Консультация для педагогов ДОУ Реализация регионального компонента в ДОУ
консультация

Калакутская Елена Васильевна

 Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

                                                                                           В. А. Сухомлинский.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.    

 

 Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx_regionalnyy.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Грицовский центр образования им. Д.С. Сидорова»

структурное подразделение «Грицовский детский сад №2»

Консультация для педагогов

Реализация

регионального компонента в ДОУ

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории Калакутская Е.В.

2021год

 Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. 

                                                                                           В. А. Сухомлинский.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

                                                    «Конвенция о правах ребенка», статья 29

   В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной части и формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы  дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. 

   Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.    

 Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.  

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. 

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.  Должны освещаться основные понятия, такие как воспитание направленное на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая  «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …». 

Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка.

Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.

Поэтому сегодня проблема разработки регионального содержания дошкольного образования является актуальной.

            Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на базисе культурных традиций, нравственных ценностей, векового опыта соотечественников. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на тульской земле.

В ФГОС ДО отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции ДОУ или группы.

Основное направление с ознакомлением - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края с учетом этнокультурного развития детей;

Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального образовательного компонента в ДОУ должно предполагать преимущественное использование аутентичных(подлинных) образцов национальной культуры. Такой подход потребует создание специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, и будут дополнять её, отражая неповторимый колорит русской национальной культуры.

Работа по региональному компоненту реализовывается через все формы работы с детьми и культурные практики:

-в образовательной деятельности (занятия);

- в игре;

-в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;

-в культурно – досуговой деятельности;

-в самостоятельной деятельности детей;

-в совместной деятельности с родителями воспитанников;

-в работе с социумом.

Реализация регионального компонента, построенная системно будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС.

    Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.    

 Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия: 

- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;  

- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

- создание культурно-развивающей среды ДОУ;

- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.  

 Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
  2.  Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления о увиденном и услышанном.
  4. Взаимодействие с родителями.
  5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
  6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями. 

Наша цель: формировать первоначальные представления у дошкольников об особенностях родного .

Задачи которые стоят перед нами:

 - знакомить детей с особенностями и традициями района;

- формировать представления о родном районе: истории, улицах, профессиях;

 - знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе района;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания. 

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  • использование программ и технологий по краеведению;
  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  •  учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств. 

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

Создание культурно-развивающей среды в ДОУ;

-Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;

-Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;

-Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;

-Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. 

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. 

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.) 

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. 

 Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. 

Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Итак, результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

-приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

-определяет свою социальную роль;

-имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

-обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

-учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

-приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

      В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укреплени...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы...

Консультация для педагогов "Реализация регионального компонента дошкольного образования в старшей группе"

Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Политические события в  современном мире  заставляют задуматься об особой значимости  роли воспитания подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение ...