Методическая разработка нетрадиционного метода рисования «Ватными палочками»
методическая разработка (старшая группа)

Серебренникова Ирина Александровна

«Тычок» жёсткой полусохой кистью.
 

Тема: «Сказочный зимний лес»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  

«тычок» жесткой полусухой кистью.

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей передавать особенности изображаемого предмета (ели, дерева, снеговика, зайчика и т. д., используя технику рисования «тычок» жесткой полусухой кистью;

-Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;

Развивающие:

-Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, воображение;

- Расширять и уточнять представление детей о времени года зима;

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к изобразительным техникам рисования;

-Воспитывать любовь к природе;

Демонстрационной материал: иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Сказка зимней ночи», образец «Сказки зимней ночи» в технике рисования «тычок» жесткой полусухой кистью.

Раздаточный материал: клеёнки для творчества, салфетки для рук, альбомные тонированные листы, гуашь, жёсткая (клеевая) кисть №3, мягкая с натуральным ворсом кисть №2 и №5, вода.

Предварительная работа: упражнения для подготовки руки к рисованию в технике тычок жёсткой кистью, графические зарисовки предметов, объектов. Беседы на тему «Что произошло в новогоднюю ночь», «Что бывает в зимнем лесу». Сочинения маленьких сказок на тему «Зимние истории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход   непосредственной образовательной деятельности

I.Вводная часть.

Воспитатель:- Ребята вы любите отгадывать загадки? 

Дети:- Да, любим.

Воспитатель:- Тогда слушайте:

Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И, на долго к вам пришла…

Дети:- Зима.

Воспитатель:-Правильно ребята. 

Воспитатель:- Ребята, а сейчас послушайте какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт И. З. Суриков.

- Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Воспитатель:-  Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться на прогулку в зимний лес! А вы идти со мной готовы? 

Дети:- Да .

Воспитатель:-Прежде чем отправиться в лес, давайте с вами оденемся потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание, закроем глаза, а на счёт пять откроем (Дети закрывают глаза, и считают) .

– Раз, два, три…. и мы в лесу!

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»

Воспитатель:- Посмотрите ребята, как красиво вокруг!

В группе организованна выставка произведений известных художников

(К. Ф. Юон «Зима», А. А. Пластов «Первый снег», И. Жуковский «Зима», иллюстрации художников на тему зимы, фотографии.

Дети рассматривают выставку.

Воспитатель читает стихотворение:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой. (Федор Тютчев)

Воспитатель:- Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите. Какие они по высоте?

Дети:- Высокие, низкие, средние.

Воспитатель:- Какого цвета у них кора?

Дети:- Белая, белоснежная.

Воспитатель:-Заметили ли вы, ребята, среди сугробов небольшие кустики?

Дети:- Да.

Воспитатель:- Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, и они не шевелятся, как в стихотворении:

Намело, на вьюжило

Все деревья в кружеве

Снег на соснах

На кустах

В белых шапках ели

И запутались в ветвях

Буйные метели (Н. Гончаров)

Воспитатель:- Ребята давайте пройдём дальше по тропинке, перейдем по запорошенному льду через ручей. Поднимите голову, посмотрите, какие высокие сосны вокруг нас! Кого они напоминают?

Дети:-(Высказывания детей) .

Воспитатель:- Остановимся около этих лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение? 

Дети:-У ёлочек хорошее настроение.

Воспитатель:- Хорошо ли им здесь? Почему? 

Дети:-(Дети высказываются) .

Воспитатель:- А вот на этой заснеженной полянке, мы немножко отдохнём.

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Воспитатель:- Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…. Все на месте? 

Дети:- Да.

Воспитатель:- Раздеваемся, отряхиваем снег, греем ручки.

Воспитатель:- Ребята, вам понравилась наша прогулка? 

Дети:- Да . И мне очень понравилось!

II. Основная часть.

Воспитатель:- А что бы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? 

Дети:- Да.

Воспитатель:- Сегодня при выполнении работы мы с вами будем использовать: белую гуашь, жёсткую кисточку для клея, тонкую кисточку для рисования деталей.

Дети выбирают тонированную бумагу (приготовленную за ранее, проходят на свои места и приступают к самостоятельной продуктивной деятельности под музыкальное сопровождение. Проводится индивидуальная работа.

