РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
учебно-методический материал (старшая группа)

Волкова Анна Георгиевна

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РППС24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе.

   Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества.

   Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

   Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» .

При создании РППС учитывались следующие требования:

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  3. Насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  4. Трансформируемость пространства;
  5. Полифункциональность материалов;
  6. Вариативность среды;
  7. Доступность среды;
  8. Безопасность среды.

   Учитывая эти требования и для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства,  для развития детей дошкольного возраста, групповая комната большая, светлая, эстетически оформлена. Стены светлых оттенков.

Мебель в группе соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Форма столов позволяет группировать их в соответствии с видом деятельности. Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями.

Приёмная оборудована удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ, вернисажей

        В группе создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.

     Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития), где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

    Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

    Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, разнообразные технические игрушки, автомобили.

      Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, магазин, где размещены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т. п.

    Для детей создан "уголок ряжения" с костюмами сказочных персонажей и профессиональной деятельности.

  В группе в соответствии с возрастными потребностями организован физкультурный уголок. Он служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголок размещен таким образом, чтобы способствовал проявлению двигательной активности детей и находился в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению  двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно–прикладному искусству.Хочу такой сайт

В группе также есть уголок природы, который  является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном уголке «Лаборатория чудес», в ней размещен материал для экспериментирования: весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов.

      В группе  достаточно много разнообразных дидактических  и настольных игр. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные доски.

   Для развития творческих способностей в музыкальном уголке представлены наборы детских музыкальных инструментов, шумовой оркестр,  дидактический материал, магнитофон с аудиозаписями.

    В театральном уголке театры: би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. В группе имеется ширма для театрализации.

   Книжный  уголок  и уголок патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Дети знакомятся  с символикой государства, с историей родного края, города. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России. Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов, в книжном уголке размещены детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.

Уголок ПДД,   содержит макет перекрёстка, с помощью которого ребята могут решать сложные задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Набор дорожных знаков, объемный светофор на батарейках, различные модельки машин,  дидактический материал, а так же   атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражки.

     Для конструктивной деятельности, в группе создан  уголок конструирования. Он содержит строительный материал (пазовый конструктор, крупный напольный, мелкий «Лего»).

    Таким образом, в группе создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

     Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

     Анализируя вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда группы  соответствует ФГОС ДО. Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям:

- Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В детском саду она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

- В соответствии принципу трансформируемости, развивающая предметно-пространственная среда в группе, меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

- Полифункциональность материалов – возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д.

- Вариативность среды – наличие различных пространств, а также разнообразный материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

- Предметный мир, окружающий ребенка, периодически пополняется и обновляется, т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в детском саду обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

- Безопасность развивающей предметно-пространственной среды – соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...