«Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
статья

Салтовская Наталья Валерьевна

У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого, увидеть его самобытность и уникальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания

дошкольников»

У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого, увидеть его самобытность и уникальность.

Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания.

Дети привлекаются к участию в народных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Колядки, Масленица), позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок, игр и хороводов.

С 3 по 5 марта в детском саду, во всех возрастных группах прошли фольклорные праздники, посвященные приходу весны и Международному женскому дню 8 марта. Зал был украшен в русском стиле. Встречала ребят добродушная Хозяюшка, что дополняло атмосферу народного праздника. Дети вместе с воспитателями, как раньше на Руси, встречали весну хороводами, весенними песнями, отгадывали загадки.  Появление на праздниках веселых скоморохов очень обрадовало ребят. Добрая русская игра «Золотые ворота», игра на детских музыкальных инструментах, все это вызывало у детей огромный интерес и положительные эмоции. В завершении праздника, дети наконец- то порадовались Весне-красне, зазывая ее разными закличками.  «Праздничная карусель» гостьи никого из детей не оставила равнодушным. А какой же праздник без вкусных угощений? Хозяюшка отблагодарила ребят вкусными пирогами. Праздники прошли очень весело и интересно.

К проживанию календарного праздника дети и педагоги нашего детского сада готовились в течение определенного времени: разучивали песни, слушали русскую народную музыку, читали сказки, заклички, играли хороводы, знакомились с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта.

В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх.

Но календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.

Очень важно приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине, будут чтиться вековые традиции, воспитываться любовь и уважение к народной культуре своего народа.

Проводить народные праздники в детском саду педагогам крайне важно. Через фольклор детям прививается любовь к Родине, вкладываются знания о культурных традициях народа.

Салтовская Наталья Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Родничок» р.п. Солнечный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...

Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей

В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни...

Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к с...

Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Задачи, которые мы ставим пред собой, это интеллектуальное и духовное обогащение детей;  формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение р...