Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Белякова Татьяна Владимировна
Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_20-21.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 

на 2020-2021учебный год, воспитателя группы№7.

Беляковой Татьяны Владимировны
Актуальность:
  На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и равномерных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

 - Пальчиковая гимнастика.

- Игры с мелкими предметами ( пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

- Шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

 - Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, катание в ладонях).

- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

*Оформить картотеку пальчиковых игр, потешек.

Работа с детьми.

Сентябрь.

- Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

- Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

- Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока».

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме, большого.

- Конструирование «Поезд».

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

-  Д/и «Оденем куклу на прогулку».

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь.

- Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

- Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

- Перекладывание из одной емкости в другую.

Формировать умения действовать по указанию педагога брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

- Д/и «Сухой бассейн»

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

- Д/и «Прищепки».

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Ноябрь.

- «Пальчиковая гимнастика «Семья».

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

- Подвижная игра «Зарядка».

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

- Упражнение «Пуговицы».

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

- Самомассаж «Ручки греем».

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

- Игра» Художник».

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь.

- Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки».

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

- Конструирование «Башенка».

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

- Д/и «Рисуем на крупе».

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

-Настольная игра «Мозаика».

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

- Подвижная игра «Лохматый пес».

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь.

- Игра «Веселые упражнения с карандашом».

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

- Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

- Игра «Лепим снежки».

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

- Графическое упражнение «Проведи дорожку».

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль.

- Д/и «Массажный мячик».

Развивать мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

- Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев».

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

- Самомассаж «Добываем огонь».

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

- Д/и «Уложим куклу спать».

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март.

- Пальчиковое рисование «Букетик для мамы».

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

- Конструирование «Машина».

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

- Самомассаж «Стряпаем».

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

- Застегивание и расстегивание пуговиц.

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель.

- Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам».

Развивать умения правильно держать карандаш.

- Конструирование «Дорожка».

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

- Игра «Спрячь в ладошке».

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

- Упражнение «Обведи шаблон».

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

- Упражнение «Фонарики».

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май.

- Игра «Собери бусы».

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

- Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте».

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

- Игра «Дарики - комарики».

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

- Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

- Складывание в бутылочку.

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

Работа с родителями:

Сентябрь – Май.

- Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

- Консультация для родителей на тему:  «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

- Памятка на тему:  «Пальчиковые игры для малышей».

- Индивидуальные беседы на темы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

- Рекомендации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

- Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Выставка детских работ на тему: «Рисуем без кисточки».

Форма отчётности:

Беседы и консультация, рекомендации для родителей

Фото о работе с детьми по данной теме.

Изучение методической литературы:

1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.- М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...