"Особенности реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", "Музыкальное воспитание" для детей с ОВЗ"
презентация

Мютюшенко Лариса Геннадьевна

В Федеральном  законе  от  29.2012  № 273-ФЗ «Об  образовании в  Российской  Федерации» и Приказе  Министерства  образования  и  науки  России  от 17.10.2013  № 1155  о  введении  в  действие  Федерального  государственного  образовательного  стандарта, сказано: Об обеспечение  реализации  права  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на  образование  - одна  из  важнейших  задач  государственной  политики  в  области  образования  и  социально-экономического  развития  Российской  Федерации, а так же выравнивание  стартовых  возможностей  выпускников  дошкольных  образовательных  учреждений, в  том  числе и  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г . Назарово Красноярского края « Особенности образовательной области « Художественно-эстетическое развитие », « Музыкальное воспитание» для детей с ОВЗ» Музыкальный руководитель Мютюшенко Лариса Геннадье вна 2018-2019 учебный год

Слайд 2

Федеральный закон от 29.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 о введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование - одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 3

Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики ; Развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера ; Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений ; Развитие и коррекция познавательной сферы. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи , развития произвольности психических процессов.

Слайд 4

Формы организации музыкальной деятельности Образовательная деятельность в ДОУ: занятия разного вида(традиционные, комплексные, интегрированные, фронтальные, подгрупповые, индивидуальные и пр .). Музыка в повседневной жизни: музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном »). Музыкальное воспитание в семье: слушание радио и аудиозаписей, музицирование, музыкальные вечера , развлечения, дни рождения и пр.

Слайд 5

Цель и задачи работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ Цель работы Помочь детям с ОВЗ войти в мир музыки, развивать музыкальные способности, формировать внимание и интерес к музыке, прививать коммуникативные навыки посредствам приобщения детей к разным видам музыкальной деятельности . Задачи Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства , становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование основ музыкальной культуры; Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами; Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; Удовлетворение в самовыражении.

Слайд 6

Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ Наглядно-слуховые методы и приём. Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя. Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозаписи). Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового). Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов ( металлофона, барабана и т.д.) Наглядно-зрительные методы и приёмы. Показ разнообразных приёмов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений. Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили. Использование метода «сравнительного показа». В этом случае даётся правильный и неправильный показ выполнения движений, правильное исполнение дети отмечают хлопками. Практические методы и приёмы. Метод упражнения – для развития основных движений, мелких мышц ,руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентации в пространстве. Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы, игры с пением. Длительное повторение при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании. Упражнения без музыки под счёт или в доступном к исполнению темпе в течение одной-двух минут. Разнообразные музыкальные игры.

Слайд 7

Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ Слушание музыки. Медлительным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера. Расторможенным ( гиперактивным) детям – музыка умеренного темпа. Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы времени и с одинаковым уровнем громкости. Пение. Пение особо полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор ( потешки, народные прибаутки и пр.) Детям с отставанием в эмоциональном развитии - пение в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями или картинками. Детям с нарушением речевого развития – пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», « ту- ру - ру » и пр., распевки. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями с ОВЗ широко используется игровая деятельность. Игра « вопрс - ответ », игра в «имена», пение с аккомпанементом и без него.

Слайд 8

Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ Игра на музыкальных инструментах . Детям с нарушением развития координации движений - игра на таких музыкальных инструментах, как барабан, бубен,, погремушка, металлофон, игра на не озвученном пианино. Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук - игра на дудочках, колокольчиках и т.д Детям с нарушением развития дыхания- игра на духовых инструментах (дудочках, губных гармошках). Музыкально-ритмические движения . Разным категориям детей с ОВЗ – музыкально-подвижные игры (игры под пение, под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные). В ритмике- координационно- подвижные и пальчиковые игры, ритмо -речевые фонематические упражнения, элементарное музицировали, пластико - ритмо -речевой театр .

