конспект
методическая разработка (средняя группа)

Литвинец Татьяна Егоровна

конспект интегрированного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в весенний лес» конспект интегрированного занятия для средней группы.

Актуальность: Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, чему и способствует интеграция в ДОУ.  Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы. В этом методическом пособии представлен конспект   интегрированного занятия, который  разработан и составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей. Интегрированный подход к занятиям  я  систематически использую в своей работе. Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия,   в котором  показана интеграция пяти областей («Социально - коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,  «Физическое развитие»).

Конспект интегрированного занятия  «Путешествие в весенний лес»                        для детей средней группы.

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки детей по следующим разделам образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

Задачи:

- Систематизировать представления детей о птицах и лесных зверях, формировать умение соотносить следы и животного, который их оставил;

- Закреплять умение  сравнивать предметы по форме, величине, цвету; называть геометрические фигуры и умение составлять из них ряд по схеме;

- Закреплять умение рисовать схематически деревья и кустарники, чередуя их;

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве;

- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о природных  явлениях;

- Развивать мелкую моторику пальцев руки, воспитывать самостоятельность, инициативность;

- Развивать монологические формы речи и навыки соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать их осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения;

- Формировать коммуникативные  и рефлексивные навыки, ассоциативное мышление;

-  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать чувство прекрасного, гармонии при соприкосновении с музыкой, художественной литературой, родным словом;

- Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование:

- аудиозапись отрывка из произведения Э. Грига «Утро в горах», аудиозапись голосов  птиц (дятел и др.), аудиозапись  различных звуков природы;

- карточки с текстом загадок и физкультминутки;

- оборудование центральной стены (имитация лесной полянки: панно по весенней тематике:  «подснежники», «проталинки», «ручеек», «деревья», «кустарники»);

- костюмы для детей: лиса, заяц, белка, медведь;

- набор карандашей и геометрических фигур;

- «ручейки» - атласные ленты голубого цвета;

- подснежники (искусственные цветы, сделанные предварительно);

- «ковер – самолет» - большой красивый плед с орнаментом;

- силуэтное  изображение: зайца, лисы, ежика (образцы для складывания игры «Танграм»;

- ватман на мольберте  с контуром деревьев и кустарников для штриховки;

- карточки с изображением  лесных зверей  и птиц, следов птиц и диких животных;

- шкатулки (3 штуки): различные по форме, цвету, величине;

- шишки большие и маленькие ( количеством в пределах 10);

- конфеты, оформленные в виде подснежников (на каждого ребенка).

Предварительная работа:

-  наблюдение за изменениями в природе весной;

- чтение художественных произведений отечественных и зарубежных авторов (стихов и рассказов о весне);

-  загадывание загадок о птицах и лесных зверях;

-  беседы  о жизни птиц и зверей в весеннее время года;

-  рассматривание иллюстраций, репродукций  весенних пейзажей, зимующих и перелетных птиц, лесных зверей, деревьев и кустарников;

- просмотр презентаций «Весна», «Зимующие и перелетные птицы», «Деревья и кустарники» из серии «Времена года»;

- дидактические игры: «Четвертый – лишний», «Времена года», «Где чей дом?», «Танграм» и др.,  лото «Лесные жители», упражнение  «Где  что лежит?» (ориентировка в пространстве и на листе бумаги), конструирование из геометрических фигур.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят  в группу, становятся в круг. Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем занятие.

Проводится психологический этюд «Ласковушка».

Воспитатель: Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться? Я – Екатерина Григорьевна, а ты кто?

Дети:

Я – Женечка – дружок,

Я – Катюша – огонек,

Я – Машенька – подружка,

Я – Даша – хохотушка!

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот таких  хороших – пригожих я приглашаю в путешествие. Хотите? (Да). Подумайте и скажите: на чем можно путешествовать? (На машине, поезде, самолете, пароходе, воздушном шаре). А я вам предлагаю  отправиться в путешествие на ковре – самолете. Но прежде, чем мы отправимся в дорогу, давайте представим: как выглядит сейчас весенний лес?

Дети: В лесу тает снег. Но еще остались в некоторых местах сугробы, все деревья голые, кроме пушистых зеленых елей. Можно  всяких  зверей  встретить  в лесу. Все чаще можно  услышать звонкое щебетание птиц.  На полянах появились первые весенние цветы – подснежники.

