Здоровье или образование, что приоритетно в детском саду
статья (старшая, подготовительная группа)
Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе. Очевидно, что здоровье и образование тесно связаны друг с другом — отличное здоровье обеспечивает более прочную основу, на которой строится образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье или образование, что приоритетно в детском саду
В любом обществе предметом первоочередной важности является здоровье детей.
От него зависит дальнейшее социально-экономическое развитие страны, ибо оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Чтобы жить полноценной жизнью, наслаждаться каждым ее мгновением, важно быть здоровым.
Здоровье, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Хорошее здоровье является результатом грамотного питания, регулярных физических упражнений, соблюдения гигиены. Важным фактором в сохранении здоровья является эффективное управление стрессом. Счастье и позитивное отношение к жизни - тоже очень влиятельные факторы в поддержании здоровья.
Здоровье, это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная, долгая жизнь, это важное слагаемое человеческого здоровья.
Здоровье ребенка, это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармонического единства физических и интеллектуальных характеристик, наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития.
Здоровье ребенка зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Быть здоровым – означает быть счастливым, ведь здоровье является самой огромной человеческой ценностью. Здоровый человек обладает безграничным запасом жизненных сил, помогающих ему справиться с трудностями, возникшими на его пути.
Детство, это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных, духовных, социальных на всю жизнь.
В соответствии с законодательством Российской Федерации здоровье дошкольников и школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Интерес к данной проблеме заключается в том, что мы хотим передать как можно больше накопленного веками опыта и знаний человечества подрастающему поколению и при этом не допустить физической, психологической, информационной перегрузки детей.
Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который впервые определяет здоровье дошкольников и школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Ещё Сухомлинский в свое время говорил: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Можно сделать вывод, что, если не заниматься сохранением здоровья детей, то будет страдать качество их образования.
Эффективность воспитания культуры здоровья возможна только в том случае, если соблюдается преемственность формирования здорового образа жизни на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
Здоровый образ жизни для детей состоит из различных составляющих, но базовыми являются: наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятная среда обитания, физическая активность и соблюдение правил личной гигиены. Кроме того, на физиологию человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние.
Здоровый образ жизни — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.
У детей 4 - 7 лет следует формировать чувство веры в себя, в свой организм. Это окажет положительное влияние на самовосприятие, самоощущение, позволит внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью.
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей дошкольного возраста, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе. Поэтому очень важно, чтобы те основы, которые будут заложены в детском саду, так же поддерживались в школе. Еще важнее, чтобы программа преемственности между детским садом и начальной школой создавалась совместными усилиями воспитателей и педагогов начальной школы.
Очевидно, что здоровье и образование тесно связаны друг с другом — отличное здоровье обеспечивает более прочную основу, на которой строится образование.
- Если у ребенка бронхиальная астма, то он будет пропускать занятия в школе и возможность учиться.
- Если ребенок подвергся воздействию ранней травмы в домашних условиях — например, если он или она знает, что неподалеку было совершено преступление — трудно будет сконцентрироваться в стенах учебного заведения.
- Если в рацион ребенка входят соленые и жирные продукты, то, скорее всего, он не только наберет лишний вес, но и продолжит делать выбор в пользу нездорового питания в дальнейшем.
Здоровье ребенка наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом и т.п. является одним из показателей качества образования.
По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок может быть признан здоровым. 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим заболеваниям.
Все это отвечает на вопрос: «Что важнее здоровье или образование?».
В конце вспоминаются слова великого гуманиста и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-90405-1393416221.jpg)
Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"
Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-189847-1359370120.jpg)
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ФГТ.
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на основе которого стро...
Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"
Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724475-1449934517.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа
Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-739638-1453204559.jpg)
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКОУ СОШ №27 (детского сада №3) 2015-2020 года,
Основная общеобразовательная дошкольного образования МКОУ СОШ №27 (детского сада №3) на 2015-2020 года, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079168-1541609241.jpg)
Здоровье сберегающий проект по хореографии в детском саду «Ритмика здоровья»
Занятия танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. И считаю, что именно хореография предоставляет огром...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/29/picture-677495-1609262772.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей: "Здоровьесбережение – одна из самых приоритетных задач детского сада".
Здоровь-это активность людей направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнидеятельности человека...