Музейный уголок "Русский быт" как развивающее пространство в ДОУ.
методическая разработка (старшая группа)

Паращук Ольга Борисовна

Одним из важных факторов формирования личности ребёнка является образовательная среда. «...Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей» (Стр.211 «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильвой. Мозаика-Синтез 2014.). Такой средой является музейное пространство, способное решать образовательные, развивающие, просветительские и воспитательные задачи.

В нашем дошкольном учреждении МОУ «Детский сад №321 Тракторозаводского района Волгограда» функционирует музейный уголок «Русский быт». Музейный уголок организован в целях нравственно - патриотического воспитания, развития и социализации детей дошкольного возраста, привития дошкольникам основ музейной культуры, воспитания бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения исторической памяти поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_ugolok.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №321 Тракторозаводского района Волгограда»

Конкурсная работа

МУЗЕЙНЫЙ УГОЛОК « РУССКИЙ БЫТ» КАК РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В  ДОУ.

                                                  Воспитатель: Паращук О.Б.

ВОЛГОГРАД   2022


Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

(Кончаловская Н.П.)

Музейный уголок «Русский быт» как развивающее пространство в ДОУ.

Одним из важных факторов формирования личности ребёнка является образовательная среда. «...Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей» (Стр.211 «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильвой. Мозаика-Синтез 2014.). Такой средой является музейное пространство, способное решать образовательные, развивающие, просветительские и воспитательные задачи.

В нашем дошкольном учреждении МОУ «Детский сад №321 Тракторозаводского района Волгограда» функционирует музейный уголок «Русский быт». Музейный уголок организован в целях нравственно - патриотического воспитания, развития и социализации детей дошкольного возраста, привития дошкольникам основ музейной культуры, воспитания бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения исторической памяти поколений.

Музейный уголок является тематически систематизированным собранием подлинных памятников истории быта русского народа, проживающего на территории Волго-Донского бассейна.

Организован музейный уголок в октябре 2020 года. Паспорт №23, утверждён приказом департамента по образованию администрации Волгограда №8 от 11.01.2021года. Создавался по инициативе педагогов, родителей, общественности, является результатом совместной работы по сбору подлинных документов, предметов, изготовлению их копий, рассказывающих об истории и культуре города Волгограда.

          Основными функциями музейного уголка являются:

  -документирование истории и культуры  русского народа, проживающего на территории Волго-Донского бассейна;

-сбор, изучение и хранение музейных предметов;

-изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музейного уголка;

-изготовление педагогами совместно с родителями воспитанников

научно - вспомогательного и интерактивного фонда.

Пространство музейного уголка оформлено в виде фрагмента русской избы-горницы конца 19 середины 20 века, в нём присутствуют предметы старинной мебели и утвари: сундук, лавка, детская колыбель, коромысло, прялки, самовар, макет русской печи. На стенах и полках размещены подлинные предметы быта: чугунки, деревянная и глиняная посуда, изделия ручной работы. На этом пространстве мы постарались создать небольшое хранилище социальной памяти, понятное по содержанию детям-дошкольникам.

В музейном уголке есть подлинные экспонаты (50 шт.):

Утюг цельнолитой (1 шт.), прялка с гребнем (1 шт.), прялка с ножным приводом (1 шт.), лавка деревянная (1 шт.), сундук (1 шт.), чугунок (1 шт.), сито деревянное (1 шт.), коромысло (1 шт.), доска стиральная (1 шт.), чесалка для шерсти (2 шт.), одеяло лоскутное (2 шт.), ложка деревянная (3 шт.),самовар(1шт.), рушник вышитый (5 шт.), дорожка вышитая (4 шт.), салфетка кружевная (2 шт.), скатерть кружевная (1 шт.), подзор (2 шт.), наволочка с кружевной вставкой (3 шт.), салфетка вышитая (5 шт.),кружевные чехлы на стулья(6 штук),покрывало ( 1 шт.),кукла тряпичная(2шт.), детская кукла ( 1шт),мягкая игрушка «Мишка»(1шт.).

В соответствии с тематическим планом музейного уголка проводятся организованные мероприятия: тематические экскурсии, виртуальные путешествия в музеи, музейные уроки, лекции, фото-вернисажи, выставки- экспозиции, мастер- классы, творческие выставки детско- родительских работ, творческие мастерские.

Проводится научно-исследовательская деятельность. К каждому музейному экспонату оформляется историческая справка, для описания используется информация из достоверных научных, литературных источников, интернет-ресурсов. В работе применяем опыт Областного краеведческого музея Волгограда. Привлекаются семьи воспитанников. Родители вместе с детьми собирают интересную информацию о старинных предметах: копии фотографий, тексты сказочных историй, литературные произведения. Родители принимают активное участие при создании предметов вспомогательного фонда: макет русской печи, тряпичные народные куклы, рукодельные изделия, предметы мебели.

