Консультация "Математика вокруг нас"
методическая разработка

Консультация для родителей и педагогов ДОУ по теме "Математика вокруг нас".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_femp.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - это  искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.  Огромную роль в  умственном воспитании в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, точка зрения «Не каждый будет математиком» безнадёжно устарела.

Дети очень любопытны, они хотят знать обо всём, они хотят знать прямо сейчас, и, совсем не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего - математика.

Существуют две жизненно важные причины, по которым маленькие дети должны заниматься математикой. Первая причина очевидна и менее важна: занятия математикой связаны с высочайшими функциями человеческого мозга, т.к. ни одно живое существо, кроме человека, не может обучаться математике.

Занятия математикой - одна из наиболее жизненно важных функций человека, поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе. С раннего детства и до самой старости мы связаны с математикой.

Вторая причина более важна. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

 В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.).

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

С раннего детства в общении и играх с ребенком мы обучаем его математике.

Например, много раз на дню произносят фразы: «Ну, съешь еще 2 ложечки, солнышко», «Давай соберем вместе эти 3 кубика», «Нам осталось пройти с тобой всего 2 дома», «Через 5 деревьев я возьму тебя на ручки». Читают ребенку стишок «Раз-два-три-четыре-пять — вышел зайчик погулять», а малыш гадает, что это за таинственное заклинание «Раз-два-три-четыре-пять».

Математика включает в себя не только изучение цифр и арифметику, но и пространственное мышление, логику, определение размера и формы предмета.

Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры.

Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната.

Все её стены, пол и потолок являются прямоугольниками, а сама комната - параллелепипед.

Плитки паркета - квадраты, прямоугольники или правильные шестиугольники.

Мебель в комнате - тоже комбинация геометрических тел. Стол -плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах - тумбочках, в которых есть ящики. На столе лампа с абажуром в форме усечённого конуса. Ведро либо цилиндрической формы, либо - усечённый конус.

В буфете стоит посуда. Вот гранёный стакан, он имеет форму шестигранной усечённой пирамиды.

Чайное блюдце - усечённый конус, воронка состоит из конуса и цилиндра.

Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом - призма, а его стены - плоскости. Колонны у дома - это цилиндры.

По улице движутся автомобили. Их колёса - круги. Сядем в поезд. Станция далеко позади.

На прогулке можно рассматривать деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Спросить, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Предложить, выбрать предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросить, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. Спросите, чего у них по одному. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д. Легко усваиваются понятия пространственного расположения, например в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой.

В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому- то близкому объекту.

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время тоже можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие - у кого больше? Сколько вокруг машин?

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая  накрывать на стол. Или достать из холодильника три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли  фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Во время приготовления обеда спросите у ребёнка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. 

Сравнивайте все вокруг по величине. Построил ребенок 2 башенки, домики - спросите, какой выше, ниже. Рисует ребенок - спросите его о длине карандашей, сравните их по длине. Очень важно чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца); высокий - низкий (шкаф, стол); толстый - тонкий (колбаса, сосиска).

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).  Обращайте внимание детей на размер и цвет книги, на цвет одежды персонажа, на узоры на одежде.

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами, рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (пуговиц на кофточке).

Обратите внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

В физкультурном уголке подчеркивается форма предметов (мяч, бубен – круглые, а кирпичики, флажки – прямоугольные); величина предметов (большие и маленькие мячи, высокие - низкие кубы); цвет предметов.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Сенсорное воспитание – целенаправленная специально организованная деятельность, цель которой приобщение детей к сенсорной культуре, формирование рациональных способов чувственного познания. Направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их свойства и отношения; формирование рациональных способов чувственного познания, развития сенсорных способностей.

 Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Такие  ученые как Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Е. Тихеева, А. В. Запорожец и другие считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного всестороннего развития и является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

А. В. Запорожец ввел понятие сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Эталоны формы – геометрические фигуры, эталоны цвета – 7 цветов спектра и их оттенки, эталонами величины являются метрические системы мер (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий…). Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, не заканчивающийся в раннем детстве. Усвоить сенсорный эталон – это значит использовать его в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Именно форма, цвет, величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности, дети учатся видеть и находить эталоны в предметах. Таким  образом,основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия. Специально созданные условия позволяют обеспечить накопление зрительных, слуховых, осязательных впечатлений; формировать элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.

 

Дидактические игры и игрушки являются основными средствами обучения в раннем возрасте. В этих играх ребенок манипулирует предметами, соотносит их по цвету, форме, размеру, знакомится с их внутренним устройством.

Дидактическая игра характеризуется определенной структурой:

  • Наличием дидактической задачи;
  • Наличием игрового действия;
  • Наличием правил игры.

Дидактическая игра требует от ребенка овладения правилами и необходимостью руководствоваться ими в ходе игры.

Дидактические игры, решающие задачи сенсорного воспитания: усвоение формы, пространства, цвета, величины представлены в работах Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, Б.И. Хачапуридзе и др. Е.И. Тихеева ввела игры с так называемым «естественным» дидактическим материалом – это подбор листьев, цветов, камней по признакам формы, величины, цвета. Дидактические игры, их дидактические задачи и содержание помогают накапливать опыт и применять его на разнообразных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...