Семинар (выступление) «Познавательное развитие дошкольников путем формирования художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

         В дошкольном возрасте познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира, включающие развитие всех познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения).

        Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно, а от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать, т.е. чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей в дошкольном возрасте, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
        Познавательное развитие ребенка, не возможно без художественно-речевой деятельности, речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной, развивая такие процессы, как внимание, память, мышление, воображение, которые являются психологической базой речи.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
        Игра, является одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития.
        Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных нравственных качеств, развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_poznavatelnoe_razvitie.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

В дошкольном возрасте познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира, включающие развитие всех познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения).
       Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно, а от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать, т.е. чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей в дошкольном возрасте, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
       Познавательное развитие ребенка, не возможно без художественно-речевой деятельности, речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной, развивая такие процессы, как внимание, память, мышление, воображение, которые являются психологической базой речи.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
        Игра, является одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития.
       Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных нравственных качеств, развитие речи детей.

Ранний возраст (2-3 г) наиболее важный период в развитии всех психических процессов.
      Ведущей в данном периоде является предметная деятельность.
      Раннее детство 
сенситивно (благоприятно) к усвоению речи. 
      Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Для раннего возраста характерны яркие  эмоциональные реакции.
      Активно в игровую деятельность включаются речевые игры:
- игры с составными и динамическими игрушками (пирамидки, кубики и др.) - предметная деятельность,
- экспериментирование (песок, вода, пластилин, тесто и др.),
- пальчиковая гимнастика, куклы би-ба-бо,
- картинки и книги-малышки (беседа, рассматривание).
      С раннего возраста (2-3 г) ребёнок откликается на потешки, прибаутки, песни, народные сказки.
      Идёт процесс интенсивного развития всех сторон речи детей.

Возраст 3-4 лет – возраст высокой речевой активности, возраст «Почемучек».  

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Детей 3-4 лет особенно привлекают небольшие стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью, потешки, прибаутки, русские народные сказки.

В игровую деятельность включаются сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская» и др.),- ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.  

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

- дидактические игры (с ознакомлением окружающего мира, животных, людей, быт, математического представления) и др.

С каждым возрастом познавательно - игровая деятельность усложняется, совершенствуя художественно-речевое словотворчество.

Дети среднего возраста (4-5 л) уже знакомы с произведениями малых форм фольклора: запоминают некоторые потешки, прибаутки, выразительно их читают. Они узнают новые сказки, учат их пересказывать.
      Совершенствуется речь детей. В этом возрасте  умственной деятельностью  является наглядно - образное мышление,  которое становиться активным.
     
В игровую деятельность включаются речевые игры:
- игры с правилами,
- дидактические и настольно-печатные - лото, домино. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения,
- сюжетно-ролевые игры становятся более содержательными,
- экспериментирование - в процессе экспериментирования ребенок получает новую порой неожиданную для себя информацию.

Ребенок 5-7 лет.
    Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления.
       К 7 года формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.      
 

 Кроме художественной и речевой деятельности, для развития познавательных способностей используют разнообразные развивающие игры:
- игры-драматизации, игры-фантазии, бытовые, трудовые,
- сюжетно-ролевые игры (режиссерская игра),
- игры с правилами: дидактические и настольно-печатные, подвижные и малоподвижные,
- игры - экспериментирование,
- театральная деятельность,
- строительно-конструктивные игры.

  Художественно-речевое развитие способствует познавательному развитию, развитию, таких как творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.
        Таким образом, грамотный подход при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей, а главное развитию познавательной сферы ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.

Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста по теме: «По морям, по волнам»

Вашему вниманию предложено занятие с группой детей 6-7 лет. Технология занятия представлена в форме диалогово - игрового закрепления знаний, понятий. Структура представлена 4 частями: создан...

Конспект итогового занятие « Спасение солнышко» по познавательной области « Познавательное развитие» ( математика) в группе старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) компенсирующего вида

Занятия направлено на выявления знаний, умений и навыков, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников....