Проект в старшей группе "От колоска к караваю"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе
«От колоска к караваю»
Познавательно – исследовательский
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой.
Сила солнышка хранится
И земли родной
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Слово Родина бессмертный,
Хлеба колосок.
Выполнила воспитатель: Толстоногова Н.А.
2021 год
Вид проекта: Краткосрочный, познавательно – исследовательский, 18.10.2021 – 22.10.2021 ( 1 неделя)
Цель проекта:
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Актуальность:
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.
С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей представления о ценности хлеба;
Получить знания о том, как выращивают хлеб в наше время , донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
Работа с родителями:
Консультация для родителей: Буклет «Как использовать остатки хлеба».
Привлечь родителей к созданию мини-музея «От колоска к караваю»: попросить принести зерно злаковых- пшеницы, овса, пшена, ячменя.
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | Дидактические игры: "Что из какой муки испекли","А какой он, хлеб", "Кто больше назовет хлебобулочных изделий", "Назови профессию", "Узнай по вкусу". Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»,«Кто такой хлебороб», «Хлеб всему голова!» , «Какой бывает хлеб»; Презентация: "Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?", "Как колосок на стол хлебом пришёл", "Традиции русского гостеприимства", " Профессии связанные с хлебом" Опытно - экспериментальная деятельность: « Рассматриваем колосья ржи» ,"Отделяем зерна от колоска " Заучивание стихотворения П. Каганова "Хлеб – наше богатство!"; Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: "Выращивание хлеба"; Дидактические словесные игры: "Образуй словечко", "Продолжи пословицу"; Проговаривание скороговорок о хлебе. Чтение пословиц и поговорок о хлебе . Загадывание загадок о хлебе . Чтение худ. Литературы: "Легкий хлеб", "Крупеничка", "Крылатый, мохнатый, да масляный", "Колосок"; В. Дацкевич "От зерна до каравая", К. Чуковский "Чудо – дерево", "Булка", В. Ремизов "Хлебный голос", Я. Аким "Хлеб", Т. Шорыгина "Ломоть хлеба", Д. Хармс "Очень-очень вкусный пирог", И. Токмакова "Что такое хлеб", Н. Самкова "О хлебе",П. Коганов "Хлеб - наше богатство", Ю. Ванаг "Хлеб, заработанный своими руками"; Ситуативная беседа "Почему нельзя играть хлебом", "Берегите хлеб" Сюжетно - ролевые игры: "Магазин -булочная", "Семья", "Пекари", "Кулинария"; Просмотр м/ф "Хлеб", "История о девочке, которая наступила на хлеб", "Солнечный каравай" , «Золотые колосья» белорусская сказка; Рисование: «Колоски», «Хлебных полей, людей, выращивающих хлеб» Лепка из соленого теста «Крендельки» Музыка: Слушание музыки: песня в исполнении О.Воронец "Хлеб- всему голова", песня в исполнении Л.Зыкиной "Песня о хлебе", песня- загадка "Бываю я чёрным, бываю я белым"; Подвижные игры: "Пахари и жнецы", "Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем" |
Приложение 1
Конспект занятия по рисованию «Колосок» в старшей группе
Цель:
Научить детей изображать колоски, симметрично располагая зернышки. Правильно держать карандаш.
задачи:
Расширить знания детей о колоске;
Воспитывать художественный вкус;
Воспитывать желание помогать другим;
Воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду людей, которые делают хлеб.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята, в гости к нам пришли Хрюша и Степашка.
Хрюша и Степашка: Здравствуйте, ребята. Сегодня у Каркуши день рождения и мы хотим ее поздравить.
Воспитатель: А подарок вы приготовили?
Хрюша и Степашка: мы хотели испечь для Каркуши каравай, но из чего его пекут, мы не знаем. Пришли к вам за помощью.
Воспитатель: Поможем Степашке и Хрюше?
Ребята мы с вами уже знаем, что бы у нас на столе появился хлеб сначала нужно замесить тесто. А тесто замешивают из муки. А муку делают из зерна, которое молят на мельнице. А зёрна растут в колосьях.
