Статья "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья

Молотова Марина Альбертовна

Статья "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

В последние годы проблемы экологического воспитания резко обострились из-за варварского отношения человека к окружающей его природе, резко ухудшились условия жизни. Современная педагогика уделяет этому пристальное внимание. В наших дошкольных образовательных учреждениях накоплен огромный опыт по совместной работе в экологическом воспитании где созданы   хорошие условия для экологического воспитания, дети постепенно приобщаются к серьезной исследовательской работе как с отдельными объектами, так и с экосистемами. Организация образовательного процесса в ДОУ позволяет определить цели экологического воспитания, способствует познанию красивого в природе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому. А переживание, радость и тревога за окружающую природу будут порождать заботу о ней. Разумная, деятельностная любовь к природе- одна из граней в воспитании гармоничного развития личности. Чтобы ребенок в детском саду понимал природу, чувствовал ее красоту, читал ее язык, берег ее богатство, нужно учить этому с самого раннего детства, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Этот процесс очень сложный и длительный. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Цель ДОУ – всестороннее развитие ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями.

Экологическое воспитание детей в ДОУ будет требовать решения следующих педагогических задач:

  1. Формирование у детей экологического сознания. Определение и содержания и характера (степени сложности) знаний о природе.
  2. Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе с постепенным развитием экологических понятий. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке живой природы и на участке, участие в природоохранной работе) дети осваивают умения, связанные с экологической деятельностью, создают для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов в системе. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно действенным.
  3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе-гуманное, познавательное, эстетическое-теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие отношения к природе тесно связано с собой организацией педагогического процесса в ДОУ, основанной на естественно-положительных переживаниях детей в различных жизненных ситуациях, на прогулке, экскурсиях, на занятиях. Педагоги должны уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

  1.  Создание в педагогических коллективах ДОУ атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания.
  2. Создание условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания в ДОУ.
  3. Систематическое повышение квалификации педагогов в овладении методами экологического воспитания, в совершенствовании экологической пропаганды среди родителей.
  4. Дальнейшее совершенствование развития экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  5. Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной педагогической технологии, постоянное ее совершенствование, а также выявление уровня экологической культуры-реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценок самого себя и т.д.

Таким образом, педагогический процесс в ДОУ по экологическому воспитанию должен решать все перечисленные задачи в единстве. Их реализация возможна только при условии культуры педагогов и их готовности осуществлять эту деятельность.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой, оставил выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его данным, природа лежит в основе мышления, чувств и творчества.

Выделяют несколько форм экологического воспитания дошкольников:

              - прогулки
              - экскурсии
              - опыты
              - художественная литература
              - тематические занятия
              - праздники
              - викторин
              - конкурсы
              - кроссворды
              - интеллектуальные игры


На обычной прогулке В ДОУ можно провести экологические занятия, использовать как можно больше привлекательных объектов: деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнездами птиц, скворечники, кормушки. На прогулке дети наблюдают за живой природой, делиться наблюдениями, эмоциями от них, и играть. На прогулке дети знакомятся со свойствами песка, снега и воды. Изменениями в жизни флоры и фауны по мере изменения сезонов.

Самая интересная и увлекательная для детей форма экологического воспитания - это экскурсия.

На экскурсии дети знакомятся с животным и растительным миром в условиях его обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, потом обсуждают все увиденное в группе с педагогом. Красота природы в разные сезоны развивает у них эстетические чувства.

В старших группах педагоги практикуют проведение различных опытов, с помощью опытов дети с интересом устанавливают связи между отдельными явлениями и предметами, опыты проводятся в процессе трудовой деятельности детей и наблюдений, они развивают мыслительные процессы и наблюдательность, формируют познавательный интерес. Опыт устанавливает причину того или иного явления, и дети с помощью педагога делают выводы, подводят итоги.

На занятиях в группе часто педагоги используют художественную литературу. Произведения великих русских классиков (А.Пушкин, М. Лермонтов, Л.Толстой и т.д.), их произведения глубоко трогают души детей, вызывая самые глубокие чувства и эмоции. При обсуждение данных произведений дети выражают восторг, сопереживают, жалеют героев, рассуждают как можно было поступить героям, и радуются за них при счастливом конце произведения.

С малышами проводят тематические занятия, на них дети рисуют, лепят, слушают музыку (пение птиц и звуки леса, детям нравится делать тематические поделки из природного материала, собранного своими руками.

Самая действенная форма экологического воспитания дошкольника - это праздники. Во время проведения праздничного развлекательного мероприятия дети слушают музыку, включаются в действие, участвуют танцах и песнях, рассказывают стихи, отгадывают загадки, вовлекаются мысленно в события, к детям приходит осмысление экологической проблемы, доступного в понимании в дошкольном возрасте.

