Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с музеем"
план-конспект занятия

Солодова Ольга Борисовна
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с музеем" «Знакомство с музеем» Воспитатель : Солодова О.Б. Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие». Образовательные задачи: -формировать первоначальные представления детей о музеи — познакомить детей с разными профилями музеев и работниками музея -знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры; -закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы; -продолжать знакомить срусским фольклором (пословицами, поговорками, загадками); -обогащать словарь названиями предметов быта: печь, ухват, чугун, зыбка. Воспитательные задачи: -воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу; -воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству, Методические приёмы: беседа, просмотр презентации «Знакомство с музеем», рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, слушание музыкальных произведений, разучивание потешки Ход Беседа «Что такое музей» Воспитатель: Я посетить хочу давно, Местечко чудное одно. И посмотреть на достиженья – Искусства или увлеченья. Там и рисунки, и поделки… И никакой тебе подделки. Возьму с собой и вас, друзей. И мы отправимся в … (музей). Воспитатель: – Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте. Воспитатель: — О музее Воспитатель: — Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей). Воспитатель: — Для чего люди создают музеи (Ответы детей). Воспитатель: — Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей. Воспитатель: — А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей). Воспитатель: — Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей). Воспитатель: — Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей) Воспитатель: — Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие. Воспитатель: – Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей). Воспитатель: – Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Воспитатель: — Их профессия называется археолог. — А еще экспонаты в музеи дарят люди. — Их называют дарители. – Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей). Воспитатель: — Чем отличается экспонат от простого предмета? (Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность). — В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть. Просмотр презентации «Знакомство с музеем» (с комментариями) Беседа «музейные профессии». Воспитатель: — Ребята, в музеях работают очень много людей и я Вас хочу познакомить с основными профессиями музейных работников. Экскурсовод — Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках Эксперт — оценщикоценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат. Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции Реставраторы — это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задачареставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи. Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу. Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий, Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы. Экскурсанты — Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного. Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы посетить музей? (Ответ детей) Воспитатель: Я предлагаю Вам посетить наш мини -музей национального быта и познакомиться с экспонатами музея. Но, при посещение музея нужно вести себя по-особому. Правило №1 – в музее хранятся экспонаты, которым очень много лет, поэтому трогать руками мы их не будем, только по-особому разрешению. Правило №2 – уметь слушать. Только тот, кто будет следовать этим правилам, обязательно попадет в страну Истории – в музей! — Заходя в музей, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу. Экскурсия в мини – музей народного быта. Воспитатель: Давным-давно русский народ строил себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. . Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах. -Как вы думаете, а где самое уютное место в доме? Дети:На печи. Воспитатель: Правильно. Вы присаживайтесь на стулья, а я вам расскажу про печку. В старину говорили так: -«Хлебом не корми, только с печи не гони», Кто сидел на печи — тот уже не гость, а свой. С печкой у русского народа связано много представлений и обрядов. Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от болезней. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печка- и поилица, и кормилица, и телосогревательница». А когда новый дом строили, то новый сруб обходили с чугуном кашей, чтобы долго жить в этом доме. Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки. Если отгадаете их, то узнаете, как предметы помогали готовить в печи вкусную кашу. 1. В печи стоит, закрытый крышкой… Огонь ласкает твёрдый бок. Печь освещает пламя вспышкой. Щи варит в печке (чугунок) 2. Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдаёт, А сам на отдых идёт. (ухват) (Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.) Воспитатель: Правильно, почти все предметы в избе делались своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. (воспитатель обращает внимание детей на русский национальный костюм) Воспитатель: Посмотрите на русскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у русской вышивки и какие элементы русского орнамента вам знакомы (ответы детей) Воспитатель: Молодцы. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Белая береза стояла». Воспитатель: Расскажите ребята, что вы видели интересное в музее? (ответы детей). Воспитатель: Кто в музее все показывает и рассказывает? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы правильно — экскурсовод. Воспитатель: Хотели бы вы сейчас жить так, как жили люди нашего края раньше много лет назад, и почему? (ответы детей). Воспитатель: Что нового появилось в современной жизни (ответы детей). Воспитатель: Что вам особенно понравилось в музее? (ответы детей). Воспитатель: Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда? (ответы детей) Воспитатель: Правильно — это делается для того чтобы сохранить все для потомков. Чтобы они помнили и не забывали, берегли то, что у них есть и радовались жизни. «Край любимый мой родной» Край любимый мой родной, Я люблю тебя душой. Чтобы многое узнать, По музеям похожу, На старинные предметы погляжу. И о том, как жили люди в старину Своим друзьям я расскажу. Пусть они растут большими, Берегут свой край родной, Все, что есть у нас - Потомкам, они тоже сберегут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с музеем"

 «Знакомство с музеем»

Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

-формировать первоначальные представления детей о музеи

— познакомить детей с разными профилями музеев и работниками музея

-знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры;

-закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы;

-продолжать знакомить срусским  фольклором (пословицами, поговорками, загадками);

-обогащать словарь названиями предметов быта: печь, ухват, чугун, зыбка.

Воспитательные задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;

-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству,

Методические приёмы: беседа, просмотр презентации «Знакомство с музеем», рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, слушание музыкальных произведений, разучивание потешки

Ход

Беседа «Что такое музей»

Воспитатель:

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

Воспитатель:

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.

Воспитатель:

— О музее

Воспитатель:

— Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).

Воспитатель:

— Для чего люди создают музеи (Ответы детей).

Воспитатель:

— Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.

Воспитатель:

— А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

Воспитатель:

— Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

Воспитатель:

— Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)

Воспитатель:

— Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

Воспитатель:

– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).

Воспитатель:

– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.

Воспитатель:

— Их профессия называется археолог.

— А еще экспонаты в музеи дарят люди.

— Их называют дарители.

– Как экспонаты попадают в музей мы узнали.  А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).

Воспитатель:

— Чем отличается экспонат от простого предмета?

(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).

— В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть.

Просмотр презентации «Знакомство с музеем» (с комментариями)

Беседа «музейные профессии».

Воспитатель:

— Ребята, в музеях работают очень много людей и я Вас хочу познакомить с основными профессиями музейных работников.

Экскурсовод — Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты

Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках

Эксперт — оценщикоценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.

Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции

Реставраторы — это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задачареставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.

Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,

Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы.

Экскурсанты — Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы посетить музей? (Ответ детей)

Воспитатель: Я предлагаю Вам посетить наш мини -музей национального быта и познакомиться с экспонатами музея.

Но, при посещение музея нужно вести себя по-особому.

Правило №1 – в музее хранятся экспонаты, которым очень много лет, поэтому трогать руками мы их не будем, только по-особому разрешению.

Правило №2 – уметь слушать. Только тот, кто будет следовать этим правилам, обязательно попадет в страну Истории – в музей!
— Заходя в музей, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.

Экскурсия в мини – музей народного быта.

Воспитатель:  Давным-давно русский  народ строил себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. . Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

-Как вы думаете, а где самое уютное место в доме?

Дети:На печи.

Воспитатель: Правильно. Вы присаживайтесь на стулья, а я вам расскажу про печку. В старину говорили так:

-«Хлебом не корми, только с печи не гони»,

Кто сидел на печи — тот уже не гость, а свой.

С печкой у русского  народа связано много представлений и обрядов. Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от болезней. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печка- и поилица, и кормилица, и телосогревательница». А когда новый дом строили, то новый сруб обходили с чугуном кашей, чтобы долго жить в этом доме.

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки. Если отгадаете их, то узнаете, как предметы помогали готовить в печи вкусную кашу.

1. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

2. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

(Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.)

Воспитатель: Правильно, почти все предметы в избе делались своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.

(воспитатель обращает внимание детей на русский национальный костюм)

Воспитатель: Посмотрите на русскую  национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у русской  вышивки и какие элементы русского  орнамента вам знакомы (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Белая береза стояла».

Воспитатель:

Расскажите ребята, что вы видели интересное в музее? (ответы детей).

Воспитатель:

Кто в музее все показывает и рассказывает? (ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы правильно — экскурсовод.

Воспитатель:

Хотели бы вы сейчас жить так, как жили люди нашего края раньше много лет назад, и почему? (ответы детей).

Воспитатель:

Что нового появилось в современной жизни (ответы детей).

Воспитатель:

Что вам особенно понравилось в музее? (ответы детей).

Воспитатель:

Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда? (ответы детей)

Воспитатель:

Правильно — это делается для того чтобы сохранить все для потомков. Чтобы они помнили и не забывали, берегли то, что у них есть и радовались жизни.

«Край любимый мой родной»

Край любимый мой родной,

Я люблю тебя душой.

Чтобы многое узнать,

По музеям похожу,

На старинные предметы погляжу.

И о том, как жили люди в старину

Своим друзьям я расскажу.

Пусть они растут большими,

Берегут свой край родной,

Все, что есть у нас -

Потомкам, они тоже сберегут.

D:\Фотографии с телефона мамы\DCIM\Camera\IMG-0fb03a2bf729cd0d42156811d633e1a1-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...