Формирование представлений о родном крае через народную игрушку
учебно-методический материал (старшая группа)

«В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро».

Е.А. Флерина.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предполагает результаты усвоения ООПДО: воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; знание прошлого и настоящего России.[1]

Одна из проблем современного российского общества - это отсутствие знаний об истории своего родного города, которое проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. В последнее время наблюдается отчуждение, утрата интереса подрастающего поколения к русской народной и национальной культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста. [20]

Формирование представлений о родном городе это одна из первых ступеней в воспитании патриота. Доказательством тому может служить усиленное внимание к патриотическому воспитанию со стороны правительства РФ. В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» указывается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.[21]

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности для педагогических коллективов ДОУ, потому как уже с дошкольного возраста необходимо закладывать основы гражданско – патриотических чувств у детей. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. Изучением данной проблемы начинали представители советской педагогики. К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, В.Г. Белинский, С.А. Козлова, Н.А. Добролюбов и другие посвящали свои работы аспектам нравственно-патриотического воспитания детей.[20]

Особую роль в патриотическом воспитании дошкольников, по мнению ряда авторов (Т. С. Комарова, М. Ю. Новицкая, А. П. Орлова, А. П. Усова и др.), играет традиционная народная игрушка как значительная составная часть культуры. Все исследователи сходятся во мнении, что народная игрушка, созданная по строгим канонам, выработанным столетиями, вместе с песнями, сказками, праздниками, с детства воспитывает вкус и чувство красоты, закладывает фундамент понимания связи со своим народом, с определённой частью земли - Родиной.

Народная игрушка – это одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры.

Несомненно, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Основной элемент игровой деятельности – игрушка. Большинство ныне существующих игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Одним из возможных путей разрешения противоречия является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо воссоздать связь времён, возвратить утраченные ценности. Чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать дошкольников в национальных традициях, нужно обратиться к началам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

К сожалению, народная игрушка все реже и реже используется педагогами в практике. Уже давно нет в группах кукол в национальных костюмах, да и русские игрушки-самоделки применяются далеко не всегда, в то время как патриотическое воспитание в общем и ознакомление детей с краем, регионом, в котором они родились, всегда остается актуальным. Из этих противоречий рождается проблема исследования: при создании каких условий народная игрушка будет способствовать представление о родном крае?

Объект исследования: процесс формирования представлений о родном крае через народную игрушку.

Предмет исследования: использования народной игрушки как средства формирования представлений о родном крае.

Задачи исследования:

1. Изучить историю народной игрушки, ее виды.

2.  Описать процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае с помощью  народной игрушки

3. Провести анализ опыта практикующих педагогов по применению народной игрушки

4. Описать процесс изготовления народной игрушки

Методы: анализ психолого-педагогической литературы, подбор практического материала, обобщение опыта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Формирование представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста средствами народных игр.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позити...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Приобщение дошкольников к этнокультуре и традициям родного края через народные игры

Статя говорит о необходимости приобщения детей к традициям родного края. Знакомит с народными играми Поволжья....

Презентация «Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовным в нашем обществе. Однако во...