Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»
рабочая программа (старшая группа)

Туктарова Ирина Семёновна

Основная цель программы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через творчество, с учетом физиологических и психологических особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЛАЧЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Акварелька»

Направленность:

Художественно-эстетическая

Уровень программы:

базовый

возраст обучающихся:

5-7 лет

Срок реализации:

2 года

   Автор – составитель:

Воспитатель:

               Туктарова Ирина

 Семеновна

г. Калач. 2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1

Нормативно-правовая база

3

1.2

Актуальность и новизна программы

3

1.3

Цели и задачи программы

4

1.4

Отличительные особенности программы

4

1.5

Сроки и условия реализации программы

4

1.6

Краткая характеристика психофизиологических особенностей обучающихся

5

1.7

Форма и режим занятий

6

1.8

Ожидаемые результаты (личностные, межпредметные предметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

7

1.9

Планируемые результаты.

8

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8

2.1

Учебно-тематический план  первого года обучения

8-9

2.2

Учебно-тематический план второго года обучения

9-12

2.3

Содержание программы (теория и практика)

12-13

Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы

13

3.1

Учебно-методическое, информационное, материально техническое и кадровое обеспечение программы

13-14

Раздел 4 . Список информационных источников

14-15

Приложение

15-18

        

                                              Пояснительная записка

 

«Акварелька» - программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по содержанию является художественно-эстетической.

По функциональному назначению – общекультурной.

По форме организации – кружковой.

Данная программа разработана на основе авторских разработок: И.А. Лыковой - программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки»; А.Н. Малышевой, Н.В. Ермолаевой «Аппликация в детском саду»; Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»; И.А. Лыковой «Художественный труд в ДОУ» (учебно-методическое пособие). 

  1. Нормативно-правовая база

-Федеральный Закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».  

 -Концепция развития дополнительного образования детей (утв.  Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).  

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196)

- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 № 41);

-Методические рекомендации по проектированию ДООП, письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242;

- Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г.  «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и приложение №1 к данному приказу.

1.2 Актуальность и новизна программы

Отличительной особенностью программы развития художественных способностей детей нетрадиционными техниками рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, не используемые для традиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

1.3 Цели и задачи программы

Основная цель программы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через творчество, с учетом физиологических и психологических особенностей.

Задачи:

Развивающие:

  •  развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  •  развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • развивать определенные умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
  •  развивать умение передавать художественный образ с помощью нетрадиционных разнообразных техник (монотипии, кляксографии и т.п.);

Обучающие:

  •  расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
  • помочь овладеть практическими приемами и способами изображения с использованием нетрадиционных техник;
  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека);
  • формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
  • формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

Воспитывающие:

  • воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
  •  формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

1.4 Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями данной программы является ее практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.

1.5 Сроки и условия реализации программы

Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года, 72 ч. 

Количество занятий: 2 занятие в неделю.

Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. (5 – 6 лет), 25 – 30 мин.  – (6 – 7 лет). 

Занятия проводятся во 2- ю половину дня вне основных режимных моментов.

Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 5 – 10 человек.

Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.

1.6 Краткая характеристика психофизиологических особенностей обучающихся

У детей 5—6 лет наиболее активно развивается изобразительная деятельность. Они способны создавать разнообразные по содержанию рисунки в разных техниках. Это возраст наиболее активного рисования, рисунки детей 5—6 лет, созданные разнообразными способами изображения, отличаются оригинальностью композиционного решения.

Дети также овладевают обобщенным способом обследования своей работы с использованием разнообразных способов изображения, могут их комбинировать в ходе совместной деятельности. Дети усваивают общие знания о разных изобразительных материалах, техниках рисования, называют их, появляется желание экспериментировать с ними, разнообразить в процессе образовательной деятельности.

У детей 5—6 лет активно развивается воображение, что позволяет им придумывать оригинальные названия для своих работ, комбинировать приемы рисования в процессе выполнения работы.

Рисунки детей приобретают сюжетный характер, часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализованным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Дети интересуются жанрами изобразительного искусства и его видами (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура), называют и группируют произведения по видам искусства.

Знакомятся с произведениями живописи и изображениями родной природы в картинах художников. Расширяют свои представления о графике, ее выразительных средствах.

Интересуются народным декоративно-прикладным искусством, его видами и жанрами, расширяются представления о народных промыслах. С интересом знакомятся с декоративным дизайном. Принимают участие в декоративном оформление группы, помещения детского сада, дома. 

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми 6—7 лет в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается и расширяется их цветовая гамма, усложняются приемы и способы рисования. У детей этого возраста формируются художественно-творческие способности в изобразительно-художественной деятельности в целом. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

Изображение человека становится еще более детализованным и пропорциональным: появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

У детей совершенствуются умения рисования с натуры (натюрморт, пейзаж, портрет). Они могут рисовать, лепить и создавать аппликативные образы и сюжеты с помощью нетрадиционной техники (пластилинография, коллаж, мокрая и ладоневая живопись...). При работе над созданием образов предметов и сюжетов в лепке используют разные приемы и способы, усвоенные ранее. У детей 6—7 лет формируется самостоятельность: они активно и творчески применяют ранее усвоенные способы изображения, используя выразительные средства.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал, достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться работа над созданием образа. Также они способны выполнять различные по степени сложности рисунки как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети этого возраста способны комбинировать приемы между собой, создавая сложные сюжетные композиции; у них развивается образное мышление, воображение.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

В это время формируются основы художественной культуры, развивается интерес к искусству, закрепляются знания об искусстве как о виде творческой деятельности людей, о видах искусства. Расширяются знания об изобразительном искусстве, развиваются художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Дети продолжают знакомиться с произведениями живописи, графики. Расширяются их представления о скульптуре, архитектуре, художниках, скульпторах, архитекторах, мастерах народных промыслов и дизайнерского искусства. Они продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным творчеством, расширяются их представления о его разнообразии (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Дети интересуются музеем, с удовольствием посещают музеи изобразительных искусств, народных промыслов, художественные экспозиции, выставки и галереи.

Дети 6—7 лет способны эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

1.7  Форма и режим занятий

Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

  • Фронтальная -  образовательная деятельность проводится со всей подгруппой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно.
  • Групповая -  совместное выполнение задания несколькими детьми.
  • Индивидуальная -  позволяет индивидуализировать обучение ( содержание, методы, средства), раскрыть у ребенка скрытый потенциал.

Режим занятий.

Занятия проводятся во второй половине дня вне основных режимных моментов.

5-6 лет (20-25 мин.)

6-7 лет (25-30 мин.)

1.8  Ожидаемые результаты (личностные, межпредметные, предметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования

предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по следующим группам:

Личностные:

*  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

* Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

* Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы и искусства.

Метапредметные:

* Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

* Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

*  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета)

Предметные:

* Освоение образовательной программы с учетом специфики содержания предметных областей конкретных направленностей.

*Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

* Формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

* Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

* Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

*Развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

1.9 Планируемые результаты

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.  

 2. Содержательный раздел

2.1 Учебно-тематический план  первого года обучения

№ п/п

Наименование

раздела (тем, модуля)

Всего

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение в искусство

2

40

2.

Путешествие по радуге.

12

84

216

3.

Осенние листья.

2

14

36

4.

Осенняя сказка.

4

28

72

5.

Дерево колдуньи.

4

28

72

6.

Как прекрасен этот мир.

4

28

72

7.

Осьминожки.

4

14

38

8.

Волшебный лес.

4

28

72

9.

Невиданный зверь.

2

14

36

10.

Веселый лужок.

2

28

72

11.

Зимняя сказка.

4

28

72

12.

Снегири на ветке.

4

28

72

13.

Сказочная птица.

2

14

36

14.

Что за чудо эти сказки.

4

28

72

15.

Бабочки.

