Перспективное планирование во второй младшей группе
материал (младшая группа)

Селиванова Светлана Феодосиевна

В плане отражена работа по всем разделам программы "От рожения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx94.94 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование во второй младшей группе

Образовательная область ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Второй квартал

Питание

Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Показ, упражнение, объяснение. Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Одевание-раздевание

Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно. При раздевании ко сну сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение

Чтение: 3. Александрова «Мой мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки».

Дидактические игры: «Как петушок разбудил утром детей», «Уложим куклу спать»

Умывание

Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его

Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются».

Чтение: потешка «Чистая водичка», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая».

Настольно-печатные игры типа лото с картинами, изображающими предметы для содержания тела в чистоте

Содержание одежды и обуви в порядке

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам

Дидактическая игра «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»

Третий квартал

Питание

Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, Доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.

Чтение  потешка «Уж я Танюшечке пирог испеку», Е. Благинина «Аленушка».

Дидактические игры: «Как мишка учился кушать вилкой», «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»

Одевание-раздевание

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой их в шкаф, при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому

Дидактические игры: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

Умывание

Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Учить мыть уши. Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Постепенно учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка». Дидактические игры: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Винни-Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем»

Содержание одежды и обуви в порядке

Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь

Дидактические игры: «Посмотрим на себя в зеркало, какие мы красивые и аккуратные», «Поучимся помогать товарищу»

Четвертый квартал

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». Дидактические игры: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки». Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Умывание

Совершенствовать навыки мытья рук и лица, учить ополаскивать мыло после его использования. Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки»

Содержание одежды и обуви в порядке

Самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде

Дидактическая игра «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные»

Становление ценностей здорового образа жизни      

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приёмы

Декабрь

«Я познаю себя»

«Тело

человека»

Познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств.

Беседа «Наше тело».

Дидактические игры «Повтори»,

«Посылка от медвежонка». Чтение С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саконская «Где мой пальчик».

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

«Умывание и купание»

Дать детям представление о том, что соблюдение гигиены – залог здоровья, воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены

Игра «Как нужно ухаживать за собой»,

«Если ты забыл умыться»,

Дидактическая  игра «Чем я с другом поделюсь»,

Чтение М.Яснов «Я, мою руки»

«Азбука движений»

«Будем спортом заниматься»

Формировать представления о влиянии физических упражнений на организм человека; воспитывать любовь к физическим упражнениям; формировать элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности.

Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Дидактическая игра «Назови вид спорта»

Рисование «Разноцветные мячи» 

 Чтение произведения В. Суслова «Про Юру и физкультуру».

Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»

«Школа моего питания»

«Витамины и здоровье»

Формировать представления о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Игровая ситуация  «Аптека».

Лепка «Витаминки для зверят»

Январь

«Я познаю себя»

«Как устроено тело человека»

Учить различать и называть отдельные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище, глаза, уши и т. д).

Формировать представления об их функциональном назначении.

Познакомить детей со  строением тела человека, с возможностями его организма.

Беседы: «Правильное питание», «От чего возникают разные заболевания»,

Чтение х/л: стихотворений М. Фисенко «Растеряша», «Пятнышки на твоей рубашке»

Д/игра: «Городок здоровья»; «Что у нас внутри», «Что я чувствую», «Зеркало», «Послушай и покажи».

Сюж. рол. игра: «В травматологическом пункте»; «Кафе».

Просмотр мультфильмов: «Примерзли», «Мороз» из сборника «, «Лунтик», «Львенок и черепаха»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

«Одежда и здоровье»

Расширять преставления о последовательности одевания и назначении одежды, при различных погодных условиях. Следить за чистотой одежды.

Беседа «Одежда и здоровье», дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»,

Чтение и инсценировка «Девочка чумазая», М. Фисенко «Растеряша», «Пятнышки на твоей рубашке».

загадки, пословицы, поговорки о здоровье.  Е. Григорьева «Бабушка больна», Е. Сенченко «Все мы скажем нет простуде».

«Азбука движений»

«Зимние развлечения»

Познакомить детей с зимними видами спорта и зимними развлечениями, уточнить их значимость для здоровья человека.

Беседа «Зачем нам нужно гулять?»

Игровая ситуация «В травматологическом пункте»

Игра «Зеркало»

П/игры: «Мороз – Красный нос», «Берегись,  заморожу!», «Снежинки и ветер».

«Школа моего питания»

«Твое питание – твое здоровье»

Закреплять знания о значении правильного и полезного питания на здоровье человека.

С/р. Игры «Готовим обед», «Детский сад», «Мы на физкультуре».

Ситуативные беседы: «Почему нельзя есть грязные овощи и фрукты», «И вкусно и полезно»; «Чистую воду пить – здоровым быть»

Ситуативный разговор: «Соблюдай чистоту».

Чтение х/л: Ю.Тувим «Овощи»,

Стихи С. Михалкова: «Про девочку, которая плохо кушала»,

Февраль

«Я познаю себя»

«Кукла

Света

простудилась»

Формировать навык  пользования носовым  платком. Приучать  детей при чихании и  кашле рот прикрывать  носовым платком,    отворачиваться, если кто–нибудь находится рядом.

 

Чтение: А.Барто «Девочка чумазая»  В. Орлов «Хрюшка обижается». «Путешествие в страну «Носовых платков».  Чтение потешки «Зайка начал умываться».  

Сюжетные игры: «Вымоем куклу Таню» «Парикмахерская» «Салон красоты»

Рисование: «Разукрашивание платочка»

Потешка «Уж я косу заплету», «Завяжу потуже шарф», В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Чтение: Г. Лагздынь «Одевали малыша», С. Капутикян «Пожалейте нас!»,Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е. Благина «Как у нашей Ирки»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

«Купаться

любят

все»

Вызвать интерес к  закаливанию, выполнению культурно- гигиенических навыков, побудить  детей к постоянному их соблюдению, закрепить знания о свойствах воды.

Потешка «Теплою водою», И.Демьянов «Замарашка»,

Чтение: А. Кандратьев «Зеркало», Э.Мошковская «Уши», Г.Лагздынь «Солнце рано утречком».

Тематические картины «Закаливание»,  «Купаться любят  все», кукла.

«Азбука движений»

«Зимние забавы»

Познакомить детей с зимними видами спорта, формировать представление об их пользе для здоровья

Ситуативные беседы: «Зачем нам нужно гулять?», «Надо спортом заниматься»

П/игра: «Каравай», «Змейка»; «Птички и кот».

«Школа моего питания»

«Витамины»

Формировать представления о витаминах, рассказать, в каких продуктах они «живут» и о  важности для детского организма.

Беседа – сказка «Витаминки» , «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приёмы

Март

«Я познаю себя»

«Предметы личной гигиены»

Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, Формировать у детей потребности быть здоровыми. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Ситуативные беседы «Как стать сильным»; «Как правильно заботиться о своем здоровье», «От чего возникают разные заболевания»

Д/игры: «Посмотри и назови»; «Собери картинку»

С/р игры: «В гостях у доктора Знайки».

Чтение х/л: О.Высотская «Тихий час», С.Михалков «Письмо ко всем детям по очень важному делу»; К.И.Чуковского «Жил на свете человек»

Просмотр мультфильма: «Зарядка», «Мойдодыр»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

«Если  ты заболел»

Учить детей проявлять  заботливое отношение  к своему другу. Дать   представление о     диагностике, умении определить больные места, сознательно прислушиваться к своему организму, оказывать элементарную первую медицинскую помощь. Проявлять инициативу каждому ребенку

Ситуация «Кукла Света простудилась».

Сюжетно-ролевые игры «Как мы лечим куклу Свету», «Больница», «Поликлиника», «У врача».

«Азбука движений»

«Будем спортом заниматься»

Способствовать формированию основ здорового  образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта.

Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Дидактическая игра «Назови вид спорта»

Рисование «Разноцветные мячи» 

Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»

«Школа моего питания»

«Что нам надо для роста»

Уточнить и расширить знания детей об основных ценностях здорового образа жизни; способствовать осознанному приобщению к ним.

Беседа «Витамины  и здоровье»

Дидактические игры «Угадай на вкус», «Назови правильно»

Рисование «Витамины»

Д/игры: «Посмотри и назови», «Собери картинку»

Апрель

«Я познаю себя»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

«Экскурсия в медицинский кабинет»

Познакомить детей с профессией медицинской сестры. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Развивать у детей наблюдательность. Учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов.

игровая ситуация «Айболит в гостях у детей»,

беседа «Мы были у врача»,

Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница»

Рассматривание предметных картинок

«Азбука движений»

Формировать двигательную мотивацию детей. Знакомить со значением физической нагрузки на развитие детского организма. Воспитание добрых отношений друг к другу, интереса к совместным подвижным играм детей с родителями. Развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать. Формировать представления о приёмах самомассажа.

Наблюдения, подвижные игры

«Школа моего питания»

«Полезные и вредные продукты»

Формировать представления о полезной и вредной пище. Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов, ягод, продуктов питания; Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

Дидактические      игры    «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» «Что можно, что нельзя», «Съедобное – не съедобное» «Узнай на вкус»

Май

«Я познаю себя»

«Гигиена тела. Гигиена полости рта»

Формировать культурно - гигиенические навыки у детей.  Закреплять знания детей о личной гигиене с использованием  туалетных        принадлежностей Формирование общего представления о ротовой полости. Уход за зубами.

Дидактические игры: «Подбери предметы личной гигиены»,  "Моем чисто руки и лицо», «Одеваемся сами» «Наши друзья вода и мыло»  

Чтение: А.Барто «Девочка чумазая»  В. Орлов «Хрюшка обижается». «Путешествие в страну «Носовых платков».  Чтение потешки «Зайка начал умываться».  

Сюжетные игры: «Вымоем куклу Таню» «Парикмахерская» «Салон красоты»

Рисование: «Разукрашивание платочка»

Беседы на темы: « Королева Зубная щётка» «Я и мои зубы» «Как правильно чистить зубы» «Волшебство зубной щётки»

Дидактические игры: « Что любят и не любят наши зубки?» Обыгрывание стихотворения О. Чусовитеной «Я сам чищу зубы».

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

«Дружим с водой»

Дать понятие о том,  что вода - залог чистоты и здоровья.

Воспитывать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Творческая лаборатория: элементарное экспериментирование с водой, снегом, льдом «Цветные льдинки» «Какого цвета снег?»

Чтение: Потешки Александрова «Купание» К. Чуковский «Мойдодыр» Г. Зайцев «Дружи с водой» Загадки, пословицы

Заучивание: Потешки «Водичка, водичка умой мне личико..»

Рисование: «Капелька»

«Азбука движений»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на его здоровье.

Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями.

П/игры: «Ходим кругом друг за другом», «Найди себе пару»

Экспериментальная деятельность: «Превращения воды»

Ситуативная беседа: «Если хочешь быть – здоров закаляйся!»; «Чистую воду пить - здоровым быть», «Солнце, воздух и вода»; «Правила поведения на воде».

«Школа моего питания»

«Здоровая пища»

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Г.Лазгдынь «Куклу кормили?», О.Дриз «Ну и каша!», Э.Мошковская «Маша и каша», С.Капутикян «Кто скорее допьет?», Г Лагздынь «Просто объеденье!», И.Токмакова «Ай да суп!», Ситуация «Будем заваривать чай».

Иллюстрации «Здоровая пища», посуда для кукол

Образовательная область СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование социальных представлений, умений, навыков

Развитие игровой деятельности

Декабрь

«Семья»

Мама с дочкой наряжают елку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую».

Подготовка к новогоднему утреннику. Чтение: О. Высотская «Елочка», Е. Ильина «Наша елка».

Дидактические игры: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей», «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что мы готовим на обед».

Продуктивная деятельность: «Шарики на елке», «Расческа для Пушистика»

«Парикмахерская»

В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, стрижет: он вежлив и внимателен

«Транспорт»

Дети едут на экскурсию по городу, рассматривают празднично украшенные улицы

Целевая прогулка на улицу.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Дидактические игры: «Что мы видим

на картинке», «Расскажем зайке про нашу улицу»

Январь

«Семья»

Папа - шофер, работает на грузовой машине, заправляет ее бензином, возит кубики на стройку. Мама заботится обо всех членах семьи, готовит обед, кормит дочку, укладывает спать. Дочка простудилась и заболела, мама отводит ее к врачу

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Где работает папа», «Что делать, если кто-то заболел».

Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходёр «Шофер».

Дидактическая игра «Покажем Карлсону, как работает шофер»

«Строительство»

Строители строят дом, гараж, башню, украшают дома к празднику

Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»

Февраль

«Транспорт»

По улице ездят разные машины, пешеходы идут по тротуару. Автобусы перевозят пассажиров

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса», «Напомним Петрушке, как вести себя в транспорте»

«Магазин»

В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары

Целевая прогулка к магазину.

Рассказ воспитателя.

Дидактическая игра «Как мы будем покупать продукты»

«Строительство»

Строители строят гараж для машин, дом для игрушек

Рассматривание деталей строительного материала.

Рассказ воспитателя.

Дидактическая игра «Как построить дом для кукол»

Март

«Семья»

Праздник 8 Марта поздравление мам, праздничное угощение

Подготовка и проведение праздничного утренника, посвященного 8 Марта

«Поликлиника»

Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки, медсестра предлагает детям витамины

Наблюдение за работой медсестры. Рассматривание некоторых предметов медицинского оборудования. Дидактическая игра «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»

«Кафе»

В кафе приходят посетители съесть мороженое, выпить сок. Официантка принимает заказ и приносит его. Посетители и официантка вежливо разговаривают

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вы ходили в кафе». Дидактическая игра «Мы пришли в кафе»

Апрель

«Детский сад»

Субботник в детском саду: подметаем дорожки, собираем мусор, относим его в ведерках, играем на чистом участке

Наблюдение за проведением субботника. Беседа «Как мы убирали участок». Продуктивная деятельность: «Наш участок»

«Магазин»

В магазине продаются игрушки, посуда, продукты. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями

Дидактические игры: «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»

«Парикмахерская»

Мастера стригут, причесывают, красят волосы, для детей есть специальные стулья

Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую». Дидактическая игра «Что нужно парикмахеру»

Май

«Семья»

Переезд на новую квартиру, обустройство комнаты, празднование новоселья (чаепитие)

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я переезжала на новую квартиру». Беседа «Как нужно встречать гостей»

«Транспорт»

Машины перевозят вещи на новую квартиру, шофер помогает переносить их в новый дом, устанавливать в комнатах

Наблюдение за играми старших детей. Рассказ воспитателя. Чтение: Н. Павлова «На машине». Дидактическая игра «Что везет машина»

Формирование основ безопасности

Декабрь

«Ребенок на улице города»

Поведение в транспорте

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте».

Моделирование проблемных ситуаций

«Безопасность ребенка в быту»

Доброжелательное

отношение

к товарищам

Наблюдение за играми детей.

Рассматривание иллюстраций об играх детей.

Рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к товарищам, об умении делиться игрушками.

Дидактические игры: «Как мишка играл с белочкой», «Нельзя драться»

«Ребенок и другие люди»

Научить детей говорить «нет» на предложение какой-либо игры, если почувствовали  опасную ситуацию.

Беседа: «Ребенок и другие дети».

«Безопасное поведение в природе»

«Кто живет рядом с нами»

Уточнить знания детей о домашних животных, о их пользе и вреде.

Рассматривание иллюстраций животных

Январь

«Ребенок на улице города»

Как вести себя на улице

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Мы - пешеходы»

«Безопасность ребенка в быту»

Спички не тронь, в спичках огонь

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Чтение: К. Чуковский «Путаница»

«Ребенок и другие люди»

Рассмотреть и обсудить  с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя в таких ситуациях

Игровая ситуация: «Контакты с незнакомыми людьми на улице»

«Безопасное поведение в природе»

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать вывод о последствиях не осторожного обращения с такими предметами.

Игра-путешествие «Опасные предметы»

Февраль

«Ребенок на улице города»

Сигналы светофора

Целевая прогулка к светофору.

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

Беседа «Как переходить улицу».

Чтение: Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход».

Дидактическая игра «Что говорит светофор».

Сюжетно-ролевые игры: «Разные машины едут по улице, пешеходы идут по дорожке», «Автобус»

Продуктивная деятельность: «Построим машину», «Автобус»

«Безопасность ребенка в быту»

Опасные таблетки

Беседа о правилах обращения с лекарствами

«Ребенок и другие люди»

Подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми

Игровая ситуация: «Поможем девочке найти бабушку»

«Безопасное поведение в природе»

Учить детей правильному передвижению во время гололеда, формировать правила безопасного поведения при различных природных явлениях

Рассматривание иллюстраций  о безопасности в гололед

Март

«Ребенок на улице города»

Правила перехода через дорогу

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как нужно переходить через дорогу». Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Сделаем «зебру»

«Безопасность ребенка в быту»

Чтобы не было беды

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя о правилах обращения

с электроприборами.

Дидактические игры: «Найди и назови», «Что для чего», «Можно - нельзя»

«Ребенок и другие люди»

Закрепить знания детей о его семье, имена родителей и т.д.

Рассматривание  семейных фотографий: «Ребенок и его семья»

«Безопасное поведение в природе»

Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить птиц, не ломать ветки.

Беседа с иллюстрациями: «Живая природа весной».

Апрель

«Ребенок на улице города»

Если ты потерялся на улице

Рассказ воспитателя. Упражнение «Если ты потерялся»

«Безопасность ребенка в быту»

Опасные предметы, правила обращения с ними

Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.п., беседа по ним.

Дидактическая игра с картинками «Отбери предметы, которые трогать нельзя»

«Ребенок и другие люди»

Учить детей не открывать дверь незнакомым людям, различать голоса.

Сказка «Волк и семеро козлят»

«Безопасное поведение в природе»

Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми

Рассматривание  картинок «Насекомые»

Май

«Ребенок на улице города»

Правила пешехода

Рассказ воспитателя.

Беседа «Вспомним важные правила».

Чтение: А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица»

«Безопасность ребенка в быту»

Безопасность при общении

с незнакомыми

животными

Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенками».

Рассказ воспитателя.

Чтение: загадки о собаке и кошке

«Ребенок и другие люди»

Мы едем отдыхать

Беседа о поведении с незнакомыми людьми

«Безопасное поведение в природе»

Формировать навыки безопасного поведения в жаркую солнечную погоду на природе и на водоемах

Игровая ситуация « Солнце, воздух и вода»

Развитие коммуникативных и регуляторных способностей

Декабрь

«Культура поведения»

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате

Рассказ воспитателя.

Чтение: колыбельные песни.

Дидактические игры: «Можно-нельзя», «Уложим куклу спать», «Расскажем Карлсону, как мы укладываемся спать».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

«Положительные моральные качества»

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь, продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга

Рассматривание картин и иллюстраций.

Чтение: А. Барто «Игрушки», Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», «Разве так играют?», Я. Тайц «Кубик на кубик».

Дидактическая игра «В группу принесли новую игрушку, все хотят с ней играть»

Январь

«Культура поведения»

Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть

Беседы: «Как играют воспитанные дети», «Как мы дружим».

Чтение: Я. Тайц «Поезд», «Карандаш», Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь».

Дидактическая игра «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»

«Положительные моральные качества»

Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам

Рассматривание картин и иллюстраций;

Рассказ воспитателя.

Чтение: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», В. Берестов «Больная кукла», О. Высотская «Холодно», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Февраль

«Культура поведения»

Приучать детей общаться спокойно, без крика

Напоминание, поручение сказать товарищу, как надо разговаривать.

Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»

«Положительные моральные качества»

Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя

Рассматривание иллюстраций. Рассматривание себя и друг друга в зеркале. Беседы: «Кто я», «Что для чего (части тела)». Чтение: Н. Саксонская «Где мой пальчик», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»

Март

«Культура поведения»

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть

Рассказ воспитателя.

Создание проблемных ситуаций.

Дидактическая игра «Расскажем Петрушке, как надо встречать гостей».

Сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)».

Слушание песни А. Филиппенко «К нам гости пришли»

«Положительные моральные качества»

Продолжать работу

по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.п.)

Рассматривание фотографий, рисунков детей

1-й и 2-й младших групп.

Беседы: «Какими вы были и какими стали», «Как надо помогать малышам»

Апрель

«Культура поведения»

Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства

Беседы: «Как ведут себя воспитанные дети», «Хорошо и плохо»

Чтение: Т. Караманенко «Капризка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Положительные моральные качества»

Май

«Культура поведения»

Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить

Беседы: «С кем нам нравится играть», «Как поступают добрые дети».

Дидактические игры: «Расскажем мишке, как играют хорошие дети», «Поможем Карлсону бытъ вежливым»

«Положительные моральные качества»

Формирование первичных ценностных представлений

Декабрь

Гендерная принадлежность

Дружат девочки и мальчики

Рассматривание себя в зеркало.

Беседа «Какие дружные у нас ребята в группе»

Семейная принадлежность

Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге

Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы: «С кем ты живешь», «Как ты помогаешь маме». Чтение: потешки: «Ладушки-ладушки», русская народная сказка «Три медведя», Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьей». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения мишки».

Продуктивная деятельность: «Платочек для мамы», «Оладушки для бабушки»

Гражданская принадлежность

Наш город Москва: где побывали, какие интересные места видели. Украшение города к празднику.

Новый год, праздничное оформление, веселое настроение, подарки Деда Мороза

Рассматривание иллюстраций, фотографий знакомых

зданий микрорайона.

Беседы: «Наша улица», «Мы живем в Москве».

Чтение: А. Барто «Песенка о Москве».

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем по улице».

Продуктивная деятельность: «Построим дома на нашей улице».

-Целевая прогулка к украшенным зданиям.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседа «Скоро праздник».

Подготовка к новогоднему утреннику - разучивание стихов, песен.

Продуктивная деятельность: «Елочка, зеленая

иголочка»

Январь

Гендерная принадлежность

Читаем о девочках и мальчиках

Чтение потешек, беседа по содержанию: «Спи, Ванюша», «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек», «А, Ванюша, попляши!», «Андрей-воробей»; «Маша в гости приглашала», «Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька», «Катя, Катя маленька» и др.

Семейная принадлежность

Мама, папа, я - дружная семья

Беседы: «Как мы отмечали новогодний праздник», «Маленькие помощники».

Чтение: Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»

Гражданская принадлежность

Красота Москвы

в новогоднем убранстве.

Близлежащая к детскому саду улица - большие дома, магазины и другие здания и учреждения

Целевые прогулки по улице.

Беседа «Что вы видели в Москве в новогодние

праздники».

Целевая прогулка на близлежащую улицу, наблюдение за транспортом, зданиями.

Рассматривание фотографий.

Беседа «Что мы видели на улице».

Продуктивная деятельность: «Разные дома», «Построим дом-башню»

Февраль

Гендерная принадлежность

Праздник мальчиков. Культура поведения девочек и мальчиков

Беседа «Поздравляем наших мальчиков». Дидактическая игра «Воспитанные девочки и мальчики». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Семейная принадлежность

Мои сестрички и братишки

Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы: «У меня есть брат (сестра)», «Как я играю с братишкой (сестренкой)»

Гражданская принадлежность

Праздник Российской армии, яркое убранство улиц, салют

Беседа «Праздник пап и дедушек». Продуктивная деятельность: «Кораблики»; «Дом с флагами»

Март

Гендерная принадлежность

Праздник мам и девочек

Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник»

Семейная принадлежность

Праздник мам, украшенные дома, много цветов, мамам и бабушкам дарят подарки

Рассматривание фотографий, иллюстраций.

Беседа «Как мы поздравим маму».

Утренник.

Чтение: Г. Виеру «Мамин день».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Гражданская принадлежность

Апрель

Гендерная принадлежность

Одежда девочек и мальчиков

Рассматривание предметов одежды. Дидактические игры: «Оденем куклу (зайчиху)», «Оденем мишку (Петрушку)».

Семейная принадлежность

Мои бабушка и дедушка

Рассматривание фотографий.

Рассказ воспитателя.

Чтение: С. Капутикян «Моя бабушка», Л. Квитко «Бабушкины руки».

Продуктивная деятельность: «Варежки для бабушки», «Шарфик для дедушки»

Гражданская принадлежность

Красота Москвы в начале весны: благоустройство и уборка улиц

Целевая прогулка по улице, наблюдение

за проведением субботников, посильное участие.

Сюжетно-ролевая Игра «Мы помогаем на субботнике»

Май

Тендерная принадлежность

Закрепление правил поведения в детском саду: в группе, физкультурном и музыкальном залах, холлах и коридорах, на участке

Наблюдение за играми старших детей. Беседа «Как вести себя в детском саду»

Семейная принадлежность

Моя квартира: закрепить знание адреса, безопасность поведения

Беседы: «Дом, в котором я живу», «Мои игрушки», «Мое любимое домашнее животное», «Можно - нельзя» (поведение дома).

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность: «Мои игрушки», «Мой кот Тимошка,»

Гражданская принадлежность

Мы живем в Усогорске: закрепление знаний о названиипоселка, близлежащей улицы, зданиях, которые на ней расположены. Праздник весны: украшенные улицы, салют

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Что мы видели на нашей улице», «Мы живем в Усогорске»

Приобщение к труду

Формы организации

трудовой деятельности

Содержание и объем трудовых навыков

Методические приемы

В помещении

На участке

Поручения

Расставлять игрушки. Расставлять книжки. Раскладывать на столах некоторые материалы к занятиям. Убирать мусор в корзину. Расставлять стулья в групповой комнате, в зале. Раскладывать отточенные карандаши. Собирать со столов кисточки после занятия собирать обрезки бумаги со столов после занятия. Убирать строительный материал. Протирать игрушки, столы, подоконники влажной тряпкой. Переодевать кукол. Помогать сверстникам убирать игрушки. Поливать растения. Сажать лук

Собирать игрушки перед уходом с прогулки.

Поливать песок из леек. Подметать в домиках и прочих постройках.

Протирать на веранде скамейки. Собирать мусор.

Сгребать листву, сносить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Сметать снег со скамеек, построек. Собирать снег в кучу, нагружать ящики, свозить к месту построек. Расчищать небольшой отрезок дорожки.

Сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Поливать клумбы, грядки. Собирать срезанную траву. Собирать урожай лука, фасоли. Убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележки, отвозить в определенное место.

Подкармливать птиц. Собирать природный материал

Показ приемов работы, объяснение, напоминание, замечание. Дидактические игры: «У нас порядок», «Назови птицу», «Покажем мишке (Карлсону, кукле), как правильно расставить игрушки, как убирать строительный материал и т.д.». Занятие «Посадка лука»

Дежурство (со второй половины года)

Февраль. Учить дежурить по столовой: вымыть руки, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу на свой стол, раскладывать ложки справа от тарелки

Занятие по обучению дежурству по столовой. Показ, напоминание, наблюдение за работой дежурных с подгруппами детей

Март. Закреплять умение правильно готовиться к дежурству, расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки, держа за ручку

Показ, объяснение, указания, напоминание. Рассматривание картинок из серии «Мы дежурим»

Апрель. Учить раскладывать ложки справа от тарелки ковшиком вверх. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы

Показ, объяснение, напоминание. Дидактические игры: «Накроем правильно на стол», «Покажем мишке, как надо убирать посуду со стола». Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Май - август. Закреплять навыки дежурства по столовой

Напоминание,указания, пояснения. Дидактическая игра «Наша посуда». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад -дежурство»

Совместный

труд

со взрослым

Помогать накрывать на стол (расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки).

Помогать убирать посуду после еды (собирать чайные: ложки, относить хлебницы, салфетницы). Помогать в стирке кукольного белья, мытье игрушек. Помогать развешивать полотенца в умывальной комнате. Оказывать помощь в ремонте книг, атрибутов (намазывать детали клеем, прижимать их при склеивании). Помогать при уборке участка. Помогать посыпать дорожки песком

Показ приемов работы, объяснение, поощрение, напоминание

Образовательная область ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие когнитивных способностей, ознакомление с окружающим миром

Сенсорное развитие, предметное окружение

Декабрь

«Труд людей»

Работа прачки детского сада

Наблюдение.

Рассматривание иллюстраций.

Помощь няне в стирке кукольного белья.

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Продуктивная деятельность: «Нарисуем красивые полотенца»

«Предметы

ближайшего

окружения»

Одежда, обувь

Рассматривание одежды детей.

Рассматривание картинок.

Дидактические игры: «Какая это посуда», «Найди

и назови».

Продуктивная деятельность: «Украсим кукле фартучек, свитер, платье»

Классификация понятий «одежда - обувь», уточнение цвета, формы, величины

«Сенсорное развитие»

Закрепление умения чередовать предметы по величине

Дидактические игры: «Нанизывание больших и маленьких буе», «Поставь большие и маленькие елочки (кубики, матрешки) в ряд»

Январь

«Труд людей»

Работа дворника детского сада: подметает, сгребает снег, посыпает дорожки песком, трудится, чтобы всем было удобно ходить по дорожкам

Наблюдение.

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Помощь в уборке снега. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

«Предметы

ближайшего

окружения»

Предметы, созданные человеком (одежда, посуда, мебель, игрушки)

Рассматривание предметов.

Беседа «Предметы вокруг нас».

Дидактические игры на классификацию предметов.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Продуктивная деятельность: «Украсим тарелочку, стульчик для куклы, платье»

«Сенсорное развитие»

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал

Дидактические игры: «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Найди то, что я покажу»

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый

Дидактические игры: «Воздушные шары», «Веселые флажки», «Разноцветные игрушки», «Поставь игрушку в свой обруч»

Развитие мелкой моторики рук

Игры с крупой: сортировка гороха и фасоли

Февраль

«Труд людей»

Работа продавца: взвешивает продукты, получает деньги, вежливо разговаривает с покупателями

Целевая прогулка к магазину.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин»

«Предметы

ближайшего

окружения»

Транспорт грузовой, пассажирский: развозит людей и разные грузы на разных машинах

Целевая прогулка к месту подвоза продуктов в детский сад. Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа «Какие бывают машины». Дидактическая игра «Найди и назови». Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Продуктивная деятельность: «Построим машину»

«Сенсорное развитие»

Обучение соотнесению по величине 4 предметов

Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Лесенка», «Строим башню», «Что больше»

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, голубой

Дидактические игры: «Найди и назови». «Живое домино», «Подбери по цвету»

Развитие мелкой моторики рук

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу

Март

«Труд людей»

Труд мамы: готовит обед, стирает, гладит, шьет, штопает, ухаживает за Детьми

Рассматривание фотографий, иллюстраций.

Беседа «Как работает мама».

Фотовыставка «Наши мамы».

Чтение: Я. Аким «Мама», М. Ивенсон «Кто поможет», Сюжетно-ролевая игра «Семья»

«Предметы

ближайшего

окружения»

Предметы, созданные природой: шишки, желуди, песок, глина, вода

Рассматривание природного материала (шишки, желуди, кора дерева), сравнение предметов, сделанных руками человека и созданных природой.

Беседа «Что сделано руками человека и создано природой».

Игры в Центре воды и песка.

Продуктивная деятельность: участие в изготовлении поделок из природного материала

«Сенсорное развитие»

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал

Дидактические игры: «Подбери по форме», «Кому какая фигура»

Обучение сравнению предметов путем наложения и нахождение одинаковых

Дидактическая игра «Найди такой же предмет (елочку, колечко и т.д.)»

Развитие мелкой моторики рук

Игры с природным материалом

Апрель

«Труд людей»

Труд парикмахера: стрижет, бреет, делает прически

Рассказ с использованием иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

«Предметы

ближайшего

окружения»

Закрепление дифференцировки предметов: посуда, мебель, игрушки, одежда, продукты

Рассматривание предметов и картинок. Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови, что это». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Магазин игрушек», «Магазин продуктов». Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка», «Построим куклам мебель»

«Сенсорное развитие»

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный)

Окрашивание воды

Обучение группированию предметов по форме, отвлекаясь от цвета

Дидактические игры: «Кому какая форма», «Подбери картинки для куклы и мишки»

Развитие мелкой моторики рук

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, ежик)

Май

«Труд людей»

Как трудятся люди -закрепление знаний о профессиях работников детского сада, шофера, парикмахера, продавца

Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей

разных профессий.

Беседы: «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт»

«Предметы

ближайшего

окружения»

Закрепление дифференцировки предметов: посуда -столовая, чайная, кухонная; одежда - для. девочек, для мальчиков, зимняя, летняя; транспорт - грузовой, легковой, специальный

Рассматривание предметов.

Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накроем стол для обеда», «Какая это посуда», «Оденем Катю и Мишу», «Что надеть зимой и летом», «Что везет машина». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Транспорт», «Кафе»

«Сенсорное развитие»

Формирование умения выбирать на глаз предметы одинаковой величины

Дидактические игры: «Сбор фруктов», «Найди такой же»

Развитие мелкой моторики рук

Игры с веревочкой: выкладывание геометрических фигур

Природное окружение

Декабрь

Растительный мир

Сравнить два вида деревьев с ярко выраженными отличиями в окраске ствола, учить различать и называть их, выделять ствол, ветви, видеть красоту окружающей природы. Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры. Рассматривать стволы деревьев на участке, сравнивать по толщине ствола.

Уточнить строение комнатных растений, различать и называть стебель, лист, цветок

Рассматривание картин и иллюстраций.

Беседа «Пришла настоящая зима». Чтение: потешка «Уж ты зимушка-зима...».

Дидактические игры: «Назови правильно», «Кто быстрее найдет дерево», «Покажи лист, цветок, стебель»

Животный мир

Наблюдать за воробьями. Закреплять умение узнавать их по внешнему виду, воспитывать желание заботиться, подкармливать. Продолжать учить вести себя около птиц спокойно, наблюдать за их повадками около кормушки.

Наблюдать за вороной, отметить особенности внешнего вида, обратить внимание на издаваемые звуки

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Теплюк «Котята», Я. Тайц «Кыш!».

Дидактическая игра «Кто это?»

Неживая природа

Наблюдать, как падает снег/Рассмотреть и перечислить, куда падает, где лежит снег. Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы.

