Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Белякова Татьяна Владимировна
Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_20-21.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 

на 2020-2021учебный год, воспитателя группы№7.

Беляковой Татьяны Владимировны
Актуальность:
  На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и равномерных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

 - Пальчиковая гимнастика.

- Игры с мелкими предметами ( пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

- Шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

 - Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, катание в ладонях).

- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

*Оформить картотеку пальчиковых игр, потешек.

Работа с детьми.

Сентябрь.

- Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

- Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

- Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока».

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме, большого.

- Конструирование «Поезд».

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

-  Д/и «Оденем куклу на прогулку».

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь.

- Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

- Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

- Перекладывание из одной емкости в другую.

Формировать умения действовать по указанию педагога брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

- Д/и «Сухой бассейн»

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

- Д/и «Прищепки».

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Ноябрь.

- «Пальчиковая гимнастика «Семья».

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

- Подвижная игра «Зарядка».

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

- Упражнение «Пуговицы».

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

- Самомассаж «Ручки греем».

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

- Игра» Художник».

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь.

- Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки».

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

- Конструирование «Башенка».

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

- Д/и «Рисуем на крупе».

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

-Настольная игра «Мозаика».

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

- Подвижная игра «Лохматый пес».

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь.

- Игра «Веселые упражнения с карандашом».

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

- Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

- Игра «Лепим снежки».

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

- Графическое упражнение «Проведи дорожку».

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль.

- Д/и «Массажный мячик».

Развивать мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

- Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев».

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

- Самомассаж «Добываем огонь».

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

- Д/и «Уложим куклу спать».

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март.

- Пальчиковое рисование «Букетик для мамы».

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

- Конструирование «Машина».

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

- Самомассаж «Стряпаем».

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

- Застегивание и расстегивание пуговиц.

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель.

- Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам».

Развивать умения правильно держать карандаш.

- Конструирование «Дорожка».

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

- Игра «Спрячь в ладошке».

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

- Упражнение «Обведи шаблон».

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

- Упражнение «Фонарики».

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май.

- Игра «Собери бусы».

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

- Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте».

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

- Игра «Дарики - комарики».

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

- Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

- Складывание в бутылочку.

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

Работа с родителями:

Сентябрь – Май.

- Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

- Консультация для родителей на тему:  «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

- Памятка на тему:  «Пальчиковые игры для малышей».

- Индивидуальные беседы на темы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

- Рекомендации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

- Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Выставка детских работ на тему: «Рисуем без кисточки».

Форма отчётности:

Беседы и консультация, рекомендации для родителей

Фото о работе с детьми по данной теме.

Изучение методической литературы:

1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.- М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...