Воспитатель: В лесу может произойти много разных неожиданностей, не испугаетесь? Ну что, ребята, отправимся в путешествие? Тогда в путь. Встанем на ковер – самолет, произнесем волшебные слова «Крибли – крабли – бумс». Крепко зажмурим глаза и перенесемся в весенний лес. Приготовились?

Дети произносят слова и закрывают глаза. Звучит  аудиозапись (голоса птиц и звон ручейка). Звучит мелодия - отрывок из произведения Э. Грига «Утро в горах».

Воспитатель: Дети, вот мы с вами и в лесу. Мы с вами попали на лесную полянку.  Посмотрите какие проталинки, а вон там  растут подснежники! Давайте подойдем поближе. Только через ручейки  перешагивайте, ноги выше поднимайте.

Дети имитируют ходьбу  и перешагивание через ручейки.

Воспитатель: Какие красивые подснежники! Это первые весенние цветы. Давайте соберем эти красивые цветы и отвезем  их в детский сад, чтобы показать другим ребятам.

Дети с воспитателем собирают подснежники, постепенно заходят в глубь леса.

Воспитатель: Ой, ребята, мы с вами оказались в самой чаще леса…Кажется мы заблудились…Как же нам найти обратный путь, чтобы вернуться к своему ковру – самолету ? Может нам лесные жители помогут?

Дети: Надо попросить  помощи у лесных жителей.

Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Ответы).

Издали (тихо) раздаются голоса птиц (аудиозапись).

Воспитатель: Слышу в лесу веселое щебетание  птиц. Не часто  можно  встретить  на тропинках  лесных зверей. Однако  о том, что звери  выбегали на полянку, говорят  вот такие  таинственные  знаки и черточки. Как вы  думаете,  кто оставил  эти таинственные знаки?

Дети: Звери и птицы.

Воспитатель:  Давайте по следам пойдем и найдем диких животных и попросим у них помощи – показать нам обратный путь! Для начала вспомним, кто такие дикие животные?

Дети: животные, которые живут в лесу.

Воспитатель: Почему  их называют дикими ?

Дети: человек о них не заботится, они сами добывают себе пищу, ухаживают за собой.

Воспитатель:  А чтобы вспомнить, какие животные живут в лесу, поиграем в игру.

Д/игра «Кто это?»  (в кругу лежат картинки с изображением диких животных. Дети идут по кругу и говорят слова:

Я животных всех люблю,

И про них все расскажу.

Дикие животные помощи не ждут,

Пищу добывают и в лесу живут.

Останавливаются, поднимают картинку и говорят: « У меня …(заяц…), а у тебя кто? (по кругу)

Воспитатель: Давайте найдем, какие следы  какому  животному  принадлежат.

Чтобы лучше рассмотреть  следы лесных  зверей и птиц, дети подходят к макету  весеннего  леса, рассматривают  рисунки следов.

Воспитатель: Ребята, давайте  я буду  вам загадывать  загадки  о зверях  и птицах, а фигурки отгаданных  животных  вы будете  ставить  на нужный след.

Угадайте, что за шапка –

Меха  целая  охапка,

Шапка  бегает в бору,

У стволов  грызет кору?

Дети: Заяц.

Воспитатель:

Какой зверь опасный

Ходит в шубе  красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

Дети: Лиса.

Воспитатель:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети: Волк.

Воспитатель:

Кто с высоких  темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты  через пенек

Промелькнул  как огонек?

Дети: Белка.

Воспитатель:

Птица – звонкая певичка,

Желтогрудая сестричка,

Суетится  невеличка,

Наша быстрая …

Дети: Синичка.

Воспитатель:

Кто в лесу

В мороз  и в жару

Долбит  сук,

Срывает  кору?

Клювом – тук!

Сгинет жук!

Деревьям  вокруг 

Он лучший друг.

Дети: Дятел.

Воспитатель: Дятел – это зимующая или перелетная птица ? Объясните, почему  дятел  не улетает  на зиму?

Дети: У него  есть пища зимой.

Воспитатель: Почему его называют санитаром леса?

Дети: Он спасает деревья от вредителей.