2

14

36

16.

Превращение ладошки.

4

28

72

17.

Подарок маме.

2

14

36

18.

Космический коллаж.

2

14

36

19.

Идет весна - красна.

4

28

72

20.

Вот и лето пришло.

4

28

72

Итого

72

8ч.48мин.

20ч. 10м.

2.2  Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема

Количество занятий

Часы (мин)

Теория

Практика

1.

Введение в искусство

2

60

2.

Осенние пейзажи.

4

40

80

3.

Мы ходили в зоопарк.

4

40

80

4.

Пушистые животные.

4

40

80

5.

Кошка и котята.

4

40

80

6.

Зимние фантазии.

4

40

80

7.

Зимние узоры.

4

40

80

8.

Дворец Деда Мороза.

4

40

80

9.

Волшебные цветы.

4

40

80

10.

Превращенные ладошки.

10

100

200

11.

Портрет мамы.

8

40

200

12.

Космические дали.

4

40

80

13.

Волшебные цветы.

4

40

80

14.

Натюрморт.

4

40

80

15.

Вишня в цвету.

4

40

80

16.

Лето, здравствуй!

4

40

80

Итого

72

12ч.00мин

24ч.00мин

2.3 Содержание программы

Содержание программы первого года обучения

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Организационная часть  обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе  максимально компактная  и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

1.Введение в искусство.

Углублять знания детей об изобразительном  искусстве, закреплять правила поведения в музее, посещение музеев, выставок.

  1. Путешествие по радуге.

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

  1. Осенние листья (печатание листьями).

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

  1. Осенняя сказка.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

  1. Дерево колдуньи (рисование + аппликация).

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

  1. Как прекрасен этот мир

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

  1. Осьминожки (рисование ладошками).

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

  1. Волшебный лес (рисование + аппликация).

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

  1. Невиданный зверь.

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

  1. Веселый лужок.

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

  1. Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

  1. Снегири на ветке (метод тычка).

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

  1. Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами).

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

  1. Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия).

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

  1. Бабочки (рисование + аппликация).

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

  1. Превращение ладошки.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

  1. Подарок маме.

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

  1. Космический коллаж (рисование + аппликация).

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

  1. Идет весна - красна.

   Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие,        

   любовь к природе, желание передавать ее красоту.

  1. Вот и лето пришло.

    Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного     образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Содержание программы второго года обучения

  1. Введение в искусство.

Углублять знания детей об изобразительном искусстве, закреплять правила поведения в музее, на выставке картин, посещение музея, выставки картин.

2. Осенние пейзажи (рисование по сырому).

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

3. Мы ходили в зоопарк (восковые мелки).

Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.

4.  Пушистые животные (тычок жесткой кистью)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

5. Кошка и котята.

Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

6.  Зимние фантазии (граттаж).

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

7. Зимние узоры.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

8. Дворец Деда Мороза.

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

9. Волшебные цветы.

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

10. Превращение ладошки.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

11. Портрет мамы.

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

12. Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету).

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

13. Волшебные цветы.

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

14. Натюрморт.

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

15. Вишня в цвету (тычкование).

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

16. Лето, здравствуй!

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1 Методические рекомендации

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;
  • основные жанры живописи;
  • наш вернисаж;
  • богатства земли Русской;
  • техника безопасности;
  • как прекрасен этот мир;
  • информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.

Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Раздел 4.  Список информационных источников

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

18.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014

Приложение.

1. Конспект по рисованию техникой Набрызг  «Зимний лес».

Цель: создание зимнего леса техникой Набрызг
Задачи:
1. Продолжать закреплять понятие «пейзаж»
2. Формировать умение работать в технике Набрызг, делать брызги частыми и мелкими
3. Располагать заготовки по всему листу
4. Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности, желание создавать красивые работы
Материалы: заготовки из бумаги ( елочки, сугробы, круги), картон белого цвета, краски Гуашь, расческа, зубная щетка

                                                         Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение о зиме:
Зима
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа!
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П. Вяземский
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
Дети: о зиме
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Зимний лес».

