ПРОЕКТ «Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
проект (старшая, подготовительная группа)
ПРОЕКТ «Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
Актуальность:
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Цель проекта: Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
Художественно – эстетическое развитие
Образовательная область «Музыка»
Подготовила: музыкальный руководитель
Понокова Евгения Александровна
Проект
«Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
Художественно – эстетическое развитие
Образовательная область «Музыка»
Музыкальный, шумовой инструмент не дорогой
Киндер, пуговки, ключи, только музыку включи
Застучат и зашумят, всех вокруг развеселят!
Пояснительная записка
Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный интерес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности учащихся. Занятия в «Детском шумовом оркестре» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в оркестре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей. В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений С. Бублей, а так же «Возрастная психология» В. Асеева и «Психология т. 2» Р. Немова.
Тип – творческий
Продолжительность – октябрь- ноябрь 2020 г.
Участники проекта – дети старшей группы (5–7 лет), родители воспитанников, педагоги ДОУ.
Актуальность:
Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что их освоение не требует специальной подготовки.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить их к миру музыки, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Цель проекта: Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах.
Задачи:
- знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
- формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
- развитие творческого потенциала, коллективных навыков игры на шумовых инструментах.
Предполагаемые результаты и способы их проверки. В результате занятий у дошкольников повысится интерес к русскому народному творчеству; сформируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию. Пополнится предметно-развивающая среда. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
-воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и
навыками:
∙ познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
∙ овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
∙ овладеть навыками ансамблевого исполнения
∙ понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Этапы работы по реализации проекта:
- Этап подготовительный 1 неделя октября 2020 г.
- Выбор темы по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах»
- Составление плана работы над проектом.
- Анкетирование родителей
- Размещение на стенде для родителей обращения о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.
- Пополнение фонотеки произведениями для оркестра.
- Этап основной 2 неделя октября – 3 неделя ноября 2020
Данный этап, основанный на принципе постепенного усложнения задач и упражнений, включает в себя:
- Работа с детьми
Музыкальные занятия
Беседы
Презентации
Музыкально – дидактические игры
Сказки – шумелки
Шумовой оркестр
- Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания,
Организационное: анкетирование;
Информационное: папки-передвижки
Консультативное: тематические консультации;
Практико-ориентированное: мастер-классы:
Совместные мероприятия: праздники и развлечения
- Работа с педагогами группы.
Консультации
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей
Помощь в организации предметно-развивающей среды
- Предполагаемый результат 4 неделя 2020
Дети называют и различают инструменты по способам извлечения звука, совместно со взрослыми изготавливают шумовые инструменты из бросового материала.
Дошкольники ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко); получили представления о следующих понятиях: шумовые инструменты и звуки, шумовой оркестр.
Родители используют опыт по данной теме в своей семье – совместно с детьми изготавливают шумовые инструменты; принимают участие в праздниках и развлечениях с использованием шумовых инструментов; пополняют домашнюю фонотеку. Повысилась компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
- Открытое занятие для педагогов ДОУ «Мы – музыканты»
- Развлечение «Весёлые шумелки» с участием детей и родителей.
- Выставка самодельных шумовых инструментов.
Реализация проекта.
- Подготовительный этап.
Выбрана тема по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах». Изучена методика К.Орфа. и программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой.
Составлен план работы над проектом по месяцам, включающий работу с детьми, педагогами, родителями воспитанников.
Проведено анкетирование родителей, анализ которого показал следующее: опрошено 22 человека. 64 % - детям нравится посещать музыкальные занятия; у 45 % опрошенных имеется собственная музыкальная домашняя фонотека; 63 % - дети любят петь, танцевать, музицировать; 76,5 % - родители приобретают детские музыкальные, шумовые инструменты.
На стенде для родителей размещен информационный лист с обращением о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.
Фонотека пополнена произведениями для оркестра:
- Русские народные плясовые «Подгорка», «Ой, вставала я ранёшенько»
- Моцарт «Турецкий марш»
- Шостакович «Вальс шутка», «Шарманка»
- Полька Штраус.
II. Основной этап
Работа с детьми.
Дети учились различать звучание музыкальных и шумовых инструментов. Осваивали приёмы игры на шумовых инструментах.
Беседы:
«Какие звуки музыкальные?», «Звуки – шумы».
Цель: – дать представления детям о том, что у шумовых инструментов нет точной высоты звука и воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. - в музыке основное значение имеют музыкальные звуки, но нередко используются и шумовые, которые создают многие ударные инструменты.
Презентации:
«Музыкальный оркестр» - дети знакомились с музыкальными инструментами классического состава симфонического оркестра. «В мире звуков». Цель: учить различать шумовые и музыкальные звуки «В мире звуков», «Музыкальный оркестр».
