Детская поэзия как средство приобщения дошкольников к чтению.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Якушова Ирина Алексеевна

Чтобы у ребенка была не только правильная, но и красивая речь, педагог должен воспитывать у детей любовь к книге, к, развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Речь становится непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская поэзия как средство приобщения дошкольников к чтению.

  Маленькому ребенку нужно читать стихи, несущие огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд. Об этом говорят тысячелетний опыт народной педагогики и современные исследования педагогов и психологов, изучающих раннее детство. Заучивание стихов развивает память ребёнка, приобщает его к чтению.

Благодаря многолетнему опыту работы с дошкольниками с различными нарушениями речи можно сделать следующие выводы. Если раньше в речевые группы попадали дети в основном с общим недоразвитием речи и несформированным фонематическим слухом, то сейчас прибывают дети с очень сложными речевыми дефектами (дизартрия, заикание, различные нарушения голоса-ринофония, дисфония, тахилалия), отчего сильно страдает и просодическая сторона речи дошкольников. Выявленные факты побудили меня к поиску таких форм работы, которые помогли бы ребёнку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Выбор пал на приобщение детей к чтению путём знакомства с различными поэтическими текстами. Что меня привлекает в этой работе?

  Во-первых, не каждый народ обладает таким изобилием и разнообразием поэтических имен, как наш. Русская детская поэзия-важная составная часть национального богатства, истории и культуры. К великому сожалению, своими сокровищами мы пользуемся мало, обращаемся к ним редко, знаем их подчас хуже, чем они того заслуживают, а то и вовсе плохо.

  Во-вторых, поэзия-уникальное средство развития фонематического слуха, если решаемся взглянуть на неё приземлено,- например, с точки зрения предшкольной подготовки.

  В-третьих, в предлагаемом виде деятельности представлен один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение с взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

  Эту форму работы я использую с детьми-логопатами. Предупреждая вопросы: «Зачем стихи? Ведь в жизни мы не говорим стихами?», я объясняю детям, что в жизни мы часто говорим стихами. Они звучат в играх и песнях, на различных праздниках. Только стихи порой могут передать наши впечатления и особые ощущения. И чем лучше у человека развито воображение, тем чаще он обращается к поэзии. Тут же мне задается очередной вопрос: «А что такое воображение?», «Подними голову и посмотри на небо, присмотрись к облакам. На что они похожи?». Вот тут разыгрывается фантазия.… А теперь представьте картину, которую поэт Д. Лукич нарисовал словами.

  Туча-кошка, хвост трубой,

  Туча с длинной бородой,

  Туча-лошадь, туча-жук…

  А всего их двести штук.

  Бедным тучам очень тесно,

  Нету тучам в небе места.

  Перессорятся все двести,

  А потом заплачут вместе.

  И кричит внизу народ:

  «Разбегайся. Дождь идёт!»

  Только в стихах может превратиться «трава пахучая в ковёр», «на небесах летают тучи», а «котёнок в половицу, будто в зеркало глядится».

  Беседы о том, что такое интонация и логическое чтение, можно проводить на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

  Так, детям можно предложить составить из разных стихотворных фраз единое стихотворение. Можно играть со стихами, сказками, баснями или песнями. Задача игроков-угадать стихотворения, из которых оно составлено.

  Читая соответствующую главу из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», задаю вопрос: «Почему из Незнайки поэт не получился?». После беседы делаем выводы: стихи надо читать с любовью, вкладывая в них свою душу, чтобы понять и прочитать стихотворение, надо научиться видеть его.

  Чем чаще повторяешь стихотворение, размышляешь над ним, тем больше восхищаешься его образами, сравнениями, юмором, и тем сильнее самому хочется что-нибудь сочинить. Стать поэтом трудно. А вот сочинять «домашние стихи» могут многие, и это доставляет им не только удовольствие, но и пользу (навык творчества, радость от процесса созидательного труда).

Занимательные игры со стихами не только развлечение. Они служат и для развития памяти.

Детям можно предложить сочинить весёлое четверостишие на любую тему. Стихи непременно должны иметь смысл. Быть смешными. Пусть даже со странными рифмами. Например:

пароход-огород, малина-корзина, пушка-лягушка. Вот отрывок из стихотворения совместной работы логопеда и детей.

        Звуковичок.

  Вот стоит Звуковичок

  Вынул свой он язычок.

  Вверх-вниз, вверх-вниз.

  Шире всем нам улыбнись.

  Сунешь  руки в рукава-

  Выбегает детвора,

  Ёлка, машина, колпачок

  Спрятал наш Звуковичок.

        Шляпа-зайчонок.

  Зайка прыгал на полянке

  И нашёл конфетку в ямке.

  Лапкой он конфетку взял,

  Сразу белочке отдал.

  Посмотрел зайчонок в лапы.

  Пусто в лапах,

  Ну, я - «шляпа»!

Родители тоже не остаются в стороне. Вместе с детьми пишут рассказы, стихотворения, что особенно важно детям-логопатам в период автоматизации поставленных звуков и для развития и совершенствования фонематического слуха.

  Некоторые выпускники речевой группы продолжили реализовывать свои писательские способности, участвуя в конкурсах «Юный поэт», у них рождаются первые мини-книжки.

  Книга развивает в ребёнке самые лучшие качества: доброе отношение к жизни, желание изменить мир, научиться мечтать. Детская поэзия, несомненно, поможет справиться с такими задачами.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  Августина Р. Говори! Ты это можешь: Кн. Для родителей. М., 2002.

  Бугаева З. Н. Развитие устной речи и дикции. М., 2006.

  Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2007.

  Дороднова Т. Н., Глушкова. В., Грузик Т. И. Вместе с семьёй. М.. 2005.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Книга - источник знаний. Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению"

Буккроссинг - книгообмен,книговорот - увлекательное современное движение, вызывающение интерес и у взрослых и у детей. Дошкольники с большим энтузиазмом воспринимают новую "игру", вовлекая в...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Статья "Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению"

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционал...

Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитателиТип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.Сроки реализации проекта: 01.10.2020-01.03.2021В...

Проект «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению»

Тема проекта: «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению».Автор проекта: Прибыткова Анастасия Геннадьевна - воспитатель МДОУ «Детский сад «Светлячок» корпус...