С ребятами из старших групп проводят такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т.к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечик, журчание весеннего ручья и звон серебренных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни                                                                                                                             А.Сухомлинский.

   Основы воспитания ценностного отношения ребёнка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природой. Реализовать эту задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Метод обучения - это взаимодействие между педагогом и ребенком, в процессе которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков.

 В экологическом образовании дошкольников широко используется классификация методов       обучения по источникам знаний это словесные, наглядные и практические.

 Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов, диафильмов (ТСО), демонстрация моделей) – позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Словесные методы (рассказ воспитателя, рассказ ребенка, беседа, чтение художественных произведений о природе и экологических сказок) – используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Практические методы (опыты, поисково-исследовательская деятельность, труд, игра, моделирование) – используются для уточнения представлений детей, углубления их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы.

Наглядные методы:                                                                               

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.

Задачи метода наблюдения:

  1. Формирует знания о природе.
  2. Учит наблюдать.
  3. Развивает наблюдательность.
  4. Воспитывает эстетические чувства.

 Виды наблюдения:

Распознающее наблюдение-это ответы на вопросы: кто это; что это; каковы его свойства и признаки. Оно используется для ознакомления с новым предметом, явлением. В процессе распознающего наблюдения, организуемого для формирования знаний о качествах и свойствах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

 Длительное наблюдение – это наблюдение за изменением и развитием объектов, предметов и явлений природы, длящееся от нескольких дней до нескольких недель, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Примером длительного наблюдения м.б. наблюдение за ростом лука в банке с водой(зарисовать). Наблюдение может быть организованно для того, чтобы по отдельным признакам определить состояние предмета (по цвету земли в цветочных горшках, определить необходимость поливки?), восстановить картину целого (по следам на снегу определить кто прошёл или проехал, по цвету ягод – спелые они или нет).

Воссоздающее наблюдение –это наличие у детей знаний, умений, возможность анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения, воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы.

Два последних вида наблюдения, из-за сложности, используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе (высадка рассады, посадка деревьев, уборка опавших листьев и мусора и т.д.) они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т.д.). В одних случаях воспитатель организует всех детей (фронтальное наблюдение), в других – наблюдение проводится с небольшой группой(групповое) или с одним ребёнком(индивидуальное). Это зависит от содержания наблюдения и задач, которые ставит перед собой педагог. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Так же к группе наглядных методов относится рассматривание картин. При ознакомлении с природой в младших группах используются сюжетные и предметные картины: какие это картины? приведите пример (дикие, домашние животные; овощи, фрукты).

В старшей группе рассматриваются и художественные картины-назовите пожалуйста примеры («Золотая осень» Левитан, «Март» Саврасов, «Утро в сосновом бору» Шишкин и т.д.), они необходимы для развития эстетического восприятия и чувств детей.

Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления о ранее увиденном (на прогулке наблюдают за птицами, а затем в группе рассматривают соответствующую иллюстрацию, повторяют названия птиц и их характерные признаки).

Демонстрация диафильмов, кино- и телефильмов – позволяют расширить объём знаний о природе, обеспечивает более устойчивое усвоение знаний. Особенно хочется отметить роль кино- и телефильмов, которые позволяют показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных.

Следующий наглядный метод – демонстрация моделей.

Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки и структуру.

 Виды моделей.

а) Предметные: относятся различные предметы и конструкции (аквариум (модель водоёма), заводные игрушки (позволяют сформировать у детей представление о внешнем виде и движении), игрушки-аналоги).

б) Предметно-схематические – в них существенные связи, признаки и отношения представлены в виде предметов-макетов (Например, чтобы изобразить цвет листьев используют полоски цветной бумаги соответствующего цвета, а форму листа – с помощью различных фигур

в) Графические – условно передают признаки, связи отношения природных явлений (календари природы, экологическая пирамида, модель длинные(короткие) ноги и т.п).

Демонстрация моделей используется для описания нового объекта (ребёнок смотрит на модель, чтобы ничего не забыть, сравнения объектов (нахождение сходства и отличий), для обобщений и на этой основе систематизации знаний.

Таким образом – наглядные методы способствуют формированию у детей чётких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.

Воспитывая экологическую культуру детей дошкольного возраста педагоги делают акцент на то, что человек есть часть природы, и его жизнь и здоровье зависят от того, как он относится и пользуется тем «богатством», которое дарует нам природа, помня о том, что на земле ничего не проходит бесследно. Занимаясь экологической деятельностью, дети ДОУ осваивают множество предметов (дисциплин), учатся с помощью педагогов, становятся выносливыми и самостоятельными, любящими окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...