Воспитатель: Какую роль в жизни дятла  играет клюв?

Дети: Клювом он, как руками, достает  жучков из-под  коры, семена  из шишек.

Снова раздаются голоса птиц.

Дети подходят  к большому «сугробу» - «берлоге медведя».

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь следов нет, а воздух теплый идет.

Кто там в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда –

Лапу в рот берет всегда.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Почему медведь спит зимой?

Дети: Зимой медведю нечего есть.

Воспитатель: А что медведь будет делать сейчас, весной ?

Дети: проснется, выйдет из зимней спячки.

Воспитатель: Какие еще звери впадают в спячку?

Дети: Ежи, барсуки, летучие мыши, лягушки, суслики, хомяки.

Воспитатель:  Вот мы  вспомнили всех диких животных. А теперь можно  дальше  отправляться в путь.

Воспитатель: Холодно весной еще в лесу. А вы не замерзли? Давайте погреемся.

На «полянку», свободно группируясь, выходят дети, становятся в круг. Дети имитируют, как они замерзли: растирают ноги, руки, дрожат, трут носы и щеки.

Воспитатель:  Как холодно, давайте согреемся.

Проводит физкультминутку «Весенняя  разогревалочка» (с элементами массажа).

Если замерзают руки,    Дети медленно разогревают одну ладонь о другую.

Начинаем их тереть,

Руки мы сумеем,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки            Растирают руки все быстрее и быстрее

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Воспитатель: Вот и согрелись. Теплее вам стало? Ой, кажется, кто – то спешит к нам  на помощь. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Выходит ребенок из подготовительной группы (приглашенный специально на занятие), переодетый в костюм белки.

Белка: Здравствуйте, не ждала я гостей, но раз пожаловали в мой лес, то помогите мне: хочу собрать шишки, а их так много, боюсь не справлюсь одна… А сначала скажите кто вы и откуда? 

Дети: Мы –дети из средней группы детского сада города Новосибирска.

Белка: Зачем пришли в мой лес?

Дети: Хотели полюбоваться красотой весеннего леса. Посмотреть на  лесных жителей. Подышать свежим воздухом. Собирали красивые подснежники, хотели их забрать с собою в детский сад, чтобы показать другим ребятам первые весенние цветы, да заблудились в лесу и не можем найти обратную дорогу.

Белка:

             Путь, конечно, знаю я

             Помогу я вам, друзья.

             Но и вы не откажите –

             Шишки вы мне соберите.

Д/игра «Собери шишки»

Цель: учить соотносить количество предметов с цифрой.

(Дети делятся на команду мальчиков и команду девочек. Девочки должны собрать большие шишки, а  мальчики – маленькие шишки.  Дети по команде начинают выполнять задание. Далее они находят  карточки с цифрами, которые соответствуют количеству собранных предметов.  Например, 7 больших шишек  и 5 маленьких шишек).

Белка: Спасибо вам, ребята! За ваше старание я хочу вас наградить. (Подает воспитателю шкатулку). А мне пора! У меня очень  много дел в лесу. До свидания! (Уходит).

Воспитатель с детьми берут шкатулку у белки и идут дальше по лесу.

Воспитатель: Ой, ребята, кажется еще кто - то к нам спешит навстречу. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Выходит ребенок из подготовительной группы (приглашенный специально на занятие), переодетый в костюм лисы.

Лиса: Здравствуйте, ребята! Встретила я белку в лесу,  и она сказала мне, что вам нужна помощь. 

             Путь, конечно, знаю я

             Помогу я вам, друзья.

             Но и вы не откажите –

             Мостик вы мне соберите.

Д/игра  «Построй мостик»

Дети делятся на две подгруппы: 1 – собирают мостик из геометрических фигур  -  квадратов. (по схеме – цвет + форма). 2 – собирают мостик из геометрических фигур  -  прямоугольников. (по схеме – цвет + форма).

Лиса: Спасибо вам, друзья. За ваше старание я хочу вас наградить. (Подает воспитателю другую шкатулку, отличающуюся по форме, размеру и цвету от первой шкатулки).  А мне пора! У меня очень  много дел в лесу. До свидания! (Уходит).

Воспитатель с детьми берут шкатулку у лисы и идут дальше по лесу.

