Самообразование
календарно-тематическое планирование

Юсупова Альмира Закировна

   Укрепление физического дыхания детей, развитие психических способностей, совершенствование дикции и артикуляции, развитие музыкальной памяти. Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом, педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие                                                                                                                                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-_yuaz.docx162.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №37.

План по самообразованию

detki_i_noty

   Составила:  Музыкальный   руководитель

                                                                                                                                                                   МБДОУ д,/с № 37

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                         Юсупова А.З.  

г. Нижнекамск  Р.Т.

«Пение как средство  развития

                                        эстетического, психического и физического здоровья детей».

Составила Юсупова Альмира Закировна  музыкальный руководитель детского сада № 37 «Чишмэкэкй» МБДОУ г.Нижнекамска.              

Пояснительная записка  по  плану самообразования.

1.Певческая деятельность.                                                                                                                                      

2.Цели.                                                                                                                                                                                            

3. Заключение.                                                                                                                                                      

4.Литература.

Актуальность программы.                                                                                                                   

Введение;                                                                                                                                                              

Приобщение к музыке – является важным развитием  эстетического  воспитания ребёнка, потому что музыка воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. «Пение относится к числу тех видов музыкальной .деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируется музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений»  (Н.Ветлугина. «Музыкальное развитие»)                                                                                                                    Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.  Благодаря этому у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности, развивается звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Успешно ведётся общее развитие, формируются  психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь, дети  учатся взаимодействовать со сверстниками.                                                                                                                  

 Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.                                                                                                                                        Пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других органов, важно, чтобы голосообразование было правильно и природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе органов дыхания, восстанавливается носовое дыхание, повышается тонус и общая сопротивляемость.                                

Цель.

   Укрепление физического дыхания детей, развитие психических способностей, совершенствование дикции и артикуляции, развитие музыкальной памяти. Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом, педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие                                                                                                                                        

задачи:
Обучающие:                                                                                                                                              
Обучать детей певческим умениям;
Выучить песни, указанные в программе;                                                            

 Развивающее:                                                                                                                                                          

 Развивать детский голос.                                                                                                                                      

 Формировать целостное представление об искусстве пения.                                                

Формировать вокально-хоровые навыки.                                                                                                                                                                                                                                                           Выявлять и развивать индивидуальные творческие способности.                                                                            

Развить уровень исполнительского мастерства.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Развить умение применять на практике полученные знания.                                                                    

Воспитательные:                                                                                                                                                                                                        Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.                                                                                    

          Для решения задачи, в первую очередь приступаю к обучению  детей к вокальным навыкам, и  певческим установкам, которые по мере разучивания произведения усложняются.                                                                                                                              

          При выборе песенного репертуара, обращаю внимание, как она помогает решению воспитательных задач, и какова её степень трудности в исполнении, интересна ли она детям. Большое значение имеют содержание текста в детской песни. В удобной  ли  написано тесситуре с учетом голосовых возможностей ребёнка.                                                                                      

 При обучения пению идёт развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной отзывчивости, певческих навыков. Это всё помогает ребенку исполнять песни выразительно. При обучение пению детей, я вначале учебного года  провожу обследование ребят (диагностическое исследование, мониторинг) с целью выявления певческих навыков.                                                                                                                     Почти в каждой группе есть дети с хорошими певческими навыками, есть и такие которые поют с напряжением, интонируют с коротким дыханием, а некоторые при пении  вовремя не вступают, и замедляют темп. Есть и такие дети, которые  не выговаривают звук «р», у некоторых детей отсутствует дифференциация шипящих звуков.                                                                            

        Есть дети застенчивые, робкие, пассивные и слишком возбужденные,  с замедленной речью и слабой памятью. При таком анализе певческих и психологических данных у детей можно  определить  задачу для дальнейшей работы. И наметить и разнообразить методы и приемы обучения детей.                                                                                                                                                        

              С самого начала, учебного года продумываю как удобнее рассадить детей на музыкальном занятии.  с учетом индивидуальных особенностей слуха. На последнем, третьем ряду  сидят дети с более менее с чистой интонацией; на второй ряд –  с ослабленными певческими навыками; а на первый ряд – сидят плохо  поющие дети.                                                                                   

          Во время занятии и пение песен слежу за осанкой и  позой ребят. Напоминаю, чтобы все звуки и слова  чётко  и звонко пропевали. ( спинки ровные, распрямить плечи,  положить руки на колени). На занятиях использую иллюстрации, технические средства: DVD, магнитофонные записи.                                                                                                                                  

   Показ песни,                                                                                                                                                                              

 Пою и играю только мелодию. Предлагаю детям произнести текст песни, четко артикулируя слова и окончания. Поем все вместе вполголоса,  пою вместе с детьми,  выстраивая в унисон. Одновременно вступаем, после проигрыша, и заканчиваем пение.                                                                Использую игровые приемы:                                                                                                                            

кто лучше споет.                                                                                                                      

Первый куплет поет первый ряд. Второй  куплет поёт третий ряд. Третий  куплет поют все  вместе;                                                                                                    

Пение  по желанию.

Детям с удовольствием выполняют  задания.                                                                                        

При этом они становятся более  внимательнее и собраннее.

При распевании пользуюсь попевками из «Музыкального букваря»  Н.Ветлугиной, в которой к каждой попевки  есть красочная иллюстрация. Конечно же  учитываю индивидуальные особенности ребенка и певческие навыки.

Чтобы дети правильно интонировали, для этого надо хорошее  произношение. Поэтому в работе много внимания  уделяю  над дикцией. Показ на личном примере  основные моменты артикуляции звуков (положение губ,  языка) при произношении слов.  Произносим слова нараспев, в ритм с хлопками в ладоши, шепотом, закрытым ртом  провожу упражнения для язычка; протыкаем щёчки  с лева, с права, над верхней губой, нижней, языком «моем» щечки, затем языком же «чистим» верхние зубы и нижние, при этом зубы сжаты. Детям нравятся эти упражнения, они доступны и легко выполнимы.

В течении учебного года особое внимание обращаю на формирование правильного дыхания. При исполнении песен, слежу, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальным фразами. Закрепляла задание личным показом.

Иногда при исполнении песен применяю дирижерский жест: Сильный взмах руки – громкое звучание, слабый взмах – тихое звучание. При  дирижировании добиваюсь слаженного пения.

Работая над новой песней, вспоминаем ранее выученные, Эти песни исполняем на развлечение или празднике, потому что в знакомых песнях очень хорошо выявляются и закрепляются  раннее усвоенные певческие навыки.

В работе с родителями, знакомлю с музыкальной деятельностью ребенка в детском саду: с праздниками, вечерами досуга, музыкальными занятиями. Приглашаем родителей на праздники, где каждый ребенок  проявляет себя  свои возможности и способности. Бывает что не все родители объективно оценивают возможности своего ребенка. Иногда предлагаю  родителям увидеть своего ребенка на  занятиях.

На праздниках  возникают у ребенка различные эмоции, под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова,  костюмов, оформления. Всё это побуждает выражать свою радость в песне, танце.

Напоминаю родителям, что, где  любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается  благоприятная среда для развития ребенка. Рекомендую  родителям посещать  музыкальный театр, посещать концертный зал на симфонические концерты для детей, семейные просмотры детских передач, участвовать в различных конкурсах.

Таким образом, совместная работа педагогического процесса и семьи влияет на гармоническое развитие ребенка.

«…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок  почувствует  многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется  на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»,- писал В. А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»[9, 52-53].

Ожидаемый результат:

Дети смогут воспринимать песни разного характера, проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству. Петь естественным голосом, протяжно. Будут правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонировать.

 Различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное.

Точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок.                                                            

Сумеют контролировать слухом качество пения.                                                                                    

Выработается певческая установка. Смогут петь без музыкального сопровождения.

Дети будут проявлять интерес к вокальному искусству. Внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Будут проявляться активность в песенном творчестве; петь дружно не отставая и не опережая друг друга. Дети научатся петь в ансамбле и сольно

-Cоздание условий для максимального обогащения личностного развития ребенка, способности к творческому самовыражению.

Для достижения результата необходимо:

-Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;

календарно-тематический план работы с детьми.

Год

Наименование мероприятия

2020-2021г.

-Пополнение, усовершенствование знаний: 

- Посещение КМО музыкальных руководителей.

(посещение Центральной библиотеки имени Г.Тукая № 1);

 Работа с детьми:

- непосредственно  образовательной деятельности по разделу «Музыка»;

- диагностика по музыкальному воспитанию;

- кружковые занятия с хорошо поющими детьми;

 работа с родителями:

- консультации;

- выступление на родительских собраниях.

работа с педагогами:

-выступление на педагогическом совете;

Курсы повышения квалификации..Изучение и подготовка нормативных документов

Обобщение работы и распространение опыта.

2021-2022г.

 Пополнение, усовершенствование знаний:

Посещение Центральной библиотеки имени Г.Тукая № 1;

- Посещение КМО музыкальных руководителей.

Работа с детьми:

- образовательной деятельности по разделу «Музыка»;

- кружковые занятия с хорошо поющими детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- праздники, развлечения, театры, концерты для детей,

- диагностические срезы.

 Работа с родителями:

- оформление информационных стендов;

- родительские собрания;

- консультации.

-круглый стол.

Публикации на интернет порталах:maam.ru, nsportal.

Курсы повышения квалификации.

Участие в детском фестивале детского творчества в г.Нижнекамска.

Участие в национальном празднике Навруз, Карга боткасы, Сабантуй.

 Обобщение работы и распространение опыта для педагогов.

2022-2023г.

 Пополнение, усовершенствование знаний:

Посещение Центральной библиотеки имени Г.Тукая № 1;

-средства массовой информации

- Посещение КМО музыкальных руководителей.

Работа с детьми:

- организованной образовательной деятельности по разделу «Музыка»;

- кружковые занятия с детьми,

- участие в вокальных конкурсах.

Работа с родителями:

- выступление на родительских собраниях.

- анкетирование;

 - консультации;

- совместные праздники и развлечения;

- беседы;

публикации на интернет порталах:maam.ru, nsportal,

курсы повышения квалификации.

Участие в городском фестивале детского творчества,

Участие в национальном празднике Сабантуй,

 Обобщение работы:

 Обобщение распространение опыта работы:

2023-2024г.

 Пополнение, усовершенствование знаний:

Посещение Центральной библиотеки имени Г.Тукая № 1;

- Национальной библиотеки имени Кул Гали;

-средства массовой информации

- Посещение КМО музыкальных руководителей;

- повышение квалификации,

Работа с детьми:

- организованной образовательной деятельности по разделу «Музыка»;

- кружковые занятия с хорошо поющими и одаренными детьми,

- участие в конкурсах.

Работа с родителями:

- анкетирование;

- консультации.

Публикации на интернет порталах:maam.ru, nsportal

Курсы повышения квалификации,

Участие в городском фестивале детского творчества,

Участие в национальном празднике Сабантуй,

Обобщение распространение опыта работы:

2024-2025г.

Пополнение, усовершенствование знаний:

Посещение Центральной библиотеки имени Г.Тукая № 1;

-средства массовой информации,

- Посещение КМО музыкальных руководителей;

- повышение квалификации,

- Образовательные сайты интернета.

Работа с детьми:

- организованной  образовательной деятельности по разделу «Музыка»;

- кружковые занятия с одаренными детьми

- участие в музыкальных конкурсах.

Работа с родителями:

- консультации;

- анкетирование;

- выступление на родительских собраниях.

- совместные праздники и развлечения;

Обобщение распространение опыта работы:

Публикации на интернет порталах:maam.ru, nsportal

Курсы повышения квалификации,

Участие в весеннем городском фестивале детского творчества,

Участие в национальном празднике Сабантуй,

Обобщение работы и распространение опыта работы.

 

 Литература:

Л.Батыр-Болгари «Хәрәфле шакмаклар”, “Бииләр итәк читекләр”.- Казан – 2007г.

Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

А.Ф.Битус, С.В.Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «Театра Система»,2007г.

М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО «Издательство «Скрипторий 2003»», 2010г.

«Көләсе килеп тора» Р.Я.Салахов (нотное издание на татарском языке). Казань, 2007 г.

 «Әй уйныйбыз, уйныбыз» К.В.Закирова, Л.Р.Муртазина. Методическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре детских садов. Казань, 2013 г

Интернет ресурсы:

www. msbook. ru

                                                                          План по самообразованию

«Пение как средство развития эстетического, психического и физического здоровья детей»

Цель: Укрепление физического дыхания детей, развитие психических способностей, совершенствование дикции и артикуляции, развитие музыкальной памяти.

       Сроки

                                         Работа  с  детьми

                                                    Работа с воспитателями

                                            Работа с   родителями

                                           Литература

Сентябрь

Диагностическое исследование детей (мониторинг)с целью выявления певческих навыков.                                                                                                                    

Консультация «Охрана детского голоса и её особенности»

Информация  в родительский уголок об «О внешнем виде на музыкалных занятиях, на утренниках».

«Учите детей петь». Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина.

Октябрь

Занятия для совершенствования дикции и артикуляции «Язычок-наш дружок».

Практическое занятие «Говорим ритмично и поём отлично»

Информация в родительский уголок и рекомендация «Язычок-наш дружок».

 «Игровая методика обучения детей пению»  О.Кацер.

«Распевки с элементами игры» Музыкальный руководитель №1.2010.с.5.

Ноябрь

Использование упражнения для речи

«Встреча   с любимым героем»

Консультация «Роль ведущего на музыкальных праздниках»

Информация в уголок  для родителей.

Логоритмика Ю.А.Картушина.                  «Упр-ния для подготовки голосового аппарата»  О.Карцержур.«Муз.палитра»№5.06г№5.07г.

Декабрь

Занятие с игровыми упражнениями «Дышится легко»

Показ с пояснением и рекомендацией «Работа с детьми над  певческим дыханием».

Умелые руки родителей:                         изготовить с детьми листочки, снежинки, цветочки, пёрышки на тонких нитях и т.п..

Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду»

Январь

Разучивание музыкальных попевок и приветствий.

Консультация «Колыбельные песенки»

Информация в родительский уголок  «Народные игры в семье»

«Распевки с элементами игры» журнал Музыкальный руководитель №1.10.с.5., И.Бодраченко «Музыкалные игры в детском саду»

Февраль

Занятие  «Распевки для развития певческого голоса»

Консультация «Применение  распевок с  игровыми приёмами»

Информация в уголок «Распевки, потешки, стихи»

 «Распевки с элементами игры» Музыкальный руководитель 2№1.2010.с.5.ж. «Музыкальная палитра»№4.13г.

Март

Разучивание  народных закличек, весенних песен, припевок.

Разучивание с детьми народных закличек, потешек, хороводных игр, песен. игры.

Информация в уголок для совместного

заучивания народного фольклора.

«Музыкальные игры и упражнения» ж. «Музыкальный руководитель» №4.11.с.25

Апрель

«Хрустальный голосок» исполнение любимых песен на концерте.  

Занятие практическое «Упражнения для развития речи».

Информация  в уголок

« Помощники – родители»

 « Эстетическое воспитание в детском саду» г.2007 № 5 «Муз-ая политра»

Май

Диагностическое обследование навыков детей в пение (мониторинг)

«Результаты в вокально-хоровом пение» (мониторинг  во всех группах).

«Мы танцуем и поём» концерт

Сценарий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...