Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"
консультация

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 муниципального образования Темрюкский район

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ТЕМЕ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 

ДОШКОЛЬНИКА"

Подготовил:

Педагог – психолог

МБДОУ ДС КВ №14

Шконда Наталья Валерьевна

2018г.

        Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в психокоррекционной помощи. Для дошкольников  с низким уровнем развития внимания и психических процессов, требуется систематическое выполнение специально подобранных игровых упражнений, которые позволяют в скором времени отмечать положительную динамику в развитии воспитанника.  Гораздо сложнее положение, когда ребенку нужно преодолеть свою неуверенность, робость, излишнюю зажатость, необоснованные страхи, то есть, все то, что мешает его успешному личностному росту, социальному развитию. Многолетняя практическая деятельность  в построении  коррекционно-развивающей работы с воспитанниками позволяет наметить эффективность методов  в активной деятельности самих детей.

Дошкольное детство-это  мир игры, фантазий, сказок. В нашем мировоззрении дошкольник  всегда в окружении игрушек. Дети любят играть с игрушками образами людей и животных, иногда придумывают разные истории, что с ними происходят, но чаще всего проигрывают эпизоды из своей жизни: "Играем вместе", "Петрушка не хочет есть суп", "Коток и собачка с ним не дружат", "Котенок заболел. Где же его друзья?", "Они ничего не умеют. Кто их познакомил?" и  прочие. Прежде, чем проиграть каждое действие, ребята еще и продумывают  и рассуждают, почему следует поступать именно так, и что  мне скажут другие если сделаю по другому.  Среди игрушек дошкольников именно куклам отводится особое место в  умении осознавать свои взаимоотношения с окружающими людьми, свои чувства и настроения. И самое главное – появляется случай в многократном проигрывании определенной ситуации своего поведения.

В основе приема коррекционного воздействия в куклотерапии, используется кукла, которая является главным объектом взаимодействия взрослого и ребенка. Дошкольник с огромной радостью передает кукле свои самые лучшие чувства, при этом забывая о страхах, проблемах, раскрывая в себе раннее не проявляющиеся способности. В этом и состоит самый важный и главный принцип куклотерапии.

С момента поступления в детский сад куклы в руках педагога - психолога помогают ребенку привыкнуть к новым условиям. Вове трудно первые дни оставаться без мамы с малознакомыми взрослыми и сверстниками. У него плохое настроение, он грустит, а иногда даже начинает плакать. Выручает кукла Дениска. Дениска зовет детей в раздевалку, подсказывает, как правильно надеть вещи на прогулку, чтобы ничего не забыть и... никаких нравоучений! Вове становится интересно, появляется желание прийти завтра опять в свою группу, "показать Дениске", что он уже умеет делать сам.

Игровое действие с куклами  для дошкольников является очень интересным и привлекательным, педагоги «приглашают» на свои занятия с детьми то Незнайку, то Петрушку, то Зайчишку. Главной и не мало важной целью такого мини - представления зачастую становится создание интереса к познавательной деятельности, развитие к самостоятельной способности переносить полученные знания в новую ситуацию. На одном из занятий детям старшей группы было предложено нарисовать своих любимых сказочных героев и рассказать о них (что это за герой, из какой сказки, как его зовут, почему он любимый тобой и др.). С рисунками проблем не возникло, а вот рассказать об этом оказалось делом трудным. И вот тогда детские рисунки превратились в кукол для настольного театра: были наклеены на плотную бумагу  и  по контуру вырезаны,  потом их  поставили  на  специальные подставки, изготовленные  психологом.

Самостоятельно изготовленные куклы  вызвали у ребятишек восторг к занятиям с ними: дети  сочиняли интересные истории, положительные  и не очень, которые были рассказаны от их лица и лица героев, из которых они находили рациональный выход. Эти куклы-фигурки предоставили детям  проигрывать различные ситуации, в которых дети проявляли свою активность и возможность проявлять самостоятельность.    Можно сделать вывод. что применение куклотерапии в работе с детьми  решает важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения, достижение эмоциональной  устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок- педагог-родитель. Применение приемов куклотерапии в работе педагога - психолога позволяют устранить такие нарушения, как эмоциональная неуравновешенность, неадекватную самооценку, тревожность и страхи.

Можно отметить важную особенность, что в наше время нет недостатков в самых разнообразных игрушках, в том числе и куклах, но большим минусом является то, что они настолько совершенны, что притупляют вкус к фантазированию, рукоделию и не приучают к труду. Ребята, проигрывая игровые ситуации с игрушками с помощью которых проецируют знакомые им жизненные ситуации.

Несмотря на многолетние традиции использования кукол в работе с дошкольниками, как показывают наблюдения, потенциал увлекательных игровых занятий с ними далеко не исчерпан. Учитывая особый интерес детей к авторской кукле, в дошкольном учреждении была организована работа творческой группы педагогов по созданию кукол-пособий. Главной идеей работы нашей творческой группы стало развитие и воспитание с помощью кукол, в действиях с которыми дети смогут моделировать различные жизненные ситуации, приобретая и накапливая ценнейший человеческий опыт.

Созданные творческой группой куклы-пособия предназначены для игр и занятий с детьми в разных возрастных группах. Если для младших дошкольников – это мягкие игрушки для имитации движений и объединения их в общий сюжет, то для детей постарше – это уже куклы-варежки и перчаточные куклы по типу театральных, требующие большей координации и ловкости движений, определенных речевых навыков. Целью использования пособий стало создание игровых ситуаций, стимулирующих общение, эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие дошкольников.

Детям всегда интересно поиграть в сказку, но их участие проявляется активнее, если это сделать с помощью кукол. Например, диалог и действия персонажей сказки Г. Юдина "Жадная жаба" разыграны детьми с помощью перчаточных кукол. Сценку включили в развлечение для детей с просмотром студентами педколледжа. Вот некоторые из их оценок метода куклотерапии в формировании коммуникативной компетентности у дошкольников:

"Я считаю, что кукольная театрализация нужна детям. Именно в образах кукол они раскрываются, более эмоциональны. И детям очень интересно" Ольга Т.

"Очень интересно смотреть. Необходимо больше использовать такие кукольные представления. Активизирует не только детей, но и взрослых. Великолепно" Галя К.

Следует отметить, что работа проводилась с детьми, имеющими самые низкие, негативные показатели: неумение устанавливать контакты с окружающими, избегание таких контактов, затруднения в смене партнера по общению, стереотипность способов и видов общения и др.

Применение педагогом - психологом метода куклотерапии помогает установить положительный контакт с детьми, которые испытывают трудности в общении.  

Это проявляется в:

-в проигрывании и проработке конфликтных ситуаций среди сверстников и в семье;

-в раскрепощённости неуверенных, застенчивых и робких детей;

-в тренировки умения "держать себя в руках", навыков адекватного выражения собственных чувств.

Положительной оценкой результативности применения куклотерапии считается проявление наиболее активного интереса детей к занятиям,

улучшение их психического состояния в результате преодоления эмоциональных кризисов, освоение социально приемлемых способов поведения в ситуациях конфликта, регуляции межличностных отношений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».

«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....

План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Презентация "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС ДО"

    Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом.    Требованиями ФГОС предусмотрены такие условия реал...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

Консультация для педагогов по теме: "Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников", декабрь 2022 г.

                       Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши,...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...