Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством использования народных игр
консультация (старшая группа)

Консультация "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvennyh_kachestv.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств у детей старшего возраста посредством использования народных подвижных игр

В педагогической науке народные подвижные игры рассматриваются, как важное средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно именовать важным воспитательным институтом, содействующим развитию физических и интеллектуальных норм, правил поведения, этических ценностей общества. 

О воспитательном значении народных подвижных игр К. Д. Ушинский писал «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлением смекалки, выдержки, воли и стремлением к победе.

В связи с тем, что мы рассматриваем народную подвижную игру как средство формирования нравственных качеств у детей старшего возраста, считаем необходимым обратить внимание на её особенности.

      Процесс воспитания национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста будет более продуктивным, если его средством будут выступать народные игры.

Анализ теоретических и диагностических материалов по проблеме выявил следующие противоречия:

- между значимостью проблемы воспитания национальной культуры детей и недостаточным использованием педагогами на практике народных игр;

- между недостаточным уровнем знаний детей и их родителей о разнообразии народных игр и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, интереса к истории своего народа.

В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Проблема заключается в том, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду; знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. И здесь на выручку приходит народная подвижная игра.

      Важным средством национального воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.

     Шмаков С.А. считает, что узловыми особенностями народной подвижной игры являются её традиционность, разнообразность и распространённость:  

- народная подвижная игра является стержневым структурным компонентом народных традиций - региональных, трудовых, семейных и т.д.;

- игра охватывает в своём содержании потешки, заклички, хороводы, жеребьёвки, считалки, она по характеру соревновательна, весела и насыщена игровым фольклором;

  • народные игры являются самыми включаемыми в образовательные программы дошкольных учреждений.

     В последнее время в детском образовательном учреждении заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

Ни один наш праздник не обходится без народных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бусинки», «Мышеловка» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей.              

     Опыт работы в детском саду по формированию нравственных качеств у детей старшего возраста является  результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеют решающее значение в становлении основ личности. В детском коллективе дошкольного возраста добиться устойчивого увлечения народными играми можно благодаря таким приёмам, как личный пример педагога, пример детей, у которых играть получается лучше других, использование предметно-образовательной среды группы детского сада, костюмирование и использование различных игровых атрибутов. В таких условиях народные игры будут актуальны, т.к. общая мелодика и ритмика координирует действия детей, развивает их, даёт радостное удовлетворение от сопричастности к своей истории.

Технология работы:

– выбранные игры соответствуют возрасту детей;

– сюжет интересен и доступен детям;

– учитывается  общее эмоциональное состояние детей;

– продумано место для проведения игры.

Ожидаемые результаты:

- дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных играх и  праздниках;

- у них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.

- знают историю возникновения русских игр, праздников, традиций.

- используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной                                  деятельности.

      По итогам проведенной работы, направленной на воспитание национальной культуры у дошкольников средствами народных игр, можно сказать, что дети постигают умение внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.

    Залогом успешного воспитания национальной культуры у дошкольников средствами народных игр является:

- систематическая целенаправленная работа по использованию народных игр в различных видах образовательной деятельности детей.

- создание оптимальных условий для образовательной и самостоятельной деятельности детей.

- сотрудничество и партнерство педагога и родителей, единая позиция в деле воспитания национальной культуры у детей.

- творческий рост педагога, личная заинтересованность.  

Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...