Самообразование
рабочая программа (старшая группа)
Самообразование педага Тема: «Развитие умственных способностей дошкольников через развивающие игры математического содержания»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Самообразование педагога
Тема: «Развитие умственных способностей дошкольников через развивающие игры математического содержания»
Воспитатель: Томм Елена Александровна
п.Унъюган
2021-2022г.
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющий наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построить на свободном общении равных.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции и действий, и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопониманию.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности.
Актуальность развивающих игр создают условия для проявления
творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Именно использование современных развивающих игр В.В.Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х.Кюизенера способствуют решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Цель:
Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме.
- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
-Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе
формирования элементарных математических представлений у
дошкольников.
- Разработать программу интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста
- Подготовить отчет- презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: "Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Перспективный план по самообразованию.
Месяц. | Направления работы. | Способы достижения. |
Сентябрь | Подбор литературы по теме самообразования Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. | Работа с личной библиотекой, интернетом. Знакомство и анализ документации. |
Изучение теории по теме: «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр математического содержания». Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Знакомство с литературой по данной тематике. Создания перспективного плана работы. | |
Октябрь. | Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала раздела образовательной программы: область «Познание» Работа над развивающей математической средой группы. | Знакомство с литературой. Оформление уголка группы. |
Ноябрь.
| Разработка картотеки игр по развивающей среде: «Блоки Дьенеша»; «Счётные палочки, что они умеют?» Задачи на построение простых и сложных фигур,на преобразование фигур (добавь.убери палочки). | Подбор материала. Обмен опытом по проблеме. |
Декабрь. | Игры-головоломки: Танграм .Собирание всевозможных фигурок из данных элементов по принципу мозайки. | |
Январь. | - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием цветных палочек Кюизенера.) - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с кубиками Никитина) | |
Февраль. | Использование конструктора Лего, для обогащения математических представлений детей. Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей детей 4 – 5 лет через конструктивную деятельность» | Подбор материала. |
-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару) | ||
Март. | - Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в совместной деятельности с детьми. Вечер сказки «Мальчик Гео и Фиолетовый лес» | |
Апрель.
| - Математическое развлечение для детей «Путешествие в Фиолетовый лес» - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры). | |
Май. | - Анализ, оформление результатов диагностики. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Используемая литература:
- Антонов В.А. Фадеева Е.М. Диагностика математического развития
дошкольников. – Пермь, 1998.
- БондаренкоТ. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С.С, 2009.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200
- Р.С. Немов «Психодиагностика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
