Доклад на тему: «Фольклор, как средство нравственно-патриотического воспитания при развитии речи детей раннего возраста»
материал (младшая группа)
С удовольствием делюсь опытом работы по теме «Фольклор, как средство нравственно-патриотического воспитания при развитии речи детей раннего возраста»
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому,
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством и мы должны сделать их достоянием наших детей.
В докладе представлен опыт работы по данной теме с детьми раннего возраста,выделены основные направления работы,формы работы с детьми и родителями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Фольклор, как средство нравственно-патриотического воспитания при развитии речи детей раннего возраста»
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, пестушки, потешки, сказки, народные игры являются национальным богатством и мы должны сделать их достоянием наших детей.
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа. Любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства. В условиях перехода на ФОП дошкольного образования эта тема приобретает особую актуальность.
В раннем возрасте патриотическое воспитание включает в себя:
-знакомство с семьей и ее традициями
- знакомство с близким окружением ребенка
-знакомство с русским фольклором – потешками, прибаутками, пестушками, сказками, песнями, играми.
Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре.
Фольклор обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям: речевому, познавательному, физическому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому.
В своей работе мы широко используем фольклор: в режимных моментах, образовательной и совместной деятельности, в индивидуальной работе, в продуктивной деятельности.
Одним из этапов патриотического воспитания ребенка раннего возраста является поступление в детский сад. Поэтому в адаптационный период мы обширно используем такие потешки. Очень любят наши ребята игру «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!», уговорки -«Слезинки — росинки», «Где ты дедушка— Молчок?», потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок… »; «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » и «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ».
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к близкому окружению и режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… » Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую», во время одевания на прогулку: «Маша варежку надела», «Вот они сапожки»; на прогулках: «Дождик, дождик, пуще»; во время умывания: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, «Ладушки - ладушки»; при подготовке ко сну: «Баю -баю, баю – бай. Ты, собаченька, не лай», во время двигательной активности «Малыши - крепыши», «Топ-Топ» и другие. Потешки мы стараемся сопровождать действием: качаем, кормим куклу, строго указываем пальчиком.
Для развития мелкой моторики используемся пособием «Тучка», «Солнышко», «Птичка» и другие, в это время читаем детям потешки, таким образом дети запоминают их и могут их сами рассказывать. Очень нравиться детям пальчиковые игры такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка».
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим.
В раннем возрасте дети уже знают русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и могут с помощью взрослого рассказать сказку. Здесь мы используем метод договаривания, проговаривания.
Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: пальчиковый, би-ба-бо, театр на палочках, резиновые персонажи сказок.
Для знакомства с новыми сказками «Заюшкина избушка», «Кот, лиса, петух» мы с ребятами изготовили панно «Сказочный лес», раскрасили елочки на занятии рисованием и сделали коллективную работу. Потом в нашем «лесу» появились герои сказок. Теперь ребята, с помощью взрослых могут договаривать и эти сказки.
В нашей работе мы широко используем драматизацию, применяем для этого потешки и короткие песенки («Зайка», «Я мишутка косолапый», «Лягушка»). Очень нравиться нашим малышам быть «актерами».
Прослушивая народные песенки, потешки часто используем шумелки оформленными в народном стиле или музыкальные инструменты (балалаечки, трещетки, бубны).
В работе c детьми используем народные игры малой подвижности «Кот и мыши», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрёшки».
Применяем фольклор в продуктивной деятельности. Дети с удовольствием лепят и рисуют угощения для героев потешкек, прибауток, например «Горох для петушка», «Оладуши для Тани и Вани», «Поясок для котика», «Качи – качи - калачи», «Орешки для белочки».
Есть в нашем арсенале картотеки потешек, пальчиковых игр и народных игр, которые мы стараемся пополнять.
Для родителей нами были созданы консультации «Роль фольклора в воспитании детей», Памятка для родителей «Потешки», «Уговорки», «Прибаутки»
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством и мы должны сделать их достоянием наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей
В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни...

Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...

Доклад на тему « Фольклор, как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Доклад для педагогов....
Сообщение на тему «Фольклор как средство нравственного-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
В настоящее время Россия переживает сложный период, и современные дети должны знать историю и культуру своего народа, чтобы стать настоящими патриотами, любящими свою Родину, уважающих своих родителей...
Презентация к докладу по теме "Фольклор, как средство нравственно-патриотического воспитания при развитии речи детей раннего возраста"
В презентации представлен опыт работы по теме"Фольклор, как средство нравственно-патриотического воспитания при развитии речи детей раннего возраста"...