Проблемные ситуации
методическая разработка (младшая группа)

Лямкина Анастасия Олеговна

развивающего и обучающего характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsii_ped_vzaimodeystviya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации

Развивающего характера

Кто потерялся?

   Объявляется розыск потерянных вещей. Например, сперва это могут быть все красные игрушки. Затем, те, название которых начинается на названную воспитателем букву или какой-либо определенной формы.

Путаница

   Пока детей нет в группе, поменять вещи, имеющие определенное место. Потом позвать детей и попросить определить, что стоит не на месте, и навести порядок.

Свойства и качества воды

Цель – познакомить со свойствами и качествами материала.

   Вводится игровой персонаж, например медвежонок. Он Проливает воду и ребенку предлагаются на выбор: губка, калька, тряпочка, бумага, чтобы ее вытереть.

Смешивание красок

   Цель – познакомить со свойством некоторых красок при смешении давать другой цвет.

Ребенку предлагается попробовать смешать разные краски, чтобы получить синий цвет, оранжевый и т.д.

Где мы были мы не скажем…

Цель – закрепление представлений о разных трудовых действиях.

   Сказать детям, что сейчас я буду показывать какое-то действие, обозначающее работу по дому, а вы должны угадать, что я показываю. При этом произносить слова: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Затем можно поменяться ролями: пусть загадки загадывают дети.

 Цели

  • активизировать мышление детей;
  • закрепить представления детей о свойствах жидких веществ;
  • обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование

  • бумажная коробочка;
  • стакан с водой;
  • кубики.

Приходит игрушка и рассказывает: 
— В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая... Снежная королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и привезла вам; сейчас покажу...

Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только дно — мокрое.
— Ой, а где же она делась? Как она могла исчезнуть?

В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед — растаял.

Игрушка рассказывает:

Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на крайнем севере, там снег никогда не тает. Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка — траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?..

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и выбираются наиболее удачные.

И.: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! А сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это будет для них мой новогодний подарок! А вы придумали подарки для своих близких к Новому году?.. Если еще нет, то я вам тоже обязательно

Живая находка

   Обсуждение с детьми такой ситуации: что делать, если вдруг вы нашли в лесу маленького, только что родившегося зайчонка, лисенка, птенчика. Как себя вести? Педагог выслушивает ответы детей, высказывает свое мнение.

Воспитывающего характера

Магазин

   Цель – развивать уважение к старшим, друг к другу, дружбу в коллективе.

Предложить детям поиграть в магазин. Каждый ребенок берет на себя роль продавца, а воспитатель – покупателя. Воспитатель подходит к каждому ребенку и интересуется что ребенок «продает». Ребенок предлагает массу всяких вещей покупателю. Покупатель интересуется, сколько что стоит, и покупает что-то.

Больница

Цель – развивать уважение друг к другу, дружбу в коллективе.

Каждый ребенок берет на себя роль врача, воспитатель приходит с жалобой к врачам. Дети лечат больного. Спрашивают, что еще у него болит.

Куклы устали

Цель – конкретизировать знания детей о правильном поведении во время тихого часа и развивать уважение к ближнему.

Ребята, у нас у всех сегодня был сложный день, куклы и игрушки тоже устали, легли в свои кроватки, и будут отдыхать. Как нужно себя вести, чтобы не разбудить их и не помешать спать? Какие правила поведения во время тихого часа вы знаете?

Волшебники

Цель – продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Детям предлагают вообразить что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.

Подарок другу

Цель – развивать умение невербально описывать предметы

Один ребенок становится именинником, а другие думают как можно поздравить его, дарят подарки, передавая движением и мимикой свое отношение.

Не поделили игрушку

Педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».

Педагог предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации:

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть с игрушкой по очереди;
  • отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

«Предложений много, — говорит педагог, — на каком остановимся?»

Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным.

Обучающего характера

Играем в официанта

Цель – научить навыкам самообслуживания. Провести предварительную беседу о профессии официанта и уборщика.

Попросить одного из детей или нескольких побыть официантом, пусть он помогает накрывать на стол, а после обеда или полдника другой становится уборщиком. Менять роли детей.

Играем со шнурками

Цель – научить навыкам завязывания шнурков

Вырезать из картона сапожок или жилетку, проделать дырочки для шнуровки и дать детям зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого детям будет легче справляться со своей одеждой и обувью:

Помоги Незнайке

Цель – закрепить навык завязывания

На улице холодно, идет дождик, а Незнайка ходит без шапки, потому что не умеет ее правильно одевать, и завязывать.

Приглашаем гостей

Цель – научить расставлять посуду на столе

К кукле Маше должны прийти гости, а она не знает, как расставить тарелки, чашки, разложить ложки. Давайте поможем Маше, покажем ей как надо правильно разложить приборы и подготовиться к приему гостей.

Пластилин

Цель – познакомить со свойствами пластилина

Дети приходят на занятие по лепке, на столе у каждого ребенка лежит твердый кусочек пластилина. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать чтобы пластилин стал мягким и из него можно бы было лепить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...