Воспитатель:- Сначала мы с вами нарисуем линию горизонта. При рисовании пейзажей самое важное – определить линию горизонта. По ней намного проще обозначать передний и задний план. Линия не обязательно ровная, так как снежные сугробы холмистые, с пригорками.

- Где и что будет расположено – рисуем мысленно глазками.

Рисуем белой гуашью схематично снеговиков, зайчиков, котиков и др. животных; ёлочки, деревья, домики… тонкой мягкой кистью.

- Животные имеют круглые и овальные формы. Рисуем контуры кончиком ворса тонкой кисти.

- Ствол ели рисуем сверху-вниз и веточки к низу.

- Линии дерева каждый раз ведём от корней снизу вверх, словно наше дерево растёт.

- Землю покрываем снежком: белой гуашью сухой щетинной кистью небольшими штрихами.

- Выполнение методом «тычка» по контуру и внутри контура

(Деревья и веточки)

- Выполнение деталей пейзажа: рисуем луну и падающий снег кончиком тонкой мягкой кисти.

- Завершаем работы, рисуем мелких деталей: глазки, усики, носики кончиком тонкой кисти – их очень любят рисовать дети.

III.Заключение.

Воспитатель:- Ребята посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи получились! На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж. Как красиво вот здесь изображены деревья, они нарисованы стройными и все запорошенными снегом. А вот здесь деревья выглядят величественно и сказочно.

Воспитатель:- А что больше всего понравилось вам, и почему? ( 2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников) .

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты! И всегда, посмотрев на эти замечательные работы – мы вспомним о нашей зимней прогулке в лес !

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с использованием нетрадиционного метода рисования «Ватными палочками»

Тема: «Варежки для снеговика»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей умение и навыки рисования нетрадиционной техникой- ватными палочками;

- Продолжать учить называть основные цвета.

Развивающие:

- Развивать творческое воображение, внимание, память;

- Развивать художественно- эстетический вкус;

- Развивать мелкою моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность и опрятность в процессе изобразительной деятельности;

- Воспитывать самостоятельность;

- Воспитывать добрые взаимоотношения в детском коллективе.

Демонстрационной материал: тематические иллюстрации, письмо, пара варежек.

Раздаточный материал: клеёнки для творчества, салфетки для рук, заготовка рукавичек, акварельные краски, белая гуашь, ватные палочки.

Предварительная работа: Наблюдение на улицы, беседы, чтение художественной литературы, просматривание презентации, настольно- дидактические игры.

Ход   непосредственной образовательной деятельности

I.Вводная часть.

Воспитатель:-  Ребята, придя сегодня утром в группу, я обнаружила в двери письмо. От кого же оно пришло? Давайте посмотрим. (Дети рассматривают письмо, высказывают варианты.) На письме есть адрес отправителя – «Трикотажная фабрика», г. Санкт- Петербург. Ребята, давайте вспомним, что изготавливают на трикотажной фабрике. 

Дети:-Одежду.

Воспитатель:- Ребята, а вы хотите узнать, что в письме? 

Дети:- Да.

Воспитатель:-  (воспитатель открывает письмо и зачитывает его)

«Дорогие ребята! Приближается Новый год, а вместе с ним время исполнения желаний и, конечно подарков. Наша фабрика готовит новогодние сюрпризы для детей – вяжет теплые варежки. Но варежек нужно связать так много, что узоры придумывать для них наши мастера – дизайнеры не успевают, поэтому обращаемся к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, придумать узоры для варежек. Используйте заготовки, которые мы вам высылаем. Придуманные вами узоры мы используем для украшения детских варежек. С благодарностью работники вязальной фабрики!»

Воспитатель:- Ребята вы, согласны оказать помощь?

Дети:- Да.

II. Основная часть.

Воспитатель:-Но прежде чем начать работу, посмотрите у меня то же есть варежки.

Воспитатель:- Сколько варежек, Максим? (низк., ср) - Две

Воспитатель:- Как по - другому сказать, Лиза? (выс) - Пара варежек.

Воспитатель:- Одна на левую руку, другая на правую, а всего их две. - Они пара

Воспитатель:- Как вы определили, что они пара (выс) - У них одинаковый цвет и рисунок.