На базе музейного уголка «Русский быт» функционирует фольклорный кружок дополнительного образования «Рябинушка». Цель образовательной программы кружка: приобщение воспитанников к истокам русской национальной культуры. Экспонаты музейного уголка привлекаются при организации образовательной деятельности с детьми. Проводятся музейные уроки «История  одного экспоната», на которых дети непосредственно знакомятся с музейными предметами быта, домашней утвари, убранством русской избы. Используются такие формы работы, как наблюдение, исследование, продуктивная творческая деятельность. Детям предоставляется возможность хорошо рассмотреть экспонат, взять в руки, потрогать, сравнить с другими предметами, попробовать  в действии.

Полный цикл познания предмета народной культуры позволяет развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважение к труду мастеров.

Музейные экспонаты музейного уголка могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка, могут использоваться педагогом-экологом, педагогом по изобразительной деятельности, воспитателем при ознакомлении детей с окружающем миром, в театральной деятельности. Предметы старины музейного уголка применяются при проведении мероприятий , посвященных народным праздникам, для погружения в атмосферу исторического прошлого.

В рамках проведения тематических мероприятий постоянно функционируют экспозиции музейного уголка «Русский быт»:

  • «Русская изба»
  • «Домашняя утварь»
  • «Рукотворный мир»
  • «Мастерская народных кукол»

Выставки-экспозиции приурочиваются к проведению государственных народных праздников, памятным датам. На экспозиции  «Женских рук чудесные творенья», посвященной Международному Дню Матери, воспитанники познакомились с рукодельными изделиями наших мам и бабушек: «Бабушки- мастерицы», «Золотые руки наших мам», расширили представление о декоративно- прикладном искусстве русского народа.

Накануне Рождественских праздников была организована выставка детско-родительских творческих работ: «Рождественские мотивы». Воспитанники познакомились с обычаями, традициями, обрядами народных праздников: «Рождество», «Святки», «Крещение».

Одним из приорететных направлений  деятельности музейного уголка является сохранение и развитие лучших семейных традиций.  В музее создана творческая Мастерская «Народная кукла». Мастерицы-рукодельницы проводят мастер-классы по изготовлению народных тряпичных кукол        (игровых, обрядовых, оберёжных). В процессе, воспитанники знакомятся с историей создания кукол, их предназначением, участием кукол в народных праздниках и обрядах. При изготовлении тряпичной куклы дошкольники приобретают навыки рукоделия, развивается  моторика и связная речь.

Для эффективного использования экспонатов музейного уголка «Русский быт»  организована работа по взаимодействию с социумом, общественными образовательными учреждениями:

-Проектная деятельность, проект «Народные праздники и обряды» с привлечением семей воспитанников.

-Участие в ежегодной акции «Открытый миру музей» при содействии ДЮЦ  Тракторозаводского района Волгоградской области. Где воспитанники знакомятся с деятельностью различных музейных комплексов, совершив виртуальную экскурсию в музей.

-Участие в областном  конкурсе по декоративно- прикладному искусству «Новогодняя мастерская»; в творческом  конкурсе по  изобразительному искусству:  «Мы рисуем Сарепту», на базе «Историко-этнографического и архитектурного музея – заповедника «Старая сарепта». Принимали активное участие в мероприятиях: конкурс-выставка «Новогодний марафон», учредителем которой является Центр культуры  и молодёжной политики Красноармейского района Волгограда; VIII Городской конкурс  фестиваль «Рождественские встречи»; районный конкурс «Мы живем на земле Волгоградской», посвященный победе в Сталинградской битве; городской конкурс «Я, музей и дети», среди музейных комплексов МДОУ Волгограда.

В данный момент оформление музейного уголка продолжается, собираются экспонаты, книги, методические пособия.

Планируется работа по созданию коллекции семейных реликвий : «Мир фотографий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников...

Консультация "Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада"

В консультации педагогам даны практические рекомендации по организации  развивающей среды в группе для детей с ОВЗ....

содержание предметно-развивающего пространства по правилам дорожного движения

Содержит примерный перечень материалов уголков дорожного движения в ДОУ,список литературы для педагогов и детей...

Игротека - дополнительное развивающее пространство, место для развивающих занятий, игр, программ реабилитации. Программа, Правила посещения, расписание

Утверждаю:______________Директор МКУСО «СРЦН»ПОЛОЖЕНИЕо дополнительном развивающем пространстве – ИгротекеI ОБЩЕЕ   ПОЛОЖЕНИЕ 1.1. Игротека – развивающее  пространство, место ...

Музейная педагогика в образовательном пространстве ДОУ Санкт-Петербурга в соответствии с ФГОС

Все родители хотят, чтобы их дети выросли культурными и образованными людьми. Одним из этапов приобщения маленького человека к культуре является знакомство с правилами поведения в музее. Этикет важен ...

Музейная педагогика в образовательном пространстве ДОУ Санкт-Петербурга в соответствии с ФГОС

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил поведения в других местах культуры - на выставках, в театре, библиотеке. Но есть существенные особенности, с которыми необходимо познакомить реб...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В СОЗДАНИИ МИНИ-МУЗЕЯ ГРУППЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея. Чувствовалось единое понимание целей и задач музейной педагогики.  Совместно с детьми папы и мамы изго...