Материал для работы в школе (А)
учебно-методический материал

Помощь при работе в образовательном учреждении 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как построить совместный досуг?

Слайд 3

Досуг — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.

Слайд 4

Борис Михайлович Бим- Бад — советский и российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор, член МФКО и телеведущий.

Слайд 5

Семейный досуг – это свободное времяпрепровождение, которое предполагает совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, что способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности.

Слайд 7

«Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность» К.Д.Ушинский



Предварительный просмотр:

Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

Ракова Алёна Александровна

2.

Тема проекта

Свойства воздуха

3.

Актуальность проекта

Актуальность будет заключаться в том, чтобы знать, для чего можно использовать свойства воздуха – охлаждении и нагревании в деятельности человека.

4.

Проблема

5.

Объект исследования

Воздух

6.

Цель проекта

Задачи

Для учителя: формирование знаний о свойствах воздуха – охлаждении и нагревании.

Для ученика: узнать о свойствах воздуха – охлаждении и нагревании.

Образовательная: изучить свойства воздуха – охлаждение и нагревание.

Развивающая: развивать наглядно-образное мышление на основе выполнения опыта.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру.

7.

Тип проекта

Исследовательский, групповой, краткосрочный

8.

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

  1. Подготовка к исследовательской работе

Задача: выявить проблему исследовательского проекта

  1. Планирование исследовательского деятельности

Задачи: найти и изучить информацию по теме «свойства воды»

  1. Исследовательская деятельность

Задача: представить найденную информацию, провести опыты.

  1. Итоги исследовательской деятельности

Задача: проанализировать полученные результаты и сделать вывод

  1. Оценка процесса и результатов исследовательской деятельности

Задача: оценить результаты исследовательской работы, провести самооценку

9.

Исследовательский этап проекта (полное его описание)

Цель исследования: выявить, что происходит с воздухом при охлаждении и нагревании.

Гипотеза исследования: если при нагревании воздух расширяется, то при охлаждении воздух сжимается.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, Интернет-ресурсов по теме проекта; эксперимент; обобщение.

Оборудование для проведения исследования: бутылка, воздушный шар, тары с горячей и холодной водой.

Ход исследования:

  Опыт № 1. Обнаружение воздуха.

Цель: увидеть, что воздух занимает место.

Технологический процесс:  какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.

1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым.  Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.

2. Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.        

3. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.

4. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. Гипотеза № 1 подтвердилась.

 

                                                   Опыт № 2. Прозрачность.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Технологический процесс:  сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.  

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. Гипотеза № 2 подтвердилась.  

 

Опыт № 3. Отсутствие запаха.

Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.

Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет. Гипотеза № 3 подтвердилась.

 

Опыт № 4. Воздух не имеет веса.

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.

Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу. Гипотеза № 4 не подтвердилась.

Опыт № 5. Сжимаемость и упругость.

 Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.

Технологический процесс:  1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.

2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг. Гипотеза № 5 подтвердилась.

10.

Продукт проекта

Таблица, в которой указаны результаты опытов. (Номер опыта,  вывод, для чего можно использовать)

11.

Перспектива проекта

Защитить проект на школьной, городской , областной конференции



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Ракова Алёна Александровна

Тема проекта

Вода - источник жизни

Актуальность проекта

Человек влияет на окружающую среду очень негативно. Несмотря на то, что пресной воды остается на Земле все меньше, люди неразумно используют её, не думая о последствиях.

Проблема

Вода покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Человек состоит из воды примерно на 65%. Человеку необходима живая вода, так же, как и большинству животных. Растениям также нужна вода в почве. Жизнь, как мы понимаем её, невозможна без воды. Хотя бы уже поэтому воду можно считать волшебной.

Роль воды в жизни нашей планеты раскрыта ещё не до конца.

О свойствах воды нам известно пока мало. Этим определяется актуальность данного исследования.

Объект исследования

Вода

Цель проекта

Для учителя: формирование знание о  свойстве воды

Для ученика: научиться определять свойства воды

Задачи:

Образовательная: изучить свойства воды

Развивающая: развивать наглядно-образное мышление на основе выполнения опыта учителем.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру.

Тип проекта

Исследовательский , групповой, краткосрочный

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

1.Подготовка к исследовательской работе.

2.Планирование исследовательской деятельности.

3.Исследовательская деятельность

4.Итоги исследовательской деятельности.

5.Оценка процесса и результатов исследовательской деятельности.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучить свойства воды

Гипотеза исследования: если вода это объект, то у нее есть свойства

Методы исследования: изучение и анализ литературы и интернет- статей по данной теме; эксперимент, наблюдение; анализ ; обобщение

Оборудование для проведения исследования:

Емкости, график, стакан, цветная бумага, игрушка, сахар, соль, растительное масло, земля, бутылка, лед, кипяток, снег,

Ход исследования:

Учитель организует исследовательскую деятельность учащихся теме «Вода - наше богатство». Учитель проводит инструктаж перед проведением опытов, контролирует действия учащихся.

Опыт 1.

Форма воды.

Свойство, что вода не имеет форму, можно доказать, разлив воду в разные по форме емкости.

Мы взяли разную посуду (графин и стакан). Налили воду в эти емкости. Вода, налитая в графин, принимает форму графина. Вода, налитая в стакан, принимает форму стакана.

Вывод: вода не имеет формы, она приобретает форму той емкости в которой находится.

Цвет и прозрачность воды.

Свойство прозрачности воды можно доказать, положив цветные полоски бумаги под банку наполненную водой.

Мы взяли листы бумаги разных цветов и сравнили цвет воды с цветом бумаги.

Далее мы наполнили ванну водой и увидели, что на глубине ванны вода имеет голубоватый цвет. Бросили в воду игрушку, которая погрузилась на дно ванны. Сквозь воду игрушку было хорошо видно.

Вывод: вода не имеет цвета. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет. Вода прозрачная.

Запах и вкус воды.

Свойство, что вода без запаха и вкуса, можно доказать: понюхать, попробовать и убедиться в этом.

Хлеб, приготовленная пища, цветы, фрукты, ягоды имеют свой запах и вкус.

Мы принесли из родника чистую воду и понюхали ее, она ничем не пахла. Вода была очень холодной и свежей. Мы пили эту воду, она не имеет вкуса, но хорошо утоляет жажду.

Вывод: совершенно чистая вода не имеет запаха и вкуса.

Вода - растворитель.

Вода может растворять разные вещества, но не все.

В первый стакана с водой мы высыпали и размешали сахар; во второй стакан с водой – соль; в третий стакан с водой – растительное масло; в четвертый – землю. Содержимое каждого стакана размешали ложечкой.

Вывод: вода растворяет соль и сахар. Вода не растворяет землю. Вода не растворяет масло, оно остается плавать на поверхности.

Текучесть воды.

Текучесть воды можно доказать, переливая воду.

Мы взяли одну емкость пустую. Другую емкость, наполненную водой. И перелили воду в пустую емкость. Вода течет из одной емкости в другую.

Затем взяли пластмассовую пластину и вылили на нее немного воды. По ровной поверхности вода растекается в разные стороны.

Вывод: вода текуча.

Опыт 2.

Теплоемкость воды.

Вода медленно нагревается, но и медленно остывает, поэтому она является переносчиком тепла на всей планете, это делает водную среду комфортной для обитания живых организмов.

Мы взяли бутылку и наполнили ее горячей водой. Бутылка с водой долго оставалась горячей.

Вывод: теплоемкость – это способность воды удерживать тепло.

Опыт 3.

Три состояния воды.

В окружающем нас мире вода существует в трех состояниях.

Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в разных состояниях: вода может быть жидкой, при охлаждении переходит в твердое состояние – лед, а при нагревании превращается из жидкости в пар.

Налили в чайник воды и поставили на огонь. Вода нагрелась, закипела и появился пар. Это переход воды в парообразное состояние. Как только пар коснулся холодных стекол, он остыл и окна заплакали, по ним потекли струйки воды. Это переход пара в воду.

Мы взяли бутылку наполненную водой и положили в морозильник. Через 2 часа в воде появились кристаллики льда, через три часа их стало больше и постепенно вода в бутылке начала превращаться в лед. Утром, когда мы достали бутылку из морозильника, она была заполнена льдом. При этом бутылка изменила форму и увеличилась в размере. Это переход воды в твердое состояние.

Вывод: вода может находиться в трех состояниях:

1. Жидкая – это обычная вода;

2. Пар – это нагретая до состояния кипения – парообразная вода;

3. Лед – это твердая замороженная вода.

Опыт 4.

Лед и снег легче воды.

Лед и снег легче воды, это можно доказать бросив кусочки льда и снега в воду.

Мы взяли емкость с водой и бросили кусочки льда и снега в  воду, они не утонули, а остались плавать на поверхности воды.

Вывод: лед и снег легче воды.

Заключение: Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель.

Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь – все это вода в разных состояниях.

Продукт проекта

Буклет свойства воды

Перспектива проекта

Участие с этим проектом на школьной , городской, областной конференции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кризис перехода из детского сада в начальную школу. Как обеспечить адаптацию

Слайд 2

«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я узнаю, Вовлеки меня, и я научусь» Китайская народная мудрость

Слайд 4

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.

Слайд 5

Дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Тема проекта

Актуальность проекта

Объект исследования

Цель проекта

Для учителя:

Для ученика:

Тип проекта

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Гипотеза исследования

Методы исследования:

Оборудование для проведения исследования:

Ход исследования

Продукт проекта

Перспектива проекта



Предварительный просмотр:

Тема «Ребенок в интернете: как обеспечить безопасность и развитие?»

-Здравствуйте, уважаемые родители! Перед началом собрания я проветрила кабинет, чтобы вам было комфортнее.

-Вспомните свое детство. Какими были ваши главные развлечения? Как организовывали свободное время?

-Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших детей. «Салки», «Прятки», «Глухой телефон» и другие, чтение интересных книг позволяло с пользой провести свободное время.

-Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер и телефон. Мы живем в век всеобщей компьютерных технологий, цифровых инноваций и интернета.

-И поэтому наше собрание посвящено теме «Ребенок в интернете: как обеспечить безопасность и развитие?» Цель собрания: разобраться, как влияет интернет на ребенка, как обеспечить его безопасность и развитие в сети интернет.

-Использование сети интернет может быть как полезным, так и вредным для людей.

-У вас на столах лежат памятки, которые вы будете заполнять в течение нашего собрания. Откройте памятки. Обсудите в парах и запишите на первой странице какую пользу и какой вред может принести интернет ребенку.

-Итак, какую пользу может принести интернет? (Образование детей, просмотр телепередач, общение с друзьями...)

-Все верно, в современном мире интернет стал главным источником информации, который содержит материал для обучения, позволяет смотреть передачи, общаться с людьми, многие игры способствую развитию мышления, воображения.

-Но кроме этого, интернет может нанести вред ребенку. Какой? (компьютерная или интернет зависимость, ухудшение здоровья, влияние групп и сообществ...)

-Доктор психологических наук Рыбников Виктор Юрьевич говорит о появлении у молодёжи новой болезни - компьютерной и интернет зависимости, когда человек стремится проводить все свое свободное время в интернете, онлайн - играх. От гаджетов может ухудшиться здоровье детей.

-Интернет таит в себе много опасностей. Глава правительства Дмитрий Медведев еще 2012 год объявил годом безопасного интернета. Уже тогда возникла проблема бесконтрольного пользования детьми непроверенными сайтами. 

-Подумайте, какие опасности подстерегают ребенка в сети интернет? И ответ запишите в памятку под заголовком «Опасности в Сети интернет»

-Итак, какие опасности подстерегают ребенка в сети интернет? (влияние групп и сообществ на психику детей, мошенничество, неприличный контент...)

-Детей подстерегает множество опасностей: посещение сайтов для взрослых, посвященных изготовлению взрывчатых веществ, пропагандирующие наркотики, насилие, реклама табака и алкоголя. И дети, и взрослые с помощью Интернета могут изводить или запугивать других людей, начиная с присвоения прозвищ и заканчивая физическими угрозами. 

-Существуют киберхищники, которые используют Интернет для сближения с детьми. Их цель - изолировать детей и убедить их встретиться лично. И самое страшное - это киберсуицид или согласованные самоубийства. Дети с суицидальными наклонностями находят поддержку в сети интернет, вступая в контакт с единомышленниками, думают о суициде.

-Некоторые организации используют регистрацию или формы опроса для сбора личных сведений. При заполнении различных форм в Интернете без присмотра дети могут предоставить личные сведения о себе или Вашей семье.

-Видите, сколько опасностей ждет детей в интернете. Поэтому важно обезопасить их пользование интернетом.

-Запишите в памятку те опасности в сети интернет, которые вы не записали, чтобы знать, чем может быть опасен интернет.

-Существует четыре основных шага, которые помогут защитить ребенка и Вашу семью в Интернете:

  1. Поговорите с детьми о том, что они делают в Интернете.
  2. Установите четкие правила использования Интернета.
  3. Объясните, что личные сведения нужно держать в секрете.
  4. Используйте программные продукты для обеспечения семейной безопасности.

-Давайте составим друг для друга советы, как обеспечить безопасность ребенка в интернете. Будете работать в группах по 4 человека. Выслушивайте мнение каждого и принимайте совместное решение. У вас на столах лежат полоски с фразами, вам нужно выбрать только те, которые содержат правильные, подходящие советы. У каждой группы разные советы.

-Прочитайте, какие советы вы выбрали.

(Как можно больше общаться с ребенком. Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок. Объяснить ребенку разницу между игрой и реальностью. Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба. Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его поймут и поддержат. Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом. Научите детей уважать других в Интернете, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения в интернете. Объясните, что личные сведения нельзя писать и сообщать публично. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Объяснить, что не все, что дети читают и видят в Интернете, - правда. Приучите детей спрашивать вас, если они не уверены. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них. Используйте специальные интернет-фильтры, детские интернет-браузеры и поисковики. По возможности находите совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка. Занимайте ребенка чем-то еще, кроме компьютера, - спорт, кружок, помощь по дому)

-Эти советы и рекомендации записаны в ваших памятках, поэтому вы всегда сможете ими воспользоваться.

-Важно объяснить ребенку, что интернет можно и нужно использовать в полезных целях. В настоящее время создано множество сайтов, на которых можно читать интересные книги, смотреть познавательные видео ролики, тренировать свои умения и навыки по разным направления (например, по математике или шахматам), проходить онлайн обучение.

-В родительский чат я отправлю ссылки на полезные интернет - сайты, которые направлены на развитие ваших детей.

-Оцените наше собрание, расскажите о своих впечатлениях: что было познавательным для вас, понимаете ли, как теперь решить проблему?

-Наше собрание подходит к концу.

-Спасибо за вашу активность. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

Ракова Алёна Александровна

2.

Тема проекта

Из чего состоят тела

3.

Актуальность проекта

Актуальность будет заключаться в том, чтобы знать, что каждое тело образовано из веществ, которые в свою очередь состоят из частиц.

4.

Проблема

5.

Объект исследования

Кубик сахара

6.

Цель проекта

Задачи

Для учителя: Формирование знаний о том, из чего образуются тела.

Для ученика: узнать, из чего образуются тела

Образовательная: изучить, из чего образуется кубик сахара

Развивающая: развивать наглядно-образное мышление на основе выполнения опыта.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру.

7.

Тип проекта

Исследовательский, групповой, краткосрочный

8.

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

  1. Подготовка к исследовательской работе

Задача: выявить проблему исследовательского проекта

  1. Планирование исследовательского деятельности

Задачи: найти и изучить информацию по теме «свойства воды»

  1. Исследовательская деятельность

Задача: представить найденную информацию, провести опыты.

  1. Итоги исследовательской деятельности

Задача: проанализировать полученные результаты и сделать вывод

  1. Оценка процесса и результатов исследовательской деятельности

Задача: оценить результаты исследовательской работы, провести самооценку

9.

Исследовательский этап проекта (полное его описание)

Цель исследования: выявить, из чего образуется кубик сахара.

Гипотеза исследования: если кубик сахара — это тело, то оно образуется из веществ, которые состоят из частиц.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, Интернет-ресурсов по теме проекта; эксперимент; обобщение.

Оборудование для проведения исследования: стакан с водой, кубик сахара, ложка, таймер.

Ход исследования:

Опыт 1.

Возьмём стакан с водой и ложку. Затем кладём на ложку кусочек сахара и опускаем её в стакан с водой, не перемешивая. Засекаем время на таймере – 1 минуту. Достаём ложку и смотрим, что произошло с кубиком сахара. Он распался и образовалось вещество, из которого он состоял – сахар.

Вывод: кубик сахара (тело) состоит из вещества – сахара.

Опыт 2.

Опустим ложку с сахаром обратно в стакан с водой и размешаем. Посмотрим, что произошло с сахаром. Сахар исчез. Попробуем воду на вкус. Она сладкая, значит сахар не исчез, он просто растворился в воде, распался на мелкие частицы и его не стало видно.

Вывод: сахар (вещество) – состоит из мелких частиц.

10.

Продукт проекта

Таблица, в которой указаны результаты опытов. (Номер опыта, краткое описание опыта,  вывод)

11.

Перспектива проекта

Защитить проект на школьной, городской, областной конференции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребёнок в интернете: как обеспечить безопасность и развитие?

Слайд 4

Доктор психологических наук Рыбников Виктор Ю рьевич

Слайд 5

Существует четыре основных шага, которые помогут защитить ребенка и Вашу семью в Интернете: 1. Поговорите с детьми о том, что они делают в Интернете. 2. Установите четкие правила использования Интернета. 3. Объясните, что личные сведения нужно держать в секрете. 4. Используйте программные продукты для обеспечения семейной безопасности.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Кризис перехода из детского сада в начальную школу. как обеспечить адаптацию?»

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на родительском собрании. Главным итогом его должно стать определение проблем адаптации ребёнка в новых условиях обучения и координации усилий воспитывающих взрослых по их разрешению.

Слайд 1.

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я узнаю,

 Вовлеки меня, и я научусь»

                                           Китайская народная мудрость.

-Как вы думаете о чем гласит китайская мудрость?

-Действительно, только действуя самостоятельно, методом проблем и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. Поэтому сегодня  мы будем рассматривать вопросы  адаптации первоклассников .

Слайд 2.

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её  умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам  пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.

Слайд 3.

Уважаемые родители, как вы считаете что же такое адаптация?

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня. Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения. Самым лучшим для ребенка в этот момент будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации». Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Длится 5-6 недель.

А что же такое дезадаптация?

Дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

послушайте, для вас подготовил психолог

Возрастные особенности младшего школьника

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? То есть чем вызвана необходимость психологической адаптации ?

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка.

Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях.

Подготовленные к школе дети – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними, как правило, не бывает особых хлопот.

Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Стоит отметить, что важная роль отведена наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Слайд 4.

Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ваш ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги, библиотеки, наблюдения, тактильные ощущения и т. д.). Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать.

3.)Работа в группах.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. Для каждой группы предлагается педагогическая ситуация .

I.Ребёнок отказывается собирать портфель.

(Успокоить ребенка и предложить собрать его вместе)

II.Ребёнок не рассказывает вам о проведенном в школе дне .

(Провести больше времени с ребенком и расспросить его о проведенном дне)

- у вас на столах лежат советы , а сейчас вы должны вклеить в памятку

Советы родителям в период адаптации первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение рекомендательных заданий, если таковые есть, лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

I II. Заключительная часть собрания.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:

– сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;

– помогаете ему поверить в себя и свои силы;

– помогаете избегать ошибок;

– не осуждаете в случае неудач.

Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.

Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать благоприятные условия:

– не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;

– не вспоминать дневные неудачи:

– не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;

– пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;

– после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;

– перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда;

– спокойный и глубокий сон не менее 8–10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность;

– лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20–30 минут, 1 час максимум. Ограничьте просмотр фильмов, особенно «ужасы», «триллеры» и фильмы «о войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;

– если ребенок боится темноты, включайте ему ночник, можно включить свет в соседней комнате и приоткрыть дверь;



Предварительный просмотр:

Тема «Как построить совместный семейный досуг?»

-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Перед началом собрания я проветрила кабинет, чтобы вам было комфортнее.

-Наша встреча будет посвящена очень важной и актуальной теме «Как построить совместный семейный досуг» (Слайд)

-Дорогие родители, а много ли времени Вы уделяете своим детям?(ответы родителей)

-Именно вы, родители, играете большую роль в развитии и становлении ваших детей (Слайд). Благодаря вам ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, подталкивает вперед.

-Одну из важных ролей играет совместный досуг в семье. Давайте разберемся, что такое «досуг». У вас на столах лежат памятки. Откройте их. Подумайте, что такое досуг и запишите определение вверху на 1-ой странице.

-Итак, что такое досуг? (ответы родителей)

-Российский педагог Борис Бим-Бад дает такое определение понятия досуг: «это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору» (Слайд)

-А что же такое «семейный досуг»? Обсудите это в парах и запишите определение в памятке на 1-ой странице. (обсуждают и записывают определение)

-Как вы считаете, что такое «семейный досуг»? (ответы родителей)

-На экране представлено определение «семейного досуга» (Слайд). Прочитайте его. (один родитель читает определение)

-Как вы думаете, для чего, с какой целью организуется совместный досуг в семье? (ответы родителей)

(Слайд) Семейный досуг способствует сплочению семейного коллектива, направлен на развитие личности, нравственных и культурных ценностей, образцов поведения членов семьи. Главной целью организации досуга является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.

- (Слайд) Русский педагог Константин Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность».

-Как вы понимаете эти слова? (Неорганизованный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Если у ребенка не будет никакого полезного занятия, то он может сам найти его, только не всегда хорошее, положительное, занятие может помочь найти плохая компания)

-Досуг, организованный в социально - значимых целях, формирует у детей активную, сознательную позицию по отношению к окружающему миру и является средством удовлетворения их детских потребностей.

-Существует множество различных видов организации семейного досуга (Слайд). Например, совместные увлечения, организация праздников, традиционные походы, посещение выставок, настольные игры и многие другие виды.

-Давайте поделимся друг с другом, а как вы проводите время вместе со своими детьми. У вас на столах лежат чистые листы. Запишите на них, какой совместный досуг организуется в вашей семье. (записывают)

-по очереди рассказывают

-Посмотрите, насколько разнообразен совместный досуг в ваших семьях. В ваших памятках внизу на 1 странице записаны различные интересные виды совместного досуга, которые вы можете организовать в семье и с радостью, с пользой провести время.

-Подумайте и обсудите в парах, какие проблемы могут возникнуть при организации семейного досуга и как их можно решить? Может с какими-то проблемами вы уже сталкивались и нашли верное решение.

(В настоящее время огромное влияние на свободное время внутри семьи оказывают социальные сети и гаджеты, которые отрицательное влияют на здоровье, а иногда и психику детей - следует объяснить ребенку, что реальный мир намного интереснее виртуального, предложить интересные игры, ограничить доступ в интернет на определенное количество часов. Многие мероприятия, посещение секций, театров и т.д. являются платными - можно посещать бесплатные школьные кружки, участвовать в мастер-классах,посещение виртуальных экскурсий. Занятость родителей работой - находить время, хотя бы 1 час на проведение его с ребенком, записать ребенка в секцию...)

-Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат полоски с фразами, на них записаны советы и рекомендации по организации совместного семейного досуга. Вам нужно выбрать только правильные, полезные советы, и вклеить их в памятку на 2-ую страницу. У каждой пары разные советы.

Советы: Поощряйте посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы). Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям. Поговорить с членами семьи, и выяснить, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Составить список, в который будут включены интересы каждого члена семьи. Чаще напоминайте, что нельзя тратить время зря. Приходя с работы вечером, обязательно поинтересуйтесь, как ваш ребенок провел свой день. Досуг должен способствовать отвлечению от насущных проблем и получению позитивных эмоций. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся. Не разрешайте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, слушать музыку и играть в компьютерные игры, старайтесь переключить его внимание на более полезные виды деятельности. Заинтересуйте ребёнка интересным и полезным занятием. Прислушивайтесь к желаниям ребенка! Помните, что умственный досуг служит основой для всестороннего развития.

Лишние советы: Если вы заняты работой, можно дать ребенку телефон или компьютер, пусть играет, хоть целый день, это не вредит здоровью. Ребенку не нужен совместный досуг, он уже самостоятельный, пусть сам выбирает занятие. При выборе занятия не нужно учитывать интересы остальных членов семьи, главное, чтобы это было интересно вам. Не нужно интересоваться у ребенка, как прошел его день, у него и так все хорошо. Желания ребенка не важны, он еще мало понимает и не знает, что хочет. Умственный досуг не нужен, главное, чтобы ребенок занимался был занят физической деятельностью.

-Итак. Какие советы вы выбрали? (каждая пара называет советы)

-У вас были разные советы, поэтому я отправлю в родительский чат фотографию  со всеми названными советами и рекомендациями, чтобы вы могли ими воспользоваться.

-Подводя итоги, я бы хотела услышать Ваши впечатления о нашем собрании. У меня есть звезда, которую мы будем передавать по цепочке. Принимая звезду, вы отвечаете на вопрос «Что было познавательным, полезным для вас на собрании?» Отдавая звезду, даете один совет по  организации совместного досуга с детьми. (Слайд)

-Наше собрание подходит к концу.

-Спасибо за вашу активность. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День Матери" в подготовительной к школе группы

Замечательный праздник Дня Матери с исользованием коммуникативных игр...

Дидактический материал по лексической теме "Школа" в детском саду.

Данный материал включает в себя подборку стихотворений, загадок, художественной литератуы, подвижных и дидактических игр  конспектов занятий по лексической теме "Школа"....

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....

Опыт работы на тему"Использование дидактического и занимательного материала в работе с детьми"

Описание опыта работы на тему:"Использование занимательного и дидактического материала в работе с детьми" 1.слайд. Здравствуйте. Меня зовут Т.Н.Мусиец. Я хочу представить вашему внимани...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....