгами, а взамен брали что-то, что интересно именно им. Весь обмен проходил  под лозунгом: «Несгораемая полка».

Каждая книга и все что мы читаем наполняет нас новой информацией, которую можно применить в решении определенных жизненных задач; регулярное чтение запускает и тренирует такие мыслительные процессы, как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Читающий человек самостоятельно режиссирует «полученный» из книги текст, который в его голове «конвертируется» в красочный живой кинофильм. А самое главное, на мой взгляд, что дает чтение литературы – это огромное удовольствие.

Список литературы:

  1. Суворова, В. Книгообмен, книговорот – что дальше? /Валерия Суворова // Вестник библиотек Москвы. – 2009. - № 3. – С. 14-16;
  2. Никифоров, О. Н. Чтение как фактор конкуренции. / Олег Николаевич Никифоров // Независимая Газета. - 2009. - № 10. – С. 8 - 11
  3. История развития буккроссинга [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. URL http://wikipedia.org (дата обращения 11.03.10);
  1. Буккроссинг по сайтам и регионам: российский сайт. URL http:// www.bookcrossing.ru (дата обращения 12.03.10);
  2. Статистические данные по буккроссингу в России: [Электронные ресурс] URL http://www.vkontakte.ru (дата посещения 14.03.10);
  3. "Biblioplace – территория чтения": [Электронный сайт библиотеки] URL www.lib.cap.ru (дата посещения 10.03.10);
  4. Новоселова, Е. Охотниками за смыслом / Елена Новоселова // Российская газета. - 2007. - 12 апреля. – С. 9;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская поэзия как средство приобщения дошкольников к чтению.

Чтобы у ребенка была не только правильная, но и красивая речь, педагог должен воспитывать у детей любовь к книге, к, развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмич...

Конспект занятия "Книга - источник знаний. Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению"

Буккроссинг - книгообмен,книговорот - увлекательное современное движение, вызывающение интерес и у взрослых и у детей. Дошкольники с большим энтузиазмом воспринимают новую "игру", вовлекая в...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитателиТип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.Сроки реализации проекта: 01.10.2020-01.03.2021В...

Проект «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению»

Тема проекта: «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению».Автор проекта: Прибыткова Анастасия Геннадьевна - воспитатель МДОУ «Детский сад «Светлячок» корпус...