Слайд 9

Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ Разработка и реализация ИОМ, плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями. Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам музыкального развития. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительных программ музыкального образования.

Слайд 10

Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыка на психологическое состояние ребёнка. Логоримические занятия - система музыкально-двигательных, рече -двигательных, музыкально-речевых игр, объединённых общим сюжетом и игровой формой. Психогимнастика - тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию отклонений в психических процессах. Музыкально-дидактические игры .

Слайд 11

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ по музыкальному воспитанию Подбор иллюстрированного материала к занятиям, информационного материала для оформления родительских уголков, стендов, папок-передвижек, подбор нотного материала и пр. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий. Обмен опытом знакомство с периодик и педагогической компетенции у педагогов, родителей. Создание презентаций для повышения эффективности образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов, родителей. Оформление буклетов по вопросам развития музыкальности детей с ОВЗ, материалов по различным направлениям деятельности. Создание медиотеки по вопросам музыкального развития детей дошкольного возраста, которые представляют интерес не только для музыкального руководителя, воспитателя , но и для родителей. Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Слайд 12

Особенности работы музыкального руководителя с педагогами Взаимодействие со специалистами ДЩУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках. Проведение занятий со всеми воспитанниками группы(в том числе совместно с другими специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физкультуре). Консультирование родителей по использованию в воспитании ребёнка музыкальных средств. Ведение соответствующей документации (ИОМ, карт психолого-педагогического сопровождения, инд . планов работы и пр.).

Слайд 13

Положительные результаты деятельности Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки. Улучшение результативности в музыкальном развитии детей с ОВЗ, освоении ОПП, дополнительных образовательных программ. Организация коррекции имеющихся недостатков развития воспитанников ДОУ с ОВЗ, адаптация и социализация их в обществе .

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

«Особенности реализации
    образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное воспитание»

для детей с ОВЗ»

(доклад к презентации «Особенности реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,  

«Музыкальное воспитание» для детей с ОВЗ»)

        

Музыкальный руководитель

Мютюшенко Лариса Геннадьевна

2018-2019 учебный год

2 слайд

В Федеральном  законе  от  29.2012  № 273-ФЗ «Об  образовании в  Российской  Федерации» и Приказе  Министерства  образования  и  науки  России  от 17.10.2013  № 1155  о  введении  в  действие  Федерального  государственного  образовательного  стандарта, сказано: Об обеспечение  реализации  права  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на  образование  - одна  из  важнейших  задач  государственной  политики  в  области  образования  и  социально-экономического  развития  Российской  Федерации, а так же выравнивание  стартовых  возможностей  выпускников  дошкольных  образовательных  учреждений, в  том  числе и  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

3 слайд

  Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы  в группах компенсирующего  и комбинированного вида нашего дошкольного образовательного учреждения. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.

  Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка.

В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие

Коррекционно-развивающие  задачи  по  музыкальному  воспитанию

  • Улучшение  общего  эмоционального  состояния  детей,  оздоровление  психики;
  • Развитие  эмоционально-волевой  сферы.  Воспитание  уверенности  в  своих  силах,  выдержки,  волевых  черт  характера;
  • Физическое  развитие  детей  с  ОВЗ. Укрепление,  тренировка  двигательного  аппарата. Формирование  качества  движений;
  • Развитие  и  коррекция  познавательной  сферы. Нормализация  психических  процессов  и  свойств:  памяти,  внимания, мышления, речи, развития  произвольности  психических  процессов.

  Как и все другие занятия в группах компенсирующего  и комбинированного вида, музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности.

  В связи с этим при организации и проведении занятий стараемся создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушения.

  В процессе организации и проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами важно:

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
  • применять индивидуально-педагогический подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса;
  • использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.

  В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение.

4 слайд

Формы  организации  музыкальной  деятельности

  • Образовательная  деятельность в  ДОУ: занятия  разного  вида (традиционные,  комплексные, интегрированные,  фронтальные,  подгрупповые,  индивидуальные  и пр.).

