Дополнительная программа "Юные исследователи"
методическая разработка (старшая группа)

Хайрова Татьяна Васильевна

развитие познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста  посредством опытно - экспериментальной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительная программа75.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

детский  сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

(в рамках оказания дополнительных

образовательных услуг)

Срок освоения программы 1 год

г. Пыть-Ях

2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
  2. Учебный план ……………………………………………………………….6
  3. Содержание программы……………………………………………………..6
  4. Планируемые результаты освоения программы ……………………….....9
  5. Методическое обеспечение программы ………………………………….10
  6. Список литературы ………………………………………………………...11
  7. Приложение 1….…………………………………………………………...12

  1. Пояснительная записка

Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.

Цель- развитие познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста    

     посредством опытно - экспериментальной деятельности.

      3адачи программы

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

        -Расширение у детей кругозора об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, воздуха, снега и т.д.;

      -Развивать у детей умение пользоваться приборами при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);

     -Формировать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы;

     -Формировать способы познания путем сенсорного анализа; развитие

коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля

и саморегуляции.

Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям.  Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.

Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:

-формировать  экологическую культуру дошкольников;

-расширять  знания о неживой природе;

-расширять понятия  причинно-следственных связей в окружающем мире;

-развивать любознательность.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.

Актуальность данной программы заключается в исследовании объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания, что делает юного исследователя более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности.

Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.

Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом и презентациями;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;

- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.

Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключение личности к этим процессам.

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на занятиях, в практической деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.

Форма занятий- наблюдение, экспериментирование, беседы, экскурсии, эколого- природоведческие игры, игры – путешествия, решение проблемных ситуаций, опыты, работа с энциклопедической и природоведческой литературой, исследовательская деятельность и проектная деятельность. 

Методы и приемы:

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение,

словесный инструктаж.

      Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и

природы, показ опытов.

      Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.

Возраст детей:

Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы организации совместной деятельности с детьми.

  • подгрупповая  (8-10 человек);
  • индивидуальная работа с ребенком;
  • дидактические игры;
  • физкультминутки;
  • создание ситуаций успеха;
  • создание проблемно-поисковых (игровых) ситуаций;
  • интегрированная деятельность.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • коммуникативная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • познавательно-исследовательская.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 36 занятий в год; 1раз - в неделю, длительность занятия для детей старшего возраста – 25  минут.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится с использованием методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный – в сентябре, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в мае.

Итогом реализации программы являются - открытое занятие, проект.

Учебный план

Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной деятельностью.

Разделы программы

Первый год обучения

Теория

Практика

1

Блок «Песок, земля, камни»

1

3

2

Блок - Воздух «Опыты с воздухом»

-

6

3

Блок «Электричество»

1

3

4

Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом»

-

6

5

Блок «Температура»

-

1

6

Блок «Опыты с магнитом»

-

3

7

Блок «Звук, Свет»

-

4

8

Блок - Вода «Опыты с водой»

1

7

ИТОГО

                              36

3.Содержание программы

Задачи:

  • выявлять и развивать творческую и поисковую  активность;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • развивать анализ, классификацию, сравнение, обобщение, умение делать умозаключения и выводы.

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

Сентябрь

Блок «Песок, земля, камни»

1

«Песчаный конус»

Формировать представление у детей, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

1

2

«Сухая и влажная почва»

Познакомить  детей со способами определения и

сравнения сухой почвы и влажной почвы,

сформировать умения фиксировать результаты

исследований.

1

3

«Как происходит

извержениевулкана?»

Познакомить детей с природными явлением –

вулканом, причиной его извержения.

1

4

«Какими бывают камни?»

Формирование представления о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

1

Октябрь

Блок - Воздух «Опыты с воздухом»

5

«Поиск воздуха»

Формирование умения  у детей обнаружить воздух.

1

6

«Поиск воздуха»

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

1

7

«Плавающий апельсин»

Познакомить детей с  тем, что в кожуре апельсина есть воздух.

1

8

«Почему появляется ветер»

Познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности  с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.

1

9

«В пустой бутылке есть воздух»

Формирование представления, что в пустой бутылке есть воздух.

1

10

«Ожившие волосы»

Познакомить детей с проявлением одного вида электричества.

1

Ноябрь

Блок «Электричество»

11

«Танцующая фольга»

Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные

отталкиваются.

1

12

«Гибкая вода»

Формировать представление, что в воде электроны свободно перемещаются.

1

13

«Способ разделения перемешанных соли и перца»

Формирование представлений у детей о значении

электричества. Дать понятие, что в результате

контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

1

14

«Прыгающие рисовые хлопья»

Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

1

Блок «Снег, лёд» «Опыты со снегом и льдом»

Декабрь - Январь

15

«Свойства снега»

Формирование навыков самостоятельного

обследования признаков снега, развитие мотивациижеланияисследовательской деятельности.

1

16

«Таяние снега»

Формирование  представлений детей о свойствах  снега.

1

17

«Можно ли пить талую воду»

Познакомить детей, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

1

18

«Снег и лед»

Формирование  представлений детей о свойствах льда и снега,формирование  умения делать выводы.

1

19

«Таянье льда в воде»

Формирование  представлений детей о свойствах льда.

1

20

«Какую пользу приносит снег для растений?»

Формирование представлений о том, какую пользу приносит снег растениям.

1

Февраль

Блок «Температура»

21

«Как работает

термометр»

Формирование представлений у детей, как работает

термометр.

1

Блок «Опыты с магнитом»

22

«Магниты

действуют на

расстоянии»

Формирование представления у детей о

существовании невидимой силы – силы тяготения,

которая притягивает предметы.

1

23

«Какие материалы

притягивает магнит?»

Познакомить детей с физическим явлением –

магнитизмом, магнитом и его особенностями.

1

24

«Как достать

скрепку из воды не намочив рук?»

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

1

Март

Блок «Звук, Свет»

25

 «Солнечный зайчик»

Познакомить детей с понятием «звук», выявить

причину возникновения звука – дрожание предметов.

1

26

«Как сделать звук

громче?»

Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают

высокие и низкие, передаются с помощью звуковых

волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

1

27

Игра «Свет бывает разный»

Познакомить детей со свойством света; развитие внимания.

1

28

«Опыты с

фонариком»

Расширить представление детей о свойствах

известных предметов.

1

Апрель-Май

Блок - Вода«Опыты с водой»

29

«Прозрачная вода может стать мутной»

Выявить свойство воды – прозрачность.

1

30

«Солёная  вода»

Познакомить со свойствами солёной воды.

1

31

«Чем пахнет вода»

Формирование  представления о том, что вода меняет запах от вещества.

1

32

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Выявить свойство воды – не имеет цвета, т.е. прозрачная.

1

33

«Предметы тяжелее и легче воды»

Формирование представления, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче.

1

34

«Вода не имеет формы»

 

Формирование представления , что вода не имеет формы.

1

35

«Как вытолкнуть воду?»

Формирование  представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

1

36

«Поверхностное натяжение воды»

Формирование представления детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды».

1

ИТОГО

36

4.Планируемые результаты освоения программы

К концу года обучения дети должны:

- усвоить способы экспериментальных действий в различных видах деятельности.

-умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении.

- повысить уровень познавательных способностей.

Критерии оценки уровней усвоения программного материала

Раздел

Критерии

Диалогическая речь

Проверяется умение задавать вопросы и отвечать на них.

Высокий творческий уровень: задает более 3-х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы творческие, развернутые (сверх того, что требуется).

Высокий уровень: познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения,

способы их решения, широко пользуясь аргументацией и

доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность.

Осознано выбирает предметы и материалы для

самостоятельной деятельности в соответствии с их

качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на

протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми

поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает

неполное соответствие полученного результата гипотезе.

Способен устанавливать разнообразные временные,

последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний уровень: в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с

небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает

предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с

небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании

деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро

вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет

настойчивость в достижении результатов, помня о цели

работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по

наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и

пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень: в большинстве случаев ребенок не

проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает

предположения, не может выстроить гипотезу

самостоятельно или с небольшой помощью других

(сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со

взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-

вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет

настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только

по наводящим вопросам.

5.Методическое обеспечение программы        

Технические средства обучения

1. Ноутбук

2. CD материал

3. Проектор

4. Экран

Демонстрационный и раздаточный материал

Основное оборудование:

-приборы-помощники: увеличительные стекла, камни, весы, песочные весы, компас,

магниты, часы песочные; глобус; ноутбук;

-разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

-разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

-разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);

-медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

-прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

-специальная одежда (халаты, фартуки);

-контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

-карточки-схемы проведения эксперимента;

-правила работы с материалом;

-индивидуальные дневники.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

6.Список литературы

1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.

2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство –

Пресс»,2015г.

3. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург,

«Детство – Пресс»,2013г.

4 .Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,

Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.

5. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство –

Пресс»,2015г.

6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», познавательное развитие

ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.

7. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера»,

Москва, 2010

9. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство

«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

10. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников»», Издательство

«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

                                                                                                           Приложение 1

Блок «Песок, земля, камни»

Занятие №1«Песчаный конус»

Материалы:сухой песок, поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

Занятие №2Дидактическая игра «Сухая и влажная почва»

Материалы: две стеклянные банки с почвой (одна – с сухой, другая – с влажной

почвой),  лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши.

