Художественно – эстетическое воспитание дошкольников по средствам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с репродукциями И.И. Шишкина
статья (старшая группа)

Савченко Юлия Александровна

публикация в информационно - методическом журнале Столичное образование -№5-6 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stolichnoe_obrazovanie_1.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Художественно - эстетическое воспитание дошкольников посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с репродукциями И. И. Шишкина.

Савченко Юлия Александровна

Воспитатель

МБДОУ Д/с № 52 «Белочка».

В рамках ФГОС по программе «От рождения до школы» дошкольные учреждения должны воспитать всесторонне развитых детей. Одним из пяти направлений развития дошкольников является художественно - эстетическое воспитание дошкольников.  

Художественно-эстетическое воспитание – это комплексный и длительный процесс на протяжении всей жизни ребенка, в течение которого у него формируются способности видеть красоту окружающего мира, и пробовать создавать ее самостоятельно.  

Эстетическое воспитание – это понимание прекрасного в искусстве, природе, общественной жизни, и всего окружающего нас. Эстетическое воспитание – это база для формирования личности ребенка.

Получить в детстве начало художественно - эстетического воспитания, через рисование, аппликации, лепку, чтение художественной литературы и многого другого,  дает возможность приобщить детей в дальнейшей жизни к прекрасному. Понимать и ценить  произведение искусства и творчества.

Основная задача, которая стоит перед педагогом - создание комфортной среды, которая будет способствовать развитию личности, способной на самореализацию. Дав ему для этого, базовые  знания, умение и навыки. Можно сказать с уверенностью, что эти знания, при их дальнейшем развитии, пригодятся детям и в школьные годы.

Цель художественно - эстетического воспитания привить  дошкольникам любовь к искусству, научить видеть прекрасное не только в музыке, художественных произведениях,  литературе,  но и во всем, что нас окружает вокруг.

С учетом выше сказанного, и возрастных особенностей детей, в нашем детском саду ежедневно проводятся: чтение художественной литературы, несколько раз в неделю, а также по индивидуальному желанию, дети занимаются рисованием разными способами, еженедельно проводится аппликация и лепка, регулярно рассматриваем и обсуждаем картины, слушаем звуки природы, музыку различных композиторов, проводятся беседы о временах года о красоте природных изменений (Осень прекрасна свои разнообразием красок, зима своими белыми сугробами и заснеженными деревьями, весна капелью с крыш и пробуждением природы после долгой зимней спячки, а лето зеленым ковром природы, цветением цветов, пеньем птиц).

Природа России во всех своих уголках разнообразна и по-своему прекрасна, горы, леса и поля всегда привлекали художников и поэтов своей красотой. Шишкин был одним из таких художников, которого привлекала красота природы. Родился Иван Иванович Шишкин в г. Елабуга 25 января 1832г.

За годы жизни Ивана Ивановича Шишкина было написано около 600 картин, и в каждой из нах он говорил: «Как удивительно красива и богата природа! Любите ее!»

Если вовремя заметить талант ребенка,  подержать его и развить, то и  из наших детей вырастут великие люди 

Для ознакомления детей в детском саду  с творчеством Ивана Ивановича Шишкина: мною были выбраны картины, различные по художественному решению. Такие как: «Утро в сосновом лесу», «Зима в лесу»  и «Лесной ручей».

Картина «Утро в сосновом лесу» легче всех дается детскому восприятию. Внимание дошкольников в первую очередь привлекают медвежата, красоту пейзажа они отодвигают на второй план. По этой причине рассматривая картину, я обращала детское внимание на красоту леса вокруг. При рассмотрении картины объясняла, что при помощи различных изобразительных средств  у автора получилось передать красоту светлого летнего утра.

Рассматривая с детьми картину «Зима в лесу»  мы обсудили, как  художник  описывает природу в ее непробудном сне. Художник показывает нам вековой дремучий но в то же время тихий и спокойный лес. И.И. Шишкин мастерски показывает величавое спокойствие: белым одеялом укрыта земля, негде нет следов птиц и зверей. Зимний лес прекрасен и величав, но словно слышится шепот: «Тихо! Не тревожьте сон природы!».

Картина «Лесной ручей» наполнена светом и особенной природной красотой, что не хватает слов, чтобы передать всё её великолепие.  На картине изображён спокойный лесной ручей, через который лежит самодельный деревянный мостик, стволы деревьев, кажутся такими большими, даже две человеческие фигуры на тропинке рядом с ручьем кажутся еле заметными. Лес встал высокими и непроницаемыми стенами. Они тянутся вдоль ручья и вдалеке распахиваются обширным пространством, будто они показывают нам дорогу к прекрасному и вечному. Тени и особый свет, создают в роще ощущение уединённости, тепла и спокойствия.

Таким образом уделяя особое внимание в воспитание на творчество таких людей как художник И. И. Шишкин, в наших силах развить художественно – эстетическое качества у детей дошкольного возраста.  

Список используемой литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.  Интеграция образовательных областей:...

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...