  Музыкальные занятия в группах компенсирующего и комбинированного вида являются основной формой музыкального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии. Эта форма обеспечивает систематическое и целенаправленное музыкальное развитие ребенка с проблемами в соответствии с задачами и содержанием типовой программы.

  Музыкальные занятия проводятся, начиная с первого года жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии со структурой нарушений.

  Занятия с детьми младенческого возраста проходят по 5 — 7 мин 3 раза в неделю. В раннем возрасте — 2 раза в неделю по 7—10 мин на первом году жизни и по 10—15 мин на втором году жизни. В дошкольном возрасте время, отведенное на проведение музыкальных занятий, увеличивается: по 20 мин — в младшем, по 25 мин — в среднем и по 30 — 35 мин — в старшем дошкольном возрасте.

  Проводит музыкальное занятие музыкальный руководитель совместно с воспитателем группы, а также со специалистом дефектологом. Музыкальный руководитель заранее обсуждает со специалистом план музыкального занятия, его основные задачи и корректирует их.

  • Музыка  в  повседневной  жизни: музыка  в  быту  детского  сада (слушание музыки, музыкальные  упражнения, игры, самостоятельное  музицирование,  утренняя  гимнастика  под  музыку, «музыка  фоном»).
  • Музыкальное  воспитание  в  семье: слушание  радио и  аудиозаписей,  музицирование,  музыкальные вечера,  развлечения,  дни  рождения  и пр.  

5 слайд

Цель  и  задачи  работы  музыкального руководителя  с  детьми  с  ОВЗ

Цель  работы

Помочь  детям  с  ОВЗ  войти  в  мир  музыки, развивать  музыкальные  способности,  формировать  внимание  и  интерес  к  музыке,  прививать  коммуникативные  навыки  посредствам  приобщения  детей  к  разным видам  музыкальной  деятельности.

Задачи

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование основ музыкальной культуры;
  • Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами;
  • Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
  • Удовлетворение в самовыражении.

6 слайд

  Однако, чтобы  «особенный» ребенок научился ее слышать и понимать, педагог-музыкант должен применять целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и реализацию спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию нарушения и социальную адаптацию субъекта средствами искусства.

Методы  и  приёмы  в  работе  с  детьми  с  ОВЗ

  • Наглядно-слуховые методы  и приём.
  • Исполнение  музыкального  произведения,  пение  музыкального  руководителя,  воспитателя.
  • Слушание  инструментальной  и  вокальной  музыки (аудиозаписи).
  • Использование  разнообразных  видов  фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового).
  • Использование  в  качестве  наглядности  музыкальных  инструментов (металлофона, барабана  и т.д.)
  • Наглядно-зрительные  методы  и  приёмы.
  • Показ  разнообразных  приёмов  исполнения  по  всем  видам  музыкальной  деятельности (в  пении, музыкально-ритмических  движениях,  игре  на  музыкальных  инструментах). Важно  помнить  о  «зеркальности» показа  некоторых  движений.

Показ  приёма  детьми,  которые  хорошо  его  освоили.

  • Использование  метода «сравнительного  показа». В  этом  случае  даётся  правильный  и  неправильный  показ  выполнения  движений,  правильное  исполнение  дети  отмечают  хлопками.
  • Практические  методы  и  приёмы.
  • Метод  упражнения – для  развития  основных  движений,  мелких  мышц ,руки,  активизации  внимания,  воспитания  музыкального  ритма,  ориентации  в  пространстве.
  • Танцевальные  движения  -  пляски  под  пение,  хороводы,  игры  с  пением. Длительное  повторение  при  освоении  какого-либо  движения,  формировании  навыков  в  пении,  движении,  слушании.
  • Упражнения  без  музыки  под  счёт  или  в  доступном к  исполнению  темпе  в  течение  одной-двух  минут.
  • Разнообразные  музыкальные  игры.

7 слайд

Виды  музыкальной  деятельности с детьми с ОВЗ

  Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкальных занятий, должны иметь коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

  • Слушание  музыки.
  • Медлительным  детям – стимулирующая  музыка,  подвижного  и  быстрого  характера.
  • Расторможенным (гиперактивным)  детям – музыка  умеренного  темпа.
  • Дистоническим  детям  -  стабилизирующая  музыка  спокойного  характера  с  акцентами,  повторяющимися  через  равные  интервалы  времени  и  с  одинаковым  уровнем  громкости.
  • Пение.

  В процессе певческой деятельности у «особенных» детей развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость). У детей с нарушением слуха пропевание протяжных музыкальных звуков в певческих упражнениях помогает закрепить навык чтения с губ. В процессе пения остаточный слух у таких детей вступает в действие с наибольшей активностью, что было показано в исследованиях Г. И.Яшунской.

  • Пение  особо  полезно  депрессивным  и  заторможенным  детям,  детям  неуверенным  в  себе,  подвижным  детям.  Песни  с  игровым  содержанием. Этому  как  нельзя  лучше  способствует  фольклор (потешки, народные  прибаутки  и пр.)
  • Детям  с  отставанием  в  эмоциональном  развитии -  пение  в  сопровождении  с  игрой,  игрушками,  иллюстрациями  или  картинками.
  • Детям  с  нарушением  речевого  развития – пение  на  слоги «ля-ля»,
  •   «ти-ли-ли», «ту- ру- ру»  и пр., распевки.  Особенно  эффективно в этом  отношении  хоровое  пение.
  • С  разными  категориями  с  ОВЗ  широко  используется  игровая деятельность.  Игра «вопрс - ответ»,  игра  в  «имена»,  пение  с  аккомпанементом   и  без  него.

8 слайд

  • Игра  на  музыкальных  инструментах.

  Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев.

  В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.

  • Детям  с  нарушением  развития  координации движений  -  игра  на  таких  музыкальных  инструментах,  как  барабан,  бубен, погремушка,  металлофон,  игра  на  не озвученном  пианино.
  • Детям  с  нарушением  развития  мелкой  моторики  пальцев  рук  -  игра  на  дудочках,  колокольчиках  и т.д.
  • Детям  с  нарушением  развития  дыхания - игра  на  духовых инструментах (дудочках,  губных  гармошках).
  • Музыкально-ритмические  движения.

  Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует ориентировке в пространстве. Например, дети ОВЗ благодаря музыкально-ритмической  деятельности учатся выполнять простейшие движения под музыку, менять их в связи с разным характером и жанром музыки (марш, пляска, колыбельная), сопровождать пение несложными ритмическими движениями.

  • Разным  категориям  детей  с  ОВЗ – музыкально-подвижные  игры (игры  под  пение,  под  инструментальную  музыку,  сюжетные  и  бессюжетные).
  • В  ритмике - координационно - подвижные  и  пальчиковые  игры,  ритмо-речевые  фонематические  упражнения,  элементарное  музицировали, пластико-ритмо-речевой  театр.

9 слайд

Алгоритм  работы  музыкального  руководителя  с  детьми  с ОВЗ

  • Определение  особых  образовательных  потребностей  детей  с  ОВЗ
  • Разработка  и  реализация  ИОМ,  плана  индивидуальной  музыкально-коррекционной  работы  с  детьми  в  ДОУ  и  семье.
  • Систематическое  проведение  необходимой  образовательной  работы  по  музыкальному  развитию  с  детьми  с  особыми  образовательными  потребностями.
  • Создание  условий,  способствующих  освоению  детьми  с  особыми  образовательными  потребностями  образовательной  программы  дошкольного  образования,  дополнительных  образовательных  программ.
  • Оказание  консультативной   и  методической помощи  родителям (законным  представителям) детей  с  особыми  образовательными  потребностями  по  вопросам  музыкального  развития.
  • Оценка  результатов  помощи  детям  с  особыми  образовательными  потребностями,  определение  степени  освоения  ООП,  дополнительных  программ  музыкального  образования.

10 слайд

Педагогические  технологии  в  работе с  детьми  с  ОВЗ

  • Музыкотерапия – психотерапевтический  метод,  основанный  на  целительном  воздействии  музыка  на  психологическое  состояние  ребёнка.
  • Логоримические  занятия-  система  музыкально-двигательных, речедвигательных,  музыкально-речевых  игр,  объединённых  общим  сюжетом  и  игровой  формой.
  • Психогимнастика-  тренировочные,  активизирующие  психомоторику  этюды,  упражнения,  игры,  направленные  на  развитие  и  коррекцию  отклонений  в  психических  процессах.
  • Музыкально-дидактические  игры

11 слайд

Использование  ИКТ    в  работе  с  детьми  с  ОВЗ  по  музыкальному  воспитанию

  • Подбор  иллюстрированного  материала  к  занятиям,  информационного  материала  для  оформления  родительских  уголков,  стендов,  папок-передвижек,  подбор  нотного  материала  и пр.
  • Подбор  дополнительного  познавательного  материала  к  занятиям,  знакомство  со  сценариями развлечений,  праздников  и  других  мероприятий.
  • Обмен  опытом  знакомство  с  периодик и  педагогической  компетенции  у  педагогов,  родителей.
  • Создание  презентаций  для  повышения  эффективности  образовательной  работы  с  детьми  и  педагогической  компетенции  у  педагогов,  родителей.
  • Оформление  буклетов  по  вопросам  развития  музыкальности   детей  с  ОВЗ,  материалов  по  различным  направлениям  деятельности.
  • Создание  медиотеки  по  вопросам музыкального  развития детей  дошкольного  возраста,  которые  представляют  интерес  не  только  для  музыкального  руководителя,   воспитателя,  но  и  для  родителей.
  • Создание  электронной  почты,  ведение   сайта  ДОУ.

12 слайд

Особенности  работы  музыкального руководителя  с  педагогами

  • Взаимодействие  со  специалистами    по  вопросам  организации  совместной  деятельности  всех  детей  на  занятиях,  праздниках,  развлечениях,  утренниках.
  • Проведение  занятий  со  всеми  воспитанниками  группы (в  том  числе  совместно  с  другими  специалистами:  логопедом,  психологом,  инструктором   по  физкультуре).
  • Консультирование  родителей  по  использованию  в  воспитании  ребёнка  музыкальных  средств.
  • Ведение  соответствующей  документации  (ИОМ,  карт психолого-педагогического  сопровождения,  инд.  планов  работы  и пр.).

  В специальном образовательном учреждении в реализации задач музыкального развития детей с проблемами в процессе музыкальных занятий активное участие принимают музыкальный руководитель, логопед, дефектолог, воспитатели. Каждый из них выполняет свои функции.

  Музыкальному руководителю принадлежит ведущая роль в планировании, организации и проведении музыкальных занятий. Успех коррекционно-развивающего обучения детей во многом зависит от его квалификации как музыканта, от его профессионализма, хорошего знания особенностей развития детей с проблемами и владения технологией музыкального обучения и воспитания таких детей. Он должен создавать на занятиях творческую атмосферу, в которой детям было бы комфортно, в которой они могли бы реализовать свои возможности. Музыкальный руководитель является для детей образцом при выполнении разнообразных музыкальных действий во время музыкального занятия, поэтому личный пример педагога, стиль общения с детьми и с взрослыми, желание увлечь детей музыкой, грамотная, выразительная речь, доброжелательность, стремление оказать необходимую помощь очень важны.