Почва бывает разной:                       Подзолистой, болотистой,

Чёрной, жёлтой, красной,                Серой лесной,

Глинистой, песчаной,                         Ещё чернозёмной.

1.Как узнать, в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (Обследовать пальцами; рассмотреть в лупу, сравнить цвет, запах.)

Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.

Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья.

2.Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой была закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на другой пластине – нет.

Вывод: сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.

3.Как впитывается вода в сухую и влажную почву? Дети поливают сухую и влажную почву. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет сухие места и вытесняет воздух; на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.  

Выводсухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом, вода, попадая в трещины, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней не было трещин.

Занятие№3«Как происходит извержение вулкана?»

Показ презентации.

Занятие №4 «Какими бывают камни?»

Материалы: камни.

Опыт: внимательно рассмотреть камни. Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые. Какие камешки нравятся больше всего? Найти самые красивые камешки. Обосновать свое мнение. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотреть. Этот морской камень называется галькой. Почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень Как они стучат? Почему они стучат? Потому что мы их трясем А что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые. Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки, узоры. Что мы с вами узнали нового о камнях?

Вывод: камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

Блок - Воздух «Опыты с воздухом»

Занятие№ 5«Поиск воздуха»

Материалы: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.

Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шар. Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод: мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.

Занятие № 6 «Реактивный шарик»

Материалы: воздушные шары.

Опыт:детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему?

Вывод: воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться.

Занятие№7«Плавающий апельсин»

Материалы: 2 апельсина, большая  миска с водой.

Опыт: один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Занятие №8«Почему появляется ветер»

Материалы: полоски бумаги.

Опыт:предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится

«ветерок». Ветер - это движение воздуха.

Занятие №9«В пустой бутылке есть воздух»

Материалы: 2 пластиковые бутылки, 2 воронки, 2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой), кусочек пластилина.

Опыт: вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

Вывод: бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

Занятие №10 «Ожившие волосы»

Материалы: расческа.
Опыт:  воспитатель достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вывод: под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.

Блок «Электричество»

Занятие№11 «Танцующая фольга»

Материалы:тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце.

Опыт: нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Почему так происходит? Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд, легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует".

Вывод: разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Занятие №12«Гибкая вода»

Материалы: раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, ерстянойсвитер.Опыт: Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.  Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод:  в воде электроны могут свободно перемещаться.

Занятие №13«Способ разделения перемешанных соли и перца»

Материалы: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.

Опыт: расстелем на столе бумажное полотенце. Высыпаем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд.

Вывод:  в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Занятие №14«Прыгающие рисовые хлопья»

Материалы: чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Опыт: постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья  к себе.

Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Блок «Снег, лёд» «Опыты со снегом и льдом»

Занятие№15«Свойства снега»

Предложите ребёнку взять снег в руки и рассказать, какой он на ощупь?

Вывод: снег холодный.

Положить снег на белый лист и сравнить их по цвету.

Положить снег на черный лист и спросить, видна ли бумага?

Вывод: снег белого цвета и непрозрачный.

Предложить ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается.

Вывод: снег рыхлый.

Занятие №16 «Таяние снега»

Материалы: 2 ведёрка.

Опыт: принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния. Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод: от любого источника тепла снег тает и превращается в воду.

Занятие №17«Можно ли пить талую воду»

Материалы: 2 тарелки.        

Опыт: взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья  людям.

Вывод: талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Занятие №18«Снег и лед»

Материалы: 2 стакана со льдом и со снегом, картинки с изображением  снега и льда, картинки с изображением зимних забав.

Опыт №1. «Определение цвета».

 Какого цвета снег? (белый) Какого цвета лед? (бесцветный). Если дети

называют белый, голубой, серый, то надо показать им эти цвета для

сравнения.  

Опыт №2. «Определение прозрачности».  

Воспитатель кладет на цветную картинку кусок льда и комок снега.

Предлагает сравнить, где видно картинку, а где – нет. Дети делают вывод:

под снегом не видно, а подо льдом – видно. Значит лед прозрачный, а снег –нет.

Опыт №3. «Воздействие температуры».  

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканчиках. Что с ними

случилось пока мы играли ? Они растаяли, под действием тепла

снег и лед превратились в воду.

Вывод:снег и лед образуются из воды под

действием мороза.Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла

превращается в воду. Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под

действием тепла превращается в воду. А что общего между снегом и льдом?

Снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Занятие№19«Таянье льда в воде»

Материалы: таз.

Опыт: поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

Занятие№20«Какую пользу приносит снег для растений?»

Материалы: 2 бутылки с водой.

