Программа дополнительного образования "Я -исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) по теме

Любина Ирина Петровна

Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности детей средней группы "Я - исследователь"

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_issleovatel.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  «СКАЗКА» КОРПУС «ИСКОРКА»

Программа по дополнительному образованию

«Я – исследователь»

для детей средней группы

                             

                         Составитель:

                                  воспитатель средней группы

МАОУ ДОД д\с «Искорка»

                                               Любина Ирина Петровна.                                                  

с.  Омутинское 2015 г.

Оглавление

  1. Введение                                                                                                стр. 3
  2. Основная часть                                                                                      стр. 6
  3. Заключение                                                                                            стр. 8

Литература                                                                                             стр. 9

 Введение

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад  в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И .Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова. 

Современные исследователи ( А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогощая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность, у ребёнка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способов их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений и создают постройку, сказку и т.д. так эксперимент связывает творческие проявления ребёнка с его эстетическим развитием.

Из чего должен исходить взрослый? Что для него важно? В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребёнка) с тои или иной информацией. Именно присвоение информации через её изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Поромонова). взрослому формирующему у детей знания, необходимо преодолевать монологический дидактизм. Как этого добиться? Организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открыть новые свойства предметов, их сходства и различия. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. И не случайно учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения  и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

На пятом году жизни у детей возрастает количество вопросов, потребность получить ответы экспериментальным путём укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребёнка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослого в знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим для обеспечения безопасности экспериментирования и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей ещё не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.

  • у дошкольников не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;  
  • низкий уровень развития у дошкольников способности самостоятельно и творчески мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;  
  • дети  не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения, наблюдая за детьми среднего возраста, я убедилась, что знания, полученные словесным путём и не подкреплённые опытом, не ясны и не всегда понятны детям.

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательской деятельности детей предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов  убеждены, что стоит только загрузить дошкольников задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом. Считается, что, получив возможность проводить собственные  исследования, ребенок сам научится это делать. Однако дети дошкольного возраста никакого исследования самостоятельно провести не смогут, если их этому специально не учить.

Мною выбрано это направление потому, что одной из основных задач воспитания и образования является развитие у ребёнка любознательности. У ребёнка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

Элементарная исследовательская деятельность детей проходит и во время прогулок, где дети знакомятся с видом существования воды в окружающей среде.

Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольников основ исследовательской деятельности.

Задачи программы: 

 -  обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

 -  закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

 - формировать умение выделять признаки и свойства воды.

 - формировать и развивать у детей умение классифицировать и умение анализировать по ходу  исследования.

 - развивать у детей познавательные потребности и способности.

На начало учебного года в средней группе я провела диагностическое обследование детей по нескольким критериям:

1. Умение называть объекты, явления

2. Умение различать объекты, выделять их признаки и свойства

3. Понимание сущности объекта, явления

4. Умение находить взаимосвязь и взаимозависимость

5. Умение находить сходства и различия

6. Умение классифицировать

7. Умение анализировать

8. Проявление желания сотрудничать со взрослым

9. Проявление желания к самостоятельной деятельности

Критерии оценивала по пятибалльной шкале:

5 баллов – представления сформированы, стойкий интерес к исследовательской деятельности

3 балла – представления нечёткие, сформированы не достаточно

0 баллов – представления не сформированы, отсутствие интереса к исследовательской деятельности.

Обследование проводила с подгруппой детей в количестве 10 человек.

В результате обследование показало, что у трёх детей представления не чёткие и интерес к деятельности не устойчивый.

У семи детей представления совсем не сформированные и отсутствовал интерес к исследовательской деятельности.

По реализации данной проблемы составила перспективный план работы в средней группе по ознакомлению с окружающим миром, который включает в себя метод экспериментирования, дающий детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В данном случае изучаемым объектом в среднем дошкольном возрасте является «Вода».

Предлагаю перспективный план  экспериментирования в средней группе  по теме «Вода».

  1. Основная часть.

Перспективный план экспериментирования по теме «Вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Сентябрь

1.Опыт «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить

чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?

Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

2. Опыт  «Текучесть воды».

- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

- Что делает вода?

Д. Льется, течет, переливается.

В. Почему?

Д. Потому что она жидкая.

В. А еще вода умеет шуметь, послушайте.

Слушаем аудио запись «шум воды».

Октябрь

3. Опыт «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)

Вывод: у воды нет запаха.

4. Опыт  «У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?

Д. Нет.

Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?

Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.

В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Вывод: у воды нет вкуса.

Ноябрь

5. Опыт «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).

6. Опыт  «Вода может принимать любой вкус»

- Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

7.Опыт «Вода бывает холодной, теплой, горячей».

Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.

Декабрь

8.Опыт «Наблюдение за снежинкой»

- Поймаем снежинку на рукавичку.