  Музыкальный руководитель обязан планировать проведение музыкальных занятий. С этой целью он заранее подбирает музыкальный материал, соответствующий задачам музыкального воспитания и требованиям типовой программы, и продумывает методику его преподнесения детям. При этом следует обратить внимание на качество и доступность исполнения музыкальных произведений. Чтобы привить любовь детей к музыке, педагог сам должен проявлять эмоциональность и заинтересованное отношение к тому, что исполняет.

  Планируя занятия, музыкальный руководитель определяет их структуру, задачи и содержание, методы и методические приемы, которые будут эффективными в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, готовит необходимое оборудование (дидактические пособия, музыкальные инструменты, атрибуты, элементы костюмов для музыкальных игр, драматизации и др.).

  В процессе музыкальных занятий он должен осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, степень доступности материала, его усвоения.

  Важной функцией музыкального руководителя является учет музыкального развития детей. С этой целью он периодически проводит диагностику уровня их музыкального развития, что позволяет следить за продвижением детей, их успехами и, наоборот, задержками в развитии и намечать дальнейшую перспективу в работе.

  Музыкальный руководитель активизирует действия детей, оказывает необходимую помощь, подбадривает замкнутых, неуверенных в себе детей. На своем примере и на примере действий сверстников показывает, как следует выполнить то или иное задание. Своим поведением, умением общаться с детьми он создает на занятиях положительный эмоциональный фон, что помогает детям с особыми образовательными потребностями реализовать свои потребности в общении с музыкой, желание попробовать себя в разнообразных видах музыкальной деятельности, проявить самостоятельность и творчество. Все это позволяет постепенно формировать у детей музыкальные способности, навыки музыкальной деятельности, содействовать социальной адаптации детей.

  В своей работе музыкальный руководитель опирается на помощь воспитателей и дефектолога. Вместе с ними он определяет те коррекционные задачи, которые необходимо решить в процессе музыкальных занятий. Дефектолог предоставляет музыкальному руководителю и воспитателям результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер каждого ребенка, что дает возможность учитывать эти особенности при проведении занятий и планировать их, четко видя перед собой перспективу.

  Воспитатель также помогает планировать и проводить музыкальные занятия: совместно с детьми участвует во всех видах музыкальной деятельности, помогает детям овладевать движениями под музыку, приемами игры на детских музыкальных инструментах, раздает атрибуты для музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев, организует детей для выполнения заданий. Заранее подготовленный воспитатель может дать образец исполнения движения или игры на музыкальном инструменте.

  Воспитатель хорошо знает детей группы и может помочь музыкальному руководителю дополнительной информацией о каждом из детей в целях более эффективной коррекционно-направленной работы.

  Воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в проведении диагностического обследования детей с целью выявления уровня их музыкального развития.

  Все педагоги ДОУ компенсирующего вида должны работать щ тесной взаимосвязи, хорошо осознавая, что от их совместной работы, взаимопомощи, взаимопонимания во многом зависит успешность коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого средствами музыкального воспитания детей.

13 слайд

Положительные  результаты  деятельности

  • Воспитание  у  детей  интереса  и  любви  к  миру  музыки.
  • Улучшение  результативности  в  музыкальном  развитии  детей  с  ОВЗ,  освоении ОПП,  дополнительных  образовательных  программ.
  • Организация  коррекции  имеющихся  недостатков  развития  воспитанников  ДОУ  с  ОВЗ, адаптация  и  социализация  их  в  обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» по подготовке детей к сдаче нормативов ГТО

Программа по реализации образовательной области  «Физическое развитие» по подготовке детей к сдаче нормативов ГТО...

Программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» по подготовке детей к сдаче нормативов ГТО «ГТО – путь к здоровью»

Программа направлена: на формирование физической культуры как интегративного качества личности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей как основы для учебной деятельности, о...

Особенности реализации образовательной области Познавательное развитие в условиях реализации ФОП.

Особенности реализации образовательной области Познавательное развитие в условиях реализации ФОП.Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отво...