Для опыта берем на прогулку две бутылки с одинаково тёплой водой. Одну бутылку

оставляем на открытом воздухе, а вторую закапываем в снег. Через некоторое время

сравниваем температуру воды в бутылках.

Вывод: вода в бутылке теплее. Снег защищает растения от холода.

Блок «Температура»

Занятие№ 21«Как работает термометр»

Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Опыт: зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Блок «Опыты с магнитом»

Занятие№ 22«Магниты действуют на расстоянии».

Материалы: магнит, скрепка.

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.

Вывод: вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Занятие№ 23 «Какие материалы притягивает магнит?»

Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Вывод: магнит притягивает к себе только железо.

Занятие № 24«Как достать скрепку из воды не намочив рук?»

Материал: тазик с водой, железные предметы.

Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами).

Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод: вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

Блок «Звук, Свет»

Занятие№ 25«Солнечный зайчик»

Материалы: зеркальце.

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой. зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Занятие№26 «Как сделать звук громче?»

Материалы: бубен, ксилофон, хлопки в ладоши, постукивание.Приглашаются 2 человека.

Опыт 1. Замер тишины. Рассказывается, что такое звук.

Опыт 2. Что такое громкость. Звуки громкие и тихие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн.

Опыт 3. Что такое громкость. Звуки высокие и низкие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн

Сила звука в зависимости от использования голоса человека, флейты, ксилофона, свистка.

Вывод: звуки бывают разные.

Занятие№27Игра «Свет бывает разный»

Материалы: свеча, фонарик, лампа

Предлагается разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет изготовленный людьми. Что светит ярче свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Вывод: сила света больше у фонарика, с помощью света человек видит предметы, а значит, познает окружающий мир.

Занятие №28«Опыты с фонариком»

Материалы: фонарики, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

Опыт: дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон, тряпочки, ладошки.

Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит?

Вывод: свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

Блок - Вода «Опыты с водой»

Занятие№29«Прозрачная вода может стать мутной»

Материалы: два стакана с прозрачной водой, мука, любой предмет.

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).

Вывод: прозрачная вода может стать мутной. В мутной воде плохо видны предметы.

Занятие №30«Солёная  вода»

Материалы: большой стакан, вода, соль мелкого помола, ложка, два яйца.

Опыт:1. Наполнить стакан водой до половины. С помощью ложки осторожно опустить в

стакан яйцо.

Результат: яйцо опустилось на дно стакана.

2.  Вытащить яйцо из стакана и насыпать 10 чайных ложек соли, размешать до

полного растворения. Получится рассол.

3.  Опять опустить в стакан яйцо.

Результат: яйцо всплывёт наверх.

4. Очень медленно долить пресной воды, до того момента, когда яйцо начнёт

тонуть.

Результат: яйцо находится в середине стакана, как бы подвешенное.

Объяснение: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее

пресной, поэтому яйцо всплывает наверх. В последнем случае пресная вода

расположилась слоем над солёной (её плотность меньше).

Вывод: плотность яйца больше, чем у пресной воды и меньше,чем у солёной.

Занятие №31«Чем пахнет вода»

Материалы: 2 стакана чистой воды, валериана.

Опыт: предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Вывод: вода начинает пахнуть тем, что в неё положено.

Занятие№32«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Материалы: 4 стакана с водой, краски.

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: вода легко окрашивается в любой цвет.

Занятие №33«Предметы тяжелее и легче воды»

Материалы: ванночка с водой, предметы, выполненные из различного

материала.

Опыт: налить в ванночку воду и опустить по очереди предметы,

выполненные из различного материала. Наблюдаем, какие предметы плавают, а

какие идут ко дну. Часть предметов утонули, а часть предметов остались плавать на

поверхности воды.

Вывод: нас окружают разные предметы, одни из них легче воды, другие –тяжелее.

Занятие №34 «Вода не имеет формы»

Материалы: 2стакана, кубик, линейка, деревянная ложка.

 Опыт: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Занятие№35«Как вытолкнуть воду?»

Материалы: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Занятие №36«Поверхностное натяжение воды»

Материалы: пинцет, иголка, стакан, вода.

Опыт: наполните стакан до краёв водой. Пинцетом возьмите иглу и

осторожно положите на поверхность воды в стакане. Игла лежит на поверхности воды.

Вывод: молекулы на поверхности воды образуют плёнку, способную

выдержать вес лёгкого тела. Это явление называется «поверхностное натяжение

воды.

Занятие №36«Цвет растения»

Материалы: две-три пол-литровых баночки (или стаканы), пакетик  пищевого красителя, белые листья свежей капусты.

Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты. Окрашивание растений в цветной воде

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.

Вывод: важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)

Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...

Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...

Программа дополнительного образования "Я -исследователь"

Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности детей средней группы "Я - исследователь"Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного о...

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...