Хрюша и Степашка: А где же нам взять столько колосков?
Воспитатель: Не переживайте, и тут мы вам поможем. Мы с ребятами сейчас нарисуем вам колоски.
Ребята мы с вами уже знаем, что бы у нас на столе появился хлеб сначала нужно замесить тесто. А тесто замешивают из муки. А муку делают из зерна, которое молят на мельнице. А зёрна растут в колосьях.
Ребята, посмотрите на картинку что на ней изображено (поле) Правильно это поле, на котором растут много колосьев, посмотрите какое оно красивое. А какие цвета использовал художник, что бы нарисовать поле колосьев? (жёлтый, оранжевый, коричневый).
Физкультминутка:
В землю зёрнышко попало.
(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)
Прорастать на солнце стало.
(Дети поднимаются)
Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!
Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!
Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(Дети вытягивают руки вперёд, встряхивают ладонями)
К свету и теплу тянулся
(руки в стороны)
И красавцем обернулся
(руки на пояс, повороты туловищем в право, в лево)
Золотые колоски на ветру качаются,
Низко наклоняются.
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз, качают руками).
Поспел урожай! Приезжай, убирай!
(Руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места. Посмотрите на картинку, с изображением колоска, из чего он состоит? (стебель, зёрна и усики). Сначала мы нарисуем стебель, потом начнём рисовать семена они у нас какой формы ребята? (овальной). Правильно, потом мы прорисуем усики тоненько аккуратно между зёрнышек. Посмотрите, как красиво получается (воспитатель показывает, как получилось у него, а рядом мы нарисуем ещё один колосок.
(Дети выполняют задание)
Рисуем, используя цветные карандаши три стебелька: прямая линия по центру и две - слева и справа.
Далее рисуем первое верхнее зернышко.
Тем же способом рисуем остальные зернышки по обеим сторонам стебелька, стараясь соблюдать симметрию.
Проделываем те же действия и с другими колосками, рисуем листочки.
Рассматриваем работы детей, отмечаем какие они хорошие.
Воспитатель: Какие молодцы, ребята, сколько колосков нарисовали. Теперь Хрюше и Степашке уже точно хватит на каравай.
Хрюша и Степашка- Спасибо вам ребята, что помогли нам!
Приложение 2
Загадки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Загадки о хлебе:
- Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
- Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
- Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
- Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
- В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
- Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
- Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
- Есть такие слова: «Он всему голова»
- Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
- Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
- На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
- Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
- Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
- В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
- Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
- Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
- Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
- Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
- Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
- Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
- Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
- Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).
Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб — всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Хлеб в пути — не тягость.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.
Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Приложение 2
Стихи о хлебе.
Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506824-1414249634.jpg)
Конспект интегрированного занятия "От колоска до каравая"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательных областей Познание, Коммуникация, Физическая культурав средней группеТема: «От колоска до карав...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/23/picture-760290-1456243462.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ деятельности по познавательному развитию в старшей группе "От колоска до каравая"
это занятие было проведено 3 декабря 2015 года на базе МБДОУ "Детский сад № 8 г. Торжок Тверской области. К конспекту прилагается видеопрезентация и фотоотчет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/26/picture-523462-1493216533.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы «От колоска до каравая»
Цель: уточнить представление детей о последовательности этапов получения хлеба....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887194-1485932646.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы «От колоска до каравая»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы.«От колоска до каравая»Цель: Уточнить представление детей о последовательности этапов получения хлеба.Развивающи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119086-1550571083.jpg)
Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста "От колоска до каравая"
Россияне очень любят хлеб! Изделия из муки занимают львиную долю на полках в магазинах. Но как же мучные изделия становятся такими вкусными, ароматными, желанными гостями на нашем столе? какой путь пр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/11/picture-538167-1583946752.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "От колоска до каравая"
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "От колоска до каравая" для детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-1082180-1644857771.jpg)
Проект «От колоска до каравая»
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали ...