Самообразование
рабочая программа (старшая группа)

Томм Елена Александровна

Самообразование педага Тема: «Развитие умственных способностей дошкольников через развивающие игры математического содержания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план работы по самообразованию20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

         Самообразование педагога

Тема: «Развитие умственных способностей дошкольников через развивающие игры математического содержания»

Воспитатель: Томм Елена Александровна

п.Унъюган

 2021-2022г.

«Без игры нет, и не может быть

 полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский 

 

Актуальность:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющий наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построить на свободном общении равных.

В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции и действий, и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопониманию.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне

оптимальной трудности.

Актуальность развивающих игр создают условия для проявления

творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Именно использование современных развивающих игр В.В.Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х.Кюизенера  способствуют решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Цель:

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной

проблеме.

- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;

-Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе

формирования элементарных математических представлений у

дошкольников.

- Разработать программу интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста

- Подготовить отчет- презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: "Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Перспективный план по самообразованию.

Месяц.

Направления работы.

Способы достижения.

           Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования

Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Знакомство и анализ документации.

Изучение теории по теме: «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр математического содержания». Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Знакомство с литературой по данной тематике.

 Создания перспективного плана работы.

                   Октябрь.

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала  раздела образовательной программы: область «Познание»

Работа над развивающей математической средой группы.

Знакомство с литературой.

Оформление уголка группы.

                        Ноябрь.

                           

Разработка картотеки игр по развивающей среде: «Блоки Дьенеша»;

«Счётные палочки, что они умеют?» Задачи на построение простых и сложных фигур,на преобразование фигур (добавь.убери палочки).

Подбор материала.

 Обмен опытом по проблеме.

                       Декабрь.

Игры-головоломки: Танграм .Собирание всевозможных фигурок из данных элементов по принципу мозайки.

                       

                        Январь.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием  цветных палочек Кюизенера.)

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с кубиками Никитина)

             

                Февраль.

Использование конструктора Лего, для обогащения  математических представлений детей. Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей детей 4 – 5 лет через конструктивную деятельность»

Подбор материала.

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

                     

                   Март.

- Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в совместной деятельности с детьми. Вечер сказки «Мальчик Гео и Фиолетовый лес»

              Апрель.

                   

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в Фиолетовый лес»

 - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры).

                         

                 Май.

- Анализ, оформление результатов диагностики. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

Используемая литература:

  1. Антонов В.А. Фадеева Е.М. Диагностика математического развития

дошкольников. – Пермь, 1998.

  1. БондаренкоТ. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С.С, 2009.
  2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1:

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.

  1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008
  2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200
  3. Р.С. Немов «Психодиагностика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...