Консультации педагога
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультации педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_kon-tsiya_ds_za_i_protiv.docx92.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Детский сад: за и против

Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать

ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания"

выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных

учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка.

Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех

нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства

агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурном

примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые

предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очеред

аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа

общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение

общаться с людьми — одно из главных условий того, что столкнувшись в

дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не

потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.

Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.

Главное преимущество детского сада — это общение.  Находясь в коллектив

сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое

собственное мнение и прислушиваться к чужому.

Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен

детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех

детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводит

свободное время в кругу своих ровесников.

Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто

болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к

новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад

совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают

многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность

существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада,

когда период адаптации завершается.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?

Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного

учреждения — это трехлетний возраст.

В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и

проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В

два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со

сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимани


 

друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителям

и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем

границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к

другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную

потребность.

Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если

интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок

очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы

расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском сад

Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях,

повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость

все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что

родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как

показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по

собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем

те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг

общения.

Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет

протекать период адаптации в детском саду.

Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в перио

адаптации к детскому учреждению — явление вполне нормальное и

естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих

проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом

уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции.

Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью

избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков,

которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать

нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развить

у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.

Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных

ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым

условиям. В яслях этот период не должен превышать семи - десяти дней, в

детском саду, для детей в возрасте около трех лет — две-три недели, в

старшем дошкольном возрасте — один месяц.

Для периода адаптации могут быть характерны различные

психофизиологические реакции — беспокойство, страх, заторможенность

или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента

ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.

Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:

-

являются единственными в семье;


 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

привыкшие к тому, что их капризам потакают;

пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

неуверенные в себе;

страдающие ночными страхами;

эмоционально неустойчивые;

пережившие психологическую травму;

дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);

дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с

необходимостью отдавать его в детский сад.

Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько

правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и

психологических нарушений у ребенка.

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.

Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в тр

года, девочки — несколько позже, в три с половиной. Это — наиболее

благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в

дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и

индивидуальные особенности.

Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.

Детский сад — это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от

безвыходности ситуации. Это — радость общения, радость творчества,

радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители

должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраиват

ребенка.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у

ребенка желание посещать детский сад.

Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом. Для

того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите

ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь

сделать рассказ интересным — в этом случае ребенок не будет бояться, что

его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей ново

жизни.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня

первого посещения группы детского сада.

Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель

до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или,

если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детског

сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.

В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем

детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с


 

ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не

найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один

ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее

познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить

общение в коллективе.

Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателям

с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на

полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал

никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.

Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.

Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному

расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то — поздно; в разное время

разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе —

свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок.

Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня,

который он будет соблюдать в детском саду.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечк

за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели;

более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам.

Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в

привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться

надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку

будет проще, чем не при­способленному к самообслуживанию.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не

спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной

исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с

радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им

совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят

его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично

настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не

стоит забывать об этом.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно.

Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтом

в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в

привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте

его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему

необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...