Формирование интереса к традициям Смоленщины. Жаворонки.Сороки.
консультация

Юлия Юрьевна Курзанова

рассказываю родителям воспитанников о русских традициях, праздниках, что повышает интерес к истории Смоленщины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интереса к традициям Смоленщины. Жаворонки.Сороки.

История праздника Жаворонки. 22 марта. В этот день в годичном круговороте Весна приходит на смену Зиме. Это Весеннее Равноденствие, конец Зимы и начало сезона возрождения. С этого дня начинается полное оживление Земли, возрождение природы, прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз. На Руси этот праздник называли еще «Сороки» существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки. На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также колобки, пряники. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и выбегали с ними на пригорки, бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»  

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться. Выпечку с предсказанием неудач старались припрятать и отнести в поля.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

C:\Users\user\Desktop\сад.книжка\img_107.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Консультация для родителей "Формирование интереса к семейным традициям".

Первая школа воспитания растущего человека – семья....

Проект на тему : "Быт и традиции Смоленщины"

Проект на тему : "Быт и традиции Смоленщины"...

Возрождение культурных традиций Смоленщины дошкольниками в ДС №28 "Надежда"

Возрождение культурных традиций Смоленщины дошкольниками в ДС №28 "Надежда"...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»

Паспорт проектаМетодическая тема проекта :  формирование  у детей старшего дошкольного возраста  интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...