Воспитатель: Ой, ребята, кажется еще кто - то к нам спешит навстречу. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Выходит ребенок из подготовительной группы (приглашенный специально на занятие), переодетый в костюм зайца.

Заяц: Здравствуйте, ребята! Убегаю я от лисицы, вы не видели ее  в лесу ? Мне нужна ваша помощь: помогите мне спрятаться от лисы. Наш лес совсем редкий, деревьев и кустарников мало, негде спрятаться.  

             Путь, конечно, знаю я,

             Помогите мне, друзья.

             Деревья  и кусты мне вы нарисуйте,

             Где спрятаться местечко организуйте.

Д/игра  «Нарисуй лес»

Воспитатель: Деревья высокие, а кусты – низкие. Будем их чередовать: дерево, куст, дерево, куст,… По дороге в лесу, ребята,  нам попадались  различные деревья. Вот давайте их и нарисуем, чтобы лес стал гуще и зайцу было местечко, где спрятаться.

Дети садятся за столы и  выполняют задание «Дорисуй деревья» - штриховку в разных направлениях. Педагог по необходимости оказывает детям  помощь. По окончании этой деятельности готовые  работы вывешивают на ватмане на мольберте - имитации «лесной полянки».

Воспитатель: Молодцы, вот какой густой лес у нас получился.

Заяц: Спасибо вам, друзья! Мне пора! (Убегает и прячется за мольбертом с нарисованным лесом).

Воспитатель: Ой, ребята, кажется еще кто - то к нам спешит навстречу. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Выходит ребенок из подготовительной группы (приглашенный специально на занятие), переодетый в костюм медведя.

Медведь: Здравствуйте, ребята! Слышал я от зверей в лесу, что вам нужна помощь.

             Путь, конечно, знаю я,

             Помогу я вам, друзья.

             Фигуры вы мне соберите,

             Зверей в лесу всех назовите.

Воспитатель: Смотрите-ка, какое интересное задание  медведь приготовил  для нас. Давайте его выполним.

Д/Игра «Танграм».

Дети  садятся за столы, где для них  приготовлены конверты  для игры «Танграм». Выкладывают  из деталей игры «Танграм» изображения зайца, ежика, лисы (по образцу). Педагог наблюдает за детьми, при необходимости оказывает помощь, смотрит за правильностью выполнения задания,  поощряет самостоятельность детей.

Медведь: Спасибо вам, друзья. За ваше старание я хочу вас наградить. (Подает воспитателю  другую шкатулку, отличающуюся по форме, размеру и цвету от первой и второй шкатулок).  Я главный в лесу и все знаю! Вон, в той стороне пустая полянка, где вы оставили свой ковер – самолет и начали собирать подснежники. А мне пора! У меня очень  много дел в лесу. До свидания! (Уходит).

Воспитатель с детьми берут шкатулку у медведя и выходят из  леса. Находят пустую полянку, на которой оставили свой ковер – самолет.

Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер-самолет, он перенесет нас в детский сад.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Не забудьте сказать волшебные слова «Крибли-крабли-бумс», а затем крепко зажмурить  глаза. Готовы? Ну, тогда полетели.

Звучит аудиозапись звуков природы.

Воспитатель:  Вот мы и дома! Понравилось вам наше путешествие? Почему?  Что вам  больше всего  запомнилось в весеннем  лесу? Хотели бы вы еще раз там очутиться ? Почему? (Ответы).

Мы обязательно еще раз  слетаем  в волшебный лес на нашем ковре-самолете, но в  другое время года, чтобы посмотреть, чем одарила нас Красавица Лето. Посмотрите какие шкатулки мы собрали в путешествию по лесу. Ой, кажется они разные…Ребята, чем они отличаются?

Дети: по форме, величине, цвету. Круглая, треугольная, квадратная. Большая, средняя, маленькая. Красная, желтая, синяя.

Дети с воспитателем рассматривают шкатулки. В них они находят красивые конфеты, оформленные в виде подснежников.

Воспитатель: Вот, ребята, это наша награда за старания и знания.

Используемая литература:

1.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1991.

2.        Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -.        Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  (Издание 2-е, исправленное и дополненное), - М.: Мозаика - Синтез, 4.        Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....