- А что будет, если поймать снежинку прямо на ладошку? Поймаем несколько снежинок на ладошку.

- Что случилось со снежинками?

- Во что превратились снежинки? Почему они растаяли?  Правильно, снег в тёплой руке тает и превращается в воду.

Январь

9.Опыт «Превращение капельки»

- Почему замёрзла капелька воды? (Холодно, мороз)

- Давайте проверим, замёрзнет у нас вода или нет? (Налить в формочку воду) Чтобы льдинки были разноцветными, подкрасим водичку красками.

Вывод: вода на улице замерзла и превратилась в лёд.

Февраль

10.Опыт «Сосулька»

Обратить внимание на свешивающиеся с крыши сосульки.

- Какие сосульки? (Длинные, короткие, тонкие, толстые, большие, маленькие)

- Откуда появились сосульки? (Видите,  как ярко светит солнышко, оно растопило снег на крыше, он превратился в воду и вода капает вниз.)

- Сосульки тают и поют свою песенку: «Кап-кап» - зовут весну!

Дать послушать детям звонкую капель – поставить в то место, где капает вода.

Март

11.Опыт «Как образуются сосульки»

- Обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, которые не успевают упасть и замерзают. Так растут сосульки. Вырастают сосульки в солнечную морозную погоду, а в тёплую уменьшаются, Итак, сосулька – замёрзшие капельки воды, превратившиеся в лёд.

- Я раскрою вам секрет: сосульки «растут» кончиком вниз потому, что капельки воды стекают по сосульке и замерзают, в результате сосулька как бы вытягивается, её кончик становится тонким.

12.Опыт «Превращение сосульки в воду»

- Если сосулька упадёт, что произойдёт? Давайте проверим. Значит она хрупкая. Что ещё бьётся при падении?  (Стекло.) что происходит с сосулькой в тепле? Послушайте, как звенят капли. Подставим поднос.

- Когда на улице тает много сосулек, получается капель.

- Давайте занесём сосульку в группу.

Вывод: Сосулька растаяла и превратилась в воду.

Апрель

13.Опыт «Облака»

- Посмотрите на небо, какого  цвета сейчас облака? Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

- Облака бывают кучевые. перистые, слоистые. Они похожи на пёрышки, ленточки, полоски. Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками. Слоистые – это облака плохой погоды, из них идёт мелкий моросящий дождь. Перистые – находятся  выше всех и состоят из кристалликов льда.

- Давайте определим, какие облака на небе.

- Найдём интересное облако, похожее на объект живой или неживой природы.

Май

14.Опыт «Дождь»

- как вы думаете, откуда берётся дождь и какую пользу приносит природе?

- Как называется сильный дождь? (Ливень.)

- Определим, какой дождь идёт сегодня. Поставим одно ведро там, где вода стекает с крыши, а другое ведро – посредине участка.

- Проследим, в какое ведро быстрее наберётся вода. Польём этой водой цветы в группе.

Июнь

15.Опыт « Вода на участке»

- Где у нас на участке можно найти воду? Раздать детям бумажные капельки, предложить прикрепить их там, где живёт вода.

Игровое упражнение «Кто назовёт больше свойств воды?»

- Кому нужна вода?

Вывод: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной).

Заключение

Роль исследовательской деятельности в становлении самостоятельности познания детей подчёркивал П. Лич. он писал: «Если ВЫ отвели ребёнку место, обеспечили предметами для исследования, о развитии своего мышления он позаботится сам . Он – экспериментатор и изобретатель, потому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение место, оборудование и ассистента(себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».

Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен.

В результате своей деятельности, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. При проведении опытов дети  пытаются дать словесный отчёт об увиденном, делая предпосылки к развёрнутому рассказу.

 Таким образом, экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.

В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.

                             

Литература:

1. Акимова Ю.А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром (младшая группа)» Автор: Ю.А. Акимова Издательство: ТЦ Сфера Год: 2007

2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / О. В. Дыбина. - М., ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология»./ А. И. Иванова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 1999. – 188 с.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. / А.И. Иванова. - М., 2003. – 56 с 

5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003

6. Лазарева Л. «Экспериментирование с водой». // «Дошкольное воспитание», 2008.- №5

7. Меремьянина О.П. «Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7лет»:

     Прогулочные карты / авт.-сост. О.Р. Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 305 с.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / автор – составитель: коллектив. Издательство: М: Аркти , 2008

9. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». / Л. Н. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2005. - 64 с.

10. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком». / Н. А. Прохорова // «Обруч», 1997. - №2

11.Савинова И.А. «Развитие познавательной активности посредством экспериментирования» // «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения», 2008. - №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...

рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Юный исследователь"

рабочая программа дополнительного образования "Юный исследователь"...

Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию (4 - 7 лет) «Юные исследователи»

Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию (4 - 7 лет) «Юные исследователи»...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...