Беседа по картине: Что нарисовано? Как художник изобразил зиму? Как изобразил ели?
Воспитатель: А вы хотите изобразить зиму необычным способом?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с техникой работы набрызг. Для этого нам понадобятся гуашь, зубные щетки и шаблоны деревьев, сугробов и снега. Показывает материал.
Физкультминутка:
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Дети садятся за рабочие места
1. Раскладываем шаблоны на белой основе. Сугробы выкладываем вниз листа, располагаем ели по всему листу и выкладываем снежинки

2.Затем обмакиваем кисть в краску и начинаем разбрызгивать по всему листу

3. Разбрызгиваем аккуратно, стараемся не делать больших капель

4. Все наша зима готова

5.Немного подождем и уберем шаблоны.

6. Зимний лес готов.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня рисовали?

Дети: Зимний лес

Воспитатель: А с какой техникой познакомились?

Дети: Набрызг

Воспитатель: Молодцы. Мы с вами отлично потрудились. Давайте выложим все работы на один стол и посмотрим, у кого получилась наиболее удачная работа. Дети высказывают свою точку зрения.

  1. Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике методом тычка  «Мишутка»

Задачи:

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
  • Учить рисовать жесткой кистью, методом тычка.
  • Отрабатывать навыки владение кистью внутри контура, не выходя за пределы.
  • Воспитывать аккуратность при работе с красками.
  • Учить оценивать свои работы.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о том, что есть множество приемов для создания задуманной картины. Дать возможность детям поработать в одной технике, на примере круга. Чтобы дети имели представление, сколько нужно брать краски на кисточку, чтобы было воды как можно меньше. Получить фактуру шерсти.

Материалы и оборудование:

Половина листа А4 с контуром Мишутки

Гуашь

Кисть щетина на каждого ребенка

Салфетка

Баночка с водой

Образец работы, выполненный воспитателем

Музыкальный ряд:

Спокойная, нейтральная классическая музыка

Содержание занятия :

Дети, сегодня мы будем рисовать Мишутку. Скажите, какое стихотворение вспоминается сразу? Правильно, Мишка косолапый!

Можно повторить хором

Мишка косолапый; по лесу идет

Шишки собирает, песенку поет

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

Оступился Мишка и об землю хлоп!

Засвистел на ветке пересмешник дрозд

-Мишка косолапый наступил на хвост!

А за ним вдогонку пятеро зайчат:

-Мишка косолапый! – из кустов кричат

Подхватил дразнилку весь лесной народ

-Мишка косолапый по лесу идет!

-Бросился к берлоге маленький медведь

-Чем такие ноги – лучше умереть!

-Спрятался за шкафом и ревет ревмя

- Мишка косолапый дразнят все меня!

- Мама удивилась – Глупенький сынок!

- Я всегда гордилась формой твоих ног.

- Я ведь косолапа и папа косолап

- Косолапил славно и дедушка Потап!

- Мишка косолапый стал ужасно горд

- Вымыл с мылом лапы, съел медовый торт

- Вышел из берлоги и как заорет:

-Мишка косолапый по лесу идет!

А. Усачев.

А теперь давайте вернемся к нашему Мишутке и оденем его в теплую шубку, что бы ему было тепло.

Воспитатель еще раз показывает весь ход работы; от набора краски до тычка, пока не будет заполнена вся поверхность нарисованного Мишутки.

Дети выполняют задание, следить, чтобы работа выполнялась аккуратно, подсказывать при необходимости.

По окончании работы, можно предложить сделать белую грудку, прорисовать ушки, глазки, носик, тонкой кистью.

Сделать просмотр работ, оценить и оформить выставку для родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеразвивающая программа «Акварельки»

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбин...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеразвивающая программа «АКВАРЕЛЬКА»

Пояснительная записка         «Экое» в переводе с греческого означает - дом, жилище,  ме­стопребывание. Современное понимание идеи сохранен...