Презентация на тему «История шумовых русских народных инструментов» способствовала закреплению имеющихся знаний и получению новой информации о данной группе инструментов, которые изначально были предметами быта.
Слайдовый показ сопровождался практическими действиями. Так, например, дети узнали, что «рубель» изначально был приспособлением для выколачивания (стирки) и глажения белья.
Музыкально - дидактические игры.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, развить, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов обогащают детей новыми впечатлениями, развивают чувство ритма, инициативу, самостоятельность, способность к восприятию.
В работе с детьми использовались простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. «Передай ритм», «Слушай и повтори», «Эхо», «По какому предмету стучу?», «Имена и ритмы».
Особенно детям нравится игра «Надо музыку послушать, инструменты подобрать». Цель: прослушать произведение, а при повторном слушании дети сопровождают его звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.
Сказки – шумелки.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр.
Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Оркестр под фонограмму даёт мне возможность руководить детьми во время исполнения, что значительно упрощает подготовку к концертным выступлениям. В основном использую классическую музыку – это «Пиццикато» А.Делиба, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Итальянская полька» С.Рахманинова, «Турецкий марш» В.Моцарта, а также русские народные мелодии. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков. Шумовые оркестры включаю в праздники и развлечения. Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей.
Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.
Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи.
В информационном уголке размещались папки-передвижки: «Музыкально-ритмические игры для детей 5 – 7 лет», «Как изготовить шумовые инструменты дома?» « Музыкально – дидактические игры для детей 5 – 7 лет, «Домашний оркестр».
В рамках проекта проводились тематические консультации: «Приёмы игры на шумовых инструментах», «Значение шумовых инструментов в музыкальном развитии ребенка».
С родителями воспитанников был проведён мастер – класс «Изготовление инструментов своими руками».
Совместные праздники и развлечения с использованием шумовых инструментов доставляли радость детям и взрослым.
Работа с педагогами группы.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, играй на детских музыкальных инструментах.
В рамках проекта с педагогами старшей группы проводились:
Консультации:
«Музыкально-дидактические игры для детей 5-7 лет», «Шумовые инструменты в самостоятельной деятельности детей»
Занятия – практикумы:
«Звучащие жесты», «Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах».
Доклад на педагогическом совете «Музыкальные и шумовые инструменты. Возможности их использования в ДОУ»
Педагогам группы оказывалась систематическая помощь в организации музыкальной предметно-развивающей среды.
Заключение
Игре на детских шумовых и музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как музицирование способствует развитию творческих способностей, расширяет сферу музыкальной деятельности, совершенствует эстетическое восприятие.
Итог:
Благодаря реализации проекта дети умеют слушать, называть и различать инструменты по способы извлечения звука, совместно со взрослыми могут изготавливать шумовые инструменты из бросового материала.
Исполнительство на инструментах стало более совершенным – дети ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко).
Родители используют опыт по данной теме в своей семье (совместное изготовление шумовых инструментов, приобретают музыкальные и шумовые инструменты, пополняют домашнюю фонотеку).
При активном взаимодействии детского сада и семьи произошло увеличение числа родителей, принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в музыкально воспитании и развитии ребенка.
Результат:
Открытое занятие для педагогов ДОУ «Мы – музыканты»
Развлечение «Весёлые шумелки» с участием детей и родителей.
Выставка самодельных шумовых инструментов.
Список использованной литературы
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
- Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте.- М., 2001
- Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
- Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
- Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
- Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999
- Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000
Приложение
Сказка- шумелка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом), да не простое (удар деревянными ложками) , а золотое (удар по пластинке металлофон).
Дед бил - не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре через октаву).
Баба била, била - не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре через октаву).
Мишка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) - яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх)!
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику).
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ
Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...
Формирование творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Формирование творческой личности – одна из важных педагогических задач.Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.Воспитанники находятся на том этапе становления личности, когда б...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820563-1474812159.jpg)
ПРОЕКТ «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»
ПРОЕКТ«Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-706896-1447240203.jpg)
Мастер-класс по формированию певческих способностей у старших дошкольников "Голос-игра-дети"
Цель:Распространение опыта в педагогическом сообществе.Задачи:Создать дружескую атмосферу;Научить работать с пособием «Разноцветные лоскутки»;Развивать зрительное и слуховое внимание;Форми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/29/picture-1251430-1590754867.jpg)
Проект формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебная ниточка»
При подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-910841-1490810659.jpg)
Шумовой оркестр - как средство формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
развитие музыкально-ритмических способностей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/21/picture-1455030-1711027465.jpg)
Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством игры в шахматы»
Данное методическое пособие посвящено игре в шахматы как средству развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников. Представленные в пособии игры...