Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
проект (младшая группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Навыки моторики помогают ребёнку  исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком  практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitie_melkoy_motoriki_umelye_palchiki.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Проект Леонтьева Е.В.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное образование «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка»

ПРОЕКТ

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Разработала:

Леонтьева Елена Викторовна

воспитатель  

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад

«Рябинушка»

Проект

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

«Умелые пальчики»

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой

моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребёнку  исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком  практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности.

Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Особенностью проекта является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Проект направлен на всестороннее развитие, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно - практических действий. Данный проект  позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Игры и игровые упражнения направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

Цель: 

Развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: 

1.Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного внимания, логического мышления.

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приёмам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивиющие:

1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление,

фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

Предметно - практических действий.

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  
  • Рисование,  лепка, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация.
  • Рисование через кальку.
  • Раскрашивание рисунка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

Программа предусматривает работу по четырем разделам:

1.Раздел «Пальчиковая гимнастика».

2.Раздел «Умелые руки».

3.Раздел «Графика».

4.Раздел «Волшебные игры».

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж

которых, положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Умелые руки» дети знакомятся с техникой рисования, лепки, конструирования, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.

В разделе «Графика»  дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребёнок учится правильно держать карандаш и кисть.

В разделе «Волшебные игры»  дети совершенствуют двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико - пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Этапы реализации:

  1. Подготовительный  этап.

Задачи:

1. Знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, бусами, солёным тестом, глиной, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;

2. Создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

  1. Коррекционно - развивающий этап.

Направлен на достижение основных задач программы.

  1. Заключительный этап.

Направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий и игр.

Планируемые  результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3. Творческое применение изученных техник, приёмов и материалов в

художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Форма организации детей

  Игровые упражнения  рассчитаны на 1 учебный год обучения 2021-2022. Численный состав группы не должен превышать 3-х человек. Продолжительность занятия     10 мин.

Каждое занятие состоит из 5-6 частей:

Вводная часть – 1-2 минуты.

Основная часть – 5-8 минут.

Заключительная часть – 2 минут.

Форма организации детей – индивидуальная.

Вводная часть.

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приёмы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объёма движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребёнка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, чёткие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: лёгкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Основная часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно -моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приёмы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с массажным мячом, еловыми или сосновыми шишками а также следующие упражнения:

- шнуровка;

- прищепки; липучки; крышки; пуговицы;

- обведение рисунка по контуру, копирование;

- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из пластилина, солёного теста, глины;

- рисование пальчиками, ватными палочками, листьями и т.д.

Заключительная часть.

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Условия реализации

Игры и игровые упражнения  рассчитаны для детей 2 — 3 лет. Кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность  10 минут.

Успешной реализации проекта и  достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование специального оборудования:

- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, фасоли и др.);

- наборов счётных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- природного материала для самомассажа (сосновые и  еловые  шишки);

- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;

- настольный световой модуль – песочница для песочной анимации

В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

Описание планируемых результатов

 Дети должны знать:

  • приемы самомассажа рук;
  • названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;

Уметь:

  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино», «барабан», «идет коза» и т.п.).
  • пользоваться клеем, кисточкой, стеком;
  • изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