Здоровье или образование, что приоритетно в детском саду
статья (старшая, подготовительная группа)

Муртазина Любовь Александровна

Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе. Очевидно, что здоровье и образование тесно связаны друг с другом — отличное здоровье обеспечивает более прочную основу, на которой строится образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_ili_obrazovanie_chto_prioritetno_v_detskom_sadu.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье или образование, что приоритетно в детском саду

В любом обществе предметом первоочередной важности является здоровье детей.

От него зависит дальнейшее социально-экономическое развитие страны, ибо оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Чтобы жить полноценной жизнью, наслаждаться каждым ее мгновением, важно быть здоровым.

Здоровье, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Хорошее здоровье является результатом грамотного питания, регулярных физических упражнений, соблюдения гигиены. Важным фактором в сохранении здоровья является эффективное управление стрессом. Счастье и позитивное отношение к жизни - тоже очень влиятельные факторы в поддержании здоровья.

Здоровье, это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная, долгая жизнь, это важное слагаемое человеческого здоровья.

Здоровье ребенка, это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармонического единства физических и интеллектуальных характеристик, наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития.

Здоровье ребенка зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Быть здоровым – означает быть счастливым, ведь здоровье является самой огромной человеческой ценностью. Здоровый человек обладает безграничным запасом жизненных сил, помогающих ему справиться с трудностями, возникшими на его пути.

Детство, это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных, духовных, социальных на всю жизнь.

В соответствии с законодательством Российской Федерации здоровье дошкольников и школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Интерес к данной проблеме заключается в том, что мы хотим передать как можно больше накопленного веками опыта и знаний человечества подрастающему поколению и при этом не допустить физической, психологической, информационной перегрузки детей.

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который впервые определяет здоровье дошкольников и школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Ещё Сухомлинский в свое время говорил: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Можно сделать вывод, что, если не заниматься сохранением здоровья детей, то будет страдать качество их образования.

Эффективность воспитания культуры здоровья возможна только в том случае, если соблюдается преемственность формирования здорового образа жизни на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Здоровый образ жизни для детей состоит из различных составляющих, но базовыми являются: наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятная среда обитания, физическая активность и соблюдение правил личной гигиены. Кроме того, на физиологию человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние.

 Здоровый образ жизни — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.

У детей 4 - 7 лет следует формировать чувство веры в себя, в свой организм. Это окажет положительное влияние на самовосприятие, самоощущение, позволит внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью.

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей дошкольного возраста, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма. 

Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе. Поэтому очень важно, чтобы те основы, которые будут заложены в детском саду, так же поддерживались в школе. Еще важнее, чтобы программа преемственности между детским садом и начальной школой создавалась совместными усилиями воспитателей и педагогов начальной школы.

Очевидно, что здоровье и образование тесно связаны друг с другом — отличное здоровье обеспечивает более прочную основу, на которой строится образование.

  • Если у ребенка бронхиальная астма, то он будет пропускать занятия в школе и возможность учиться.
  • Если ребенок подвергся воздействию ранней травмы в домашних условиях — например, если он или она знает, что неподалеку было совершено преступление — трудно будет сконцентрироваться в стенах учебного заведения.
  • Если в рацион ребенка входят соленые и жирные продукты, то, скорее всего, он не только наберет лишний вес, но и продолжит делать выбор в пользу нездорового питания в дальнейшем.

Здоровье ребенка наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом и т.п. является одним из показателей качества образования.

По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок может быть признан здоровым. 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим заболеваниям.

Все это отвечает на вопрос: «Что важнее здоровье или образование?».

В конце вспоминаются слова великого гуманиста и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"

Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...

ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ФГТ.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на основе которого стро...

Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа

Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творч...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКОУ СОШ №27 (детского сада №3) 2015-2020 года,

Основная общеобразовательная дошкольного образования МКОУ СОШ №27 (детского сада №3) на 2015-2020 года, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд...

Здоровье сберегающий проект по хореографии в детском саду «Ритмика здоровья»

Занятия танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. И считаю, что именно хореография предоставляет огром...

Семинар-практикум для воспитателей: "Здоровьесбережение – одна из самых приоритетных задач детского сада".

Здоровь-это активность людей направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнидеятельности человека...