Песочная игротерапия эффективная педагогическая технология для детей с РАС.
учебно-методический материал (старшая группа)
Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технология для детей с РАС.
Многие исследователи обращают внимание на возрастающее количество детей с расстройством аутистического спектра (РАС). На сегодняшний день некоторые источники говорят о том, что аутизм встречается у каждого 54-го ребенка [2], и о том, что за 10 лет количество детей с аутизмом возросло в 10 раз [1]. Среди главных способов взаимодействия с детьми с РАС принято считать такие методы, как ABA-терапия, музыкальная терапия, арт-терапия, иппотерапия, дельфинотерапия и др. В последние несколько лет отдельное место занимает песочная терапия, которая через невербальную форму коррекции психологического поведения позволяет педагогу развить творческую составляющую личности ребенка. Работая с песком и фигурками, ребенок может создавать разные построения из песка, рисуночные композиции, которые позволяют лучше проанализировать его состояние и потребности. Так, песочная терапия не только позволяет лучше понять внутренний мир ребенка с РАС, но и дает возможность лучше подбирать дальнейшие методики и техники для воздействия и коррекции. Использование песочной терапии снижает общий уровень напряжения, раздражительность и гнев, накопленный в ребенке, активирует мыслительные процессы и решает вопрос построения диалога в рамках совместной работы со специалистами .
Установлено, что песочная терапия способствует развитию усидчивости, закреплению навыка работы в команде, формированию аккуратности и внимания, стабилизации и повышению настроения, познавательного интереса, развивается эмоциональная стабильность. Дети лучше откликаются на просьбу изобразить что-то, любят совместную работу, а также повторяют рисунки, изученные ранее .
При песочной терапии детей с РАС необходимо соблюдать несколько основных правил:
Важно установить с ребенком доверительный контакт
Взрослый также должен быть включен в игру
Необходимо поддерживать инициативу детей
Занятия должны проводиться в комнате со специальным оборудованием и индивидуально.
В рамках сопровождения в контексте инклюзивного образования песочная терапия может осуществляться в первую очередь методом совместной игры и рисованием на песке.
Ребенка учат трогать песок, предлагают покопаться в нем и вставлять в него разнообразные предметы вроде камушков и палочек, разрешено топтать и разбрасывать, лепить изнего куличики. Ребенок может также использовать игрушки и миниатюрные фигурки для того, чтобы создавать свой собственный индивидуальный мир в песочнице. Именно поэтому целесообразно в рамках игры использовать разнообразные формочки, в которые ребенок насыпает песок, а затем утрамбовывает его и «печет» таким образом разнообразные предметы. Мокрый песок можно утрамбовывать руками – это можно выполнять как индивидуально, так и в результате совместного взаимодействия. После этого ребенок «угощает» взрослых и другие игрушки, что также является элементом социального взаимодействия.
Еще одна совместная игра – рисование на ощупь. Ребенку надевают маску, затем он трогает тактильную панель, и его просят на песке нарисовать такую же фигуру. Рисовать необходимо с закрытыми глазами.
При использовании средств песочной терапии в работе с детьми с РАС важно помнить о том, что в процессе игры необходимо соответствовать адекватным возможностям ребенка. Нельзя стремиться навязывать ему виды деятельности, которыми он не хочет заниматься или которые недоступны для его уровня коммуникации и когнитивных способностей. В связи с этим в песочной терапии изначально можно не давать ребенку речевых инструкций, а предоставить независимость. Затем в деятельность вовлекается взрослый, который показывает ребенку возможности совместной работы.
Таким образом, можно сказать о том, что песочные игры с детьми с РАС являются одной из важных возможностей взаимодействия с ребенком, коррекции его поведения, развития его сенсорных способностей, а также может использоваться с целью десенсибилизации. По мнению автора, популярность песочной терапии как способа взаимодействия с ребенком с РАС будет расти.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-dcd499107ba9e555710c8836e7a64073-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-f75accce2c320748522fde1bdb99e1ac-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-2b447f6378fd2eb15d3edaa30397db75-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-89d5dcd32549cc3994100b17462b2c5a-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img20211015100454.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img20211119093225.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img20211125093252.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img20211125093511.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-f9f87fa0f3ecb90d55836d7405d87c79-v.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-382138-1641556085.jpg)
"Эффективные педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ (ТНР) в ДОУ общеразвивающего вида"
Данная презентация: «Эффективные педагогические технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья», отражает систему коррекционной работы по взаимодействию участнико...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-655703-1440098047.jpg)
«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации ФГОС ДО. Предлагается авторское видение создания и разработки информационых программ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-799724-1543673519.jpg)
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/22/picture-1145603-1558533767.jpg)
Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-655703-1440098047.jpg)
«Информационные технологии - как эффективная педагогическая технология
Сегодня в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID, профилактические меры вносят изменение в работу ДОУ. Грамотное владение ИКТ, позволяют педагогам поддерживать тесное взаим...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-180496-1359224407.jpg)
Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...