Воспитатель:-А если бы две варежки были разные, их можно было бы назвать парой? (выс) (Нельзя.) 

Воспитатель:-Да, две варежки только тогда будут считаться парой, когда у них одинаковый цвет, узор и расположение узора.

Воспитатель:- а где может располагаться узор на варежках?

Дети:-  На резинке, по середине варежки, а может быть вся варежка украшена.

Воспитатель:-Какие элементы можно использовать для узора (выс.) Чем украсить варежку? 

Дети:- Волнистые линии, круги, точки. 

Воспитатель:-Ребята, мы с вами уже выяснили, что варежек в паре две. Поэтому как удобнее и быстрее украшать заготовки. -Одному или вдвоем? 

Дети: - Нужно украшать вдвоем.

Воспитатель:- Согласна, одну пару варежек удобнее украшать вдвоем. -А теперь давайте подумаем, что нужно делать, работая в парах, чтобы получилась пара одинаковых заготовок для варежек? 

Дети:- Нужно договориться.

Воспитатель:- Правильно ребята, надо обсудить все вдвоем, договориться какой цвет заготовок выбрать, чем украшать, где расположить узор.

Воспитатель:-Ребята, нам предстоит сегодня большая работа, как настоящим мастерам. Поэтому предлагаю размять руки и сделать упражнение. Приготовили пальцы обеих рук.

Пальчиковая гимнастика

Рукавички новые,

Теплые, пуховые

Мне их бабушка связала

Подарила и сказала:

Вот теперь у внучки, не озябнут ручки.

Воспитатель:- а сейчас наша мастерская начинает свою работу, наши мастера тоже договариваются- кто с кем будет украшать варежки заготовки.

проходите за заготовками варежек.

Воспитатель:-А теперь приступаем к выполнению работы. Рисовать узор мы с вами будем не простым способом, ватной палочкой. Музыка поможет вам. (включается музыка)

Воспитатель:- Постарайтесь ребята рисовать аккуратно, чтобы мастера вязальной фабрики смогли повторить ваш узор на варежках.

Воспитатель:- Помните, что надо принимать одно общее решение по украшению, договариваться, помогать друг дугу во время работы.

Воспитатель:- Ребята, мастера-фабрики с нетерпением ждут наших варежек.

-Обратить внимание на осанку.

III.Заключение.

Воспитатель:- Наша мастерская заканчивает свою работу и у нас готовы первые  заготовки варежек.

Воспитатель:- Ребятки, раскладывайте их на столы. - Посмотрите, какие красивые узоры у нас получились.

Воспитатель:- Ребята вам понравилось украшать заготовки для варежек?

Дети:- Да.

Воспитатель:- Молодцы, ребята! Думаю, наши украшенные заготовки для варежек помогут мастерам трикотажной фабрики успеть до Нового года приготовить теплые подарки детям.

Воспитатель:- Ребята, когда краска подсохнет, мы все варежки положим в конверт, подпишем адрес вязальной фабрики и отправим. И будем ждать ответа. (/через 1-2дня в группу приходит письмо с благодарностью детям и новогодними сюрпризами: наклейки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Нетрадиционные методы рисования с детьми младшего дошкольного возраста".

Советы и рекомендации как правильно и играя развивать мелкую моторику у ребенка....

Проект по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе Раздел: рисование (нетрадиционная техника рисования - ватными палочками) «Вместо кисточки - ватные палочки»

Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста, ребенка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Воспитатель педлагает н...

Методическая разработка: «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками»

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или ...

Методическая разработка "Использование нетрадиционного метода рисования "Ватными палочками" в работе с детьми 5-6 лет"

Тема: «Варежки для снеговика»Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками.Задачи:Образовательные:- Формировать у детей умение и навыки рисования нетрадицио...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с использованием нетрадиционного метода рисования «Ватными палочками»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с использованием нетрадиционного метода рисования «Ватными палочками»...

Методическая разработка "Нетрадиционные методы рисования с детьми в группе раннего возраста"

Ранний возраст... Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнооб...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младшей группы на тему: «Весеннее дерево» (нетрадиционная техника рисования – ватными палочками)

Методическая разработканепосредственно-образовательнойдеятельности с детьми первой младшей группына тему: «Весеннее дерево»(нетрадиционная техника рисования – ватными палочками)...