Предложить взять снег в ладошку, дать определения: холодный, белый, в руке тает. Знакомить со свойствами льда: скользкий, холодный, по нему можно прокатиться

Рассматривание картин и иллюстраций.

Беседа «Какой бывает снег».  Чтение: И. Никитин «Жгуч мороз трескучий...», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз...», С. Маршак «Декабрь».

Продуктивная деятельность: «Снег всю землю устилает»

Труд людей в природе

Наблюдать за играми детей старших групп, рассмотреть, как они одеты. Подвести к пониманию того, что зимой холодно, поэтому дети одеты тепло. Подводить к пониманию причинно-следственных связей

Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Как одеваться зимой»

Январь

Растительный мир

Рассматривать и сравнивать деревья, упражнять в различении их по окраске ствола и назывании. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе, вызвать желание полюбоваться ими. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Рассмотреть одно из комнатных растений, запомнить его название, закрепить название Частей

Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как красив зимний лес», «Гуляем и кустики не ломаем». Продуктивная деятельность: «Деревья на нашем участке»

Животный мир

Наблюдать за собакой.

Закреплять первоначальное представление, продолжать учить выделять и называть основные части ее тела.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным умение спокойно вести себя вблизи них. Наблюдать за птицами, прилетающими на участок, предложить найти ворону, понаблюдать за ее повадками, передвижением, послушать звуки, которые она издает.

Наблюдать за галками.

Познакомить с особенностями внешнего вида

Рассматривание иллюстраций. Беседы: «как заботиться о собачке», «Кто прилетает на кормушку». Дидактические игры: «Назови птичку», «Опиши, мы отгадаем», «Найди такую же и назови». Продуктивная деятельность: «Косточка для собачки», «Птичка»

Неживая природа

Наблюдать за снегом: он легкий, пушистый, падает отдельными снежинками. Знакомить со свойствами снега в разную погоду. Предложить слепить из снега снеговика. Закреплять свойства льда (гладкий, скользкий, скользить по нему легко). Обратить внимание на погоду: солнышко светит, снег сверкает на солнце.

Продолжать закреплять название состояния погоды - солнечно. Уточнить представления детей о признаках зимы, воспитывать умение любоваться красотой зимней природы. При помощи султанчиков определять, есть ли ветер, продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи

Рассматривание картин и иллюстраций.

Беседа «Какой бывает снег». Чтение: В. Берестов «Снегопад», И. Суриков «Зима». Продуктивная деятельность: «Снег идет»

Труд людей в природе

Наблюдать за играми старших детей, уточнить название одежды. Закрепить понимание того, что зимой холодно, поэтому люди одеваются тепло

Рассматривание иллюстраций;

Беседы: «Игры детей зимой»,

«Почему детям не холодно».

Чтение: украинская народная сказка «Рукавичка».

Продуктивная деятельность: «Теплый шарфик для куклы»

Февраль

Растительный мир

Продолжать учить детей видеть красоту

заснеженных деревьев. Совершенствовать умение называть и различать 2-3 дерева по стволу. Уточнить знания о строении дерева: ствол, ветки.

Продолжать знакомить с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду)

Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Назови дерево», «Как называется эта часть дерева?»

Животный

мир

Обратить внимание на птиц, прилетающих на кормушку, полюбоваться ими, закрепить название. Наблюдать за голубями: они больше воробьев воркуют.

Воспитывать бережное отношение к птицам. Наблюдать за вороной. Обратить внимание на типичную окраску, величину, закрепить умение узнавать ее по внешнему виду, издаваемым звукам.

Наблюдать за собакой. Закрепить представление, что это домашнее животное живет рядом с человеком

Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешки  «Люли, люлюшки, люлю», В. Стоянов «Воробей». Дидактическая игра «Найди такую же птичку».

Чтение: Е. Чарушин «Собака». Продуктивная деятельность: «Мисочка для собачки»

Неживая природа

Закреплять представление о признаках зимы холодно, морозно, много снега.

Предложить поймать снежинку на темную бумагу, рассмотреть, полюбоваться.

Закреплять понятие о том, что снег падает отдельными снежинками. В период оттепели закрепить знание о свойствах снега: он может быть липким, из него можно сделать комочки, фигурки животных. Заморозить воду в формочках, показать свойства воды. Подводить к установлению связи: на улице холодно, поэтому вода замерзла. Наблюдать метель, послушать завывание ветра, понаблюдать, как он несет снег, наметает сугробы

Рассматривание иллюстраций. Чтение: А. Барто «Снег», И. Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода...», А. Чепурнов «Вьюга по полу не скачет». Продуктивная деятельность: «Снеговик», «Снежные комочки», «Большие сугробы», «Метет метель»

Труд людей в природе

Закреплять представления о причинно-следственных связях между одеждой

людей и погодой, уточнить название зимней одежды

Дидактические игры на закрепление названий одежды

Март

Растительный мир

Закреплять умение различать 2-3 дерева

по стволу, 2-3 комнатных растения и называть их, уточнить части

Дидактические игры на закрепление названий деревьев и комнатных растений и их частей. Продуктивная деятельность: «Наши цветы»

Животный мир

Наблюдать за голубями и воробьями, обратить внимание на их различие и сходство

Беседа «Воробьи и голуби». Чтение: Д. Новиков «Воробьи». Дидактические игры: «Какая это птичка», «Похожи - не похожи», «Найди такую же и назови». Продуктивная деятельность: «Слепим кормушку для птичек»

Неживая природа

Учить замечать изменения в погоде (становится теплее). Обратить внимание на весеннее солнце: яркое, теплое. Предложить постоять лицом к солнцу, почувствовать его тепло. Сравнить температуру на солнце и в тени. Подводить к простейшим выводам. Закреплять название погоды: солнечно. Послушать звон капели. Предложить покататься с горки, уточнить, что она осела, проваливается, снег подтаивает на солнце и становится рыхлым. Подводить к длительному наблюдению за таянием снега, его состоянием: стал темным, серым, а зимой был белым, чистым. Появились лужи. Продолжать закреплять признаки воды: холодная, прозрачная

Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Наступила весна». Чтение: потешка «Весна, весна красна...», А. Бродский «Солнечные зайчики».

Игры с солнечным зайчиком. Продуктивная деятельность: «Пришла весна, на дорогах лужи»

Труд людей в природе

Отметить, что к концу месяца дети стали одеваться в более легкую одежду. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи: становится теплее, люди одеваются не так тепло, как зимой

Наблюдение за играми старших

детей, сравнение их одежды

с зимней.

Дидактическая игра «Как называется одежда»

Апрель

Растительный мир

Наблюдать за появлением «барашков» на вербе. Отметить появление первой травы, цветов мать-и-мачехи

Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Пришла настоящая весна». Чтение: А. Фет «Уж верба вся пушистая...».

Продуктивная деятельность: «Пушистая верба»

Животный мир

Наблюдать за кошкой. Закреплять умение различать и называть части тела, чем питается, как передвигается, какие звуки издает. Наблюдать за воробьями: собираются стайками, чирикают, купаются в лужах. Отметить появление первых насекомых. Понаблюдать за ними в стеклянной банке, выпустить

Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение: Д. Новиков «Кот Васька», «Воробьи», Е. Чарушин «Кошка», В. Сутеев «Три котенка». Дидактические игры: «Найди такое же животное и назови», «Опиши, мы отгадаем». Продуктивная деятельность: «Птички»

Неживая природа

Наблюдать за таянием снега на участке

и в формочках, поставленных на солнцепеке. Подводить к самостоятельным выводам. Закреплять чувственный опыт детей: подставить лицо солнцу, почувствовать его тепло. Наблюдать за ручейками, уточнить, что они появились от растаявшего снега. Обратить внимание на песок, закреплять знание о его свойствах: из сырого можно лепить, сухой

рассыпается

Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи». Чтение: 3. Александрова «Капель», В. Берертов «Весенняя песенка». Игры: пускание корабликов, игры с песком

Труд людей в природе

Обратить внимание на изменение одежды детей: они сменили зимнюю одежду на более легкую. Подвести к выводу о причинно-следственных связях.

Уборка участка, труд взрослых по благоустройству города

Беседа «Как изменилась одежда».

Чтение: 3. Александрова «Весенняя уборка».

Дидактические игры на закрепление названий одежды

Май

Растительный мир

Наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нарциссы), продолжать учить различать части растений: стебель, листья, цветы.

Посадка лука, гороха, ознакомление с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений. Рассмотреть одуванчик, уточнить его название, внешний вид, части

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Какие цветы цветут

на нашем участке», «Как мы будем сажать огород».

Чтение: Е. Благинина «Одуванчик», Е. Серова «Одуванчик», П. Воронько «Березка».

Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Назови цветок». Продуктивная деятельность: «На лугу цветут одуванчики», «Цветущий сад»

Животный мир

Закреплять знания о курице и цыплятах (внешний вид, поведение), сравнить их по величине. Закреплять знания о корове и теленке: внешний вид, произносимые звуки, мама и детеныш. Рассмотреть божью коровку, воспитывать бережное отношение к насекомым. Закреплять знания о бабочках и жуках (есть крылья, летают)

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Домашние животные». Чтение: потешки «Петушок, петушок», «Курочка-рябушечка», «Дай молочка, буренушка», Д. Новиков «Курица», Е. Чарушин «Курочка», «Корова». Дидактические игры: «Кто как кричит», «Чьи это детки», «Найди маму».

Продуктивная деятельность: «Божьи коровки ползают по травке»

Неживая природа

Закреплять знания о признаках весны. Опытным порядком установить, что утром на улице вода в тазике холодная, к концу прогулки теплая, закреплять умение видеть причинно-следственные связи. При посадках рассмотреть землю: черная, мягкая, рыхлая, прогретая солнцем. Рассмотреть засохшую глину, дать почувствовать, что засохшая глина твердая

Беседа «Что бывает весной». Чтение: С. Дрожжин «Первый гром», А. Прокофьев «Солнышко», А. Плещеев «Травка зеленеет...»

Труд людей в природе

Продолжать наблюдения за одеждой детей старшей группы: сменили куртки на кофточки, шапки - на панамки.

Учить видеть взаимосвязь погоды и одежды детей

Беседа «Как меняется одежда». Продуктивная деятельность: «Узор на кофточке»

Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Декабрь / январь  / февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…»,

«Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Кисонькамурысенька…», «Заря-заряница…».

Сказки. «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр.В. Даля.

Фольклор народов мира

Песенки. «Маленькие феи», англ., обр. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой.

Сказки. «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лисанянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Гродецкий. «Кто это?»; А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!...», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; С. Маршак. «Тихая сказка»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; К. Чуковский. «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка».

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза,

короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снегидет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; А. Н.Толстой. «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Проза. Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина.

Март / апрель / май

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…».

Сказки. «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Майков «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Плещеев. «Весна» (в сокр.); А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь»; К. Чуковский. «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха».

Проза. Л. Толстой. «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; С. Капутикян. «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Для заучивания наизусть

Произведения. «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…» — рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование во второй младшей группе по разделу "Сказки".

Перспективное планирование сказок во второй младшей группе....

перспективное планирование НОД второй младшей группы

подробное перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для второй младшей группы. содержит следующие разделы: тема недели, цели, содержание непосредственной образовательной ...

Недельное перспективное планирование во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Комплексно-тематическое планирование  во второй младшей группе на тему "Овощи и фрукты"...

Перспективное планирование во второй младшей группе. Тема недели: "Наша группа".

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема " Наша группа"....