Проект «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи».
проект (старшая группа)

Половинкина Наталья Сергеевна

Цель проекта: развитие мелкой моторики посредством создания иллюстраций в технике пластилинографии у детей с ТНР.

Для решения проблемы развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР, я использовапа, метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику.

Использование пластилинографии посредством создания иллюстраций Ю. Васнецова к потешкам влияет на развитие пальцевой моторики и играет положительную роль в коррекционном обучении  детей с ТНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_plastilinografii_.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

дошкольный уровень образования

Проект

«Пластилинография – как средство развития мелкой моторики

у детей с тяжёлыми нарушениями речи».

 Автор: воспитатель Половинкина Н. С.

                                   г. Новосибирск  2021г.

 Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель: развитие мелкой моторики посредством  создания  иллюстраций в технике пластилинографии у детей с ТНР.

 Актуальность выбранной темы.

        Одним из основных условий и в тоже время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеется в виду движение рук ребенка): чем они многообразие, тем совершеннее функции нервной системы. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: “Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией”.  

       Систематические занятия по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии помогают вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания тактильно-двигательных ощущений.

       Кинестический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (работа с пластилином - пластилинография) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга.

        Еще Павлов И.П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии. Кроме того для детей с тяжёлыми нарушениями речи  очень важным является развитие пальчиковой моторики.

        Применяя данную технологию – пластилинографию я стимулирую развитие мелкой моторики рук.  Пластилинографию иначе называют “Живопись с помощью пальцев”, такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

        Для решения проблемы развития мелкой моторики рук,  я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Понятие “ пластилинография” имеет два смысловых корня: “ графия” - создавать, изображать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.  Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Каждое занятие по созданию иллюстраций к  потешкам в технике пластилинографии содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Цель:  развитие мелкой моторики посредством  создания  иллюстраций в технике пластилинографии у детей с ТНР.  

Для достижения данной цели определила  следующие задачи:

Развивать речь детей посредством  пластилинографии.

Продолжать знакомить детей с особенностями работы с  пластилином.

Продолжать учить  ленточному  способу и сглаживать поверхность формы.

Развивать творчество, инициативу.  

Учить передавать в пластилинографии выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и  навыки работы с разнообразными материалами для пластилинографии, побуждать использовать дополнительные материалы.    

Продолжать совершенствовать умение передавать в пластилинографии образы предметов. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в своих  иллюстрациях.

Учить передавать положение предметов в  пространстве на  листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы  могут по- разному располагаться на плоскости.

Развивать у детей координацию рук, глазомер.

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.                                            

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами и оттенками развивать чувство цвета.

Учить смешивать пластилин для получения новых цветов и оттенков.

Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга.

Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Вид проекта: творческий, групповой

Участники: дети, воспитатели, родители группы

Возраст детей: 5-6 лет.

Сроки реализации: сентябрь - май

Предполагаемый результат

1. Повышение у детей интереса к выполнению работы  по созданию иллюстраций  к  потешкам в технике пластилинографии:

2.Освоение детьми приёмов пластилинографии:  

  • раскатывание «колбасок» - кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
  •  скатывание шариков - бесформенный кусочек пластилина  формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
  •  отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
  •  прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;
  •  оттягивание - кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
  • сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придается форма лепёшки;
  • размазывание, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
  • примазывание или придавливание - соединение деталей для получения цельного сюжета;
  • налепливание - нанесение элементов из пластилина на шаблон;
  • заглаживание - приём, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
  • смешивание разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков;
  • процарапывание - на поверхность заполненную слоем пластилина или отдельные детали нанести различные узоры методом процарапывания

3. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

4. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев.

5.Появление интереса у родителей к технике пластинографии  и  развитию мелкой моторики  у детей дома.

Реализация проекта

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный этап

  Разработать на  учебный  год перспективный план по пластилинографии:  

 «Создание иллюстраций  Юрия Васнецова к потешкам  в технике пластилинографии» ( Приложение №1)

2 этап. Творческий

Знакомство с техникой пластинографии.

 Знакомство с художественной литературой -  потешками.

Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к потешкам и картин выполненных в этой технике. ( Приложение№2)

Обучение детей  технике пластилинографии.

Самостоятельная деятельность детей.

3 этап Заключительный

Отслеживание результатов.

Диагностика по освоению детьми приёмов  пластилинографии.          (Приложение №3)

Рефлексия

Фотовыставка картин: « Мы волшебным  пластилином создаём свои картины».

Содержание проекта

Развитие мелкой моторики посредством  создания  иллюстраций в технике пластилинографии у детей с ТНР.

Разработала перспективный план на учебный год по пластилинографии:

«Создание иллюстраций  Юрия Васнецова к  потешкам  в технике пластилинографии» на данные темы:

  1. «Как петух в печи пироги печёт»

  2. «Дедушка Ежок»
  3. «Скок-поскок»
  4. «Лиса по лесу ходила»
  5. «Сорока-Белобока»
  6. «Как у нас-то козёл»
  7. «Коза-Хлопота»
  8. «Вскочил козёл»
  9. « Ходит кот по лавочке»
  10. «Баю - баюшки – баю»
  11. «Пошёл котик на торжок»

     12 . «Котенька-коток» 

     13.  «Сорока - ворона»

     14. «Пожар»

     15.«Свинка Ненила»

     16. «Ах ты, совушка-сова

       17.  «Заинька»

       18.«Ночь прошла»

Взаимодействие с родителями.

1. Разработать перспективный план работы с родителями по пластилинографии. (Приложение №4)

2. Повышать компетентность родителей в области развития у ребенка мелкой моторики посредством пластилинографии:

 -информирование родителей: индивидуальные  консультации, создание памяток, оформление информационных стендов;

- участие родителей в создании совместных картин в технике пластилинографии с детьми дома;

3. Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии:

-положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности.

-привлечение родителей к оснащению группы шаблонами и  бросовым материалом   для творчества.

Выводы:

Использование пластилинографии посредством создания иллюстраций Ю.Васнецова к  потешкам влияет на развитие пальцевой моторики и  играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ТНР, что позволяет:

  • регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

  • совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

  • установить положительное влияние пластилинографии в развитии мелкой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

  • при работе с детьми, имеющими ТНР, при развитии тонкой моторики рук  использовала технику пластилинографии  для тренировки пальцев с речью детей;

  •  сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики посредством пластилинографии  регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;

  •  повысить у детей интерес к  занятиям в технике пластилинографии, превратив их в занимательную игру.

Список литературы.

  1.  Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Веракса, Т. С. Комароой, М. А. Васильевой.

2 . Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007-72с.

3. Давыдова Г.Н  « Детский дизайн». Пластилинография.2008-52с.

4.  Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. – М. :АСТ: Астрель 2009. С. 23

 5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973].

6.  Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев - Издательство: Аст,Сова 2006-94с.

7. Давыдова Г.Н . Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва 2008

8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА 2007-111с.

9. Орен Р. «Секреты пластилина».-М. 2012 г.

10.Орен Р.Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон 2010-96с

11.Тихомирова , Лебедева: Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад   №24 «Теремок»  ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области Проект «П...

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»  ...

Творческий проект "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего возраста"

Речевое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Это направление учебно-воспитательной работы ценно  не только самим содержанием материа...

Групповой долгосрочный проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художест...

Консультация для родителей детей 4–5 лет «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей»

Одним из важных вопросов в формировании развития личности дошкольника является развитие мелкой моторики рук, ведь это напрямую взаимосвязано с развитием психических процессов ...