Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте.
статья

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте.

Маленький ребенок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.

Родителям необходимо учить ребенка наблюдению за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг — защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать. Ребенок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота, распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей — тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.

Непосредственный контакт младших дошкольников с живой природой должен происходить при участии взрослых, под их контролем. Можно учиться осторожно гладить кошку и собаку — так, чтобы удовольствие от процесса получали обе стороны.

Полезно наблюдать за птичками или белочками — тихо, терпеливо и бережно, чтобы не испугать. Взрослым стоит привлекать внимание ребенка к тому, какие разные птицы живут вокруг нас, как они отличаются по оперению, размерам, поведению и голосам. Даже самая обычная ворона может стать источником позитива — эти умные птицы часто демонстрируют интереснейшее поведение и смекалку.

Растения тоже дают обширное поле для наблюдений и получения разнообразного опыта. Цветы можно нюхать и рассматривать, развивая понятие о цвете. Листья можно сравнивать по форме и размеру, они отлично иллюстрируют смену времен года.

С детьми постарше можно вместе ухаживать за растениями и животными. Очень полезно дать ребенку возможность посадить и вырастить цветок или дерево. Поняв на собственном опыте, сколько времени требуется на это, сколько терпения и труда, он вряд ли станет бездумно срывать цветы на клумбе или ломать ветки.

Хорошо, если в семье есть домашние питомцы. Но заводить животное «для ребенка», если родители не готовы взять на себя ответственность за благополучие питомца, недопустимо. Это касается всех — рыбок, попугайчиков, хомячков, котят и собачек. Несчастное существо, не получающее должного ухода — наихудший пример отношения к животным. Как, впрочем, и равнодушное избавление от надоевшего и ненужного питомца. Родители забудут о выброшенном зверьке через неделю, а у ребенка это происшествие останется в памяти на долгие годы.

Если нет желания и возможности содержать дома животных или выращивать цветы, можно учить малыша любви к природе в специально созданных для этого местах.

  • Зоопарк — хорошее место для длинной воскресной прогулки. Но в зоопарк стоит водить детей только в том случае, когда он хорошо оборудован, животные содержатся в нем в хороших условиях. От посещения передвижного зверинца, в котором звери обречены сидеть в тесных темных клетках, где они лишены ухода, а зачастую и нормального питания, необходимо отказаться. Сильнейшие впечатления от знакомства с представителями животного мира могут внушить малышу уважение к природе на всю жизнь.
  • Выставки собак и кошек. Во многих городах несколько раз в год проводятся выставки породистых животных, на которых специально для детей устраивают интересные шоу и представления, рассказывают о собаках и кошках, учат правильному общению с ними. Но будьте готовы к тому, что после каждого посещения малыш будет просить завести питомца.
  • Во многих городах существуют эко-фермы, где проводятся познавательные экскурсии для детей и взрослых. Там можно посмотреть на коров, лошадей, овец, домашнюю птицу, покормить их. Часто предлагается катание на лошадях или собачьих упряжках. Там же можно увидеть, как растут на полях и в садах фрукты и овощи, которые горожане покупают в магазинах.

Выбирая, куда сходить с ребенком, не забывайте про дендрарии, ботанические сады и выставки цветов, комнатных и садовых растений. Очень интересным может стать посещение краеведческого и зоологического музея.

После возвращения с экскурсии предложите ребенку нарисовать то, что он видел и запомнил.

Дети любят слушать и сочинять истории и сказки, и это дает родителям отличную возможность рассказывать им о природе. Все, что было замечено на прогулке, может стать основой сюжета для истории, сочинять которую лучше всего вместе.

Все это требует времени, терпения и хотя бы минимальных знаний — чтобы было о чем рассказать ребенку, отвечать на его вопросы. Но не пренебрегайте экологическим воспитанием. Сегодняшние взрослые оставляют своим детям планету в далеко не самом лучшем состоянии. Пускай хотя бы следующие поколения научатся беречь мир, в котором жить их потомкам. Другого подходящего пока не найдено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толерантность, толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художе...

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

Индивидуальный план Мурзахановой Гульзиры Ханифовны на тему «Воспитание правильного отношения к природе»

Цели профессионального развития:1.  Создание комфортных условий для перехода на ФГОС .2.  Освоение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второ...

Формирование заботливого отношения к природе детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом,  в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об о...

Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста.

Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста....

Формирование ответственного отношения к природе в дошкольном возрасте: из личного опыта.

Формирование ответственного отношения к природев дошкольном возрасте: из личного опыта.Есть одна планета-сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,...

«Роль экологической сказки в формирование осознанно-правильного отношения к природе детей дошкольного возраста»

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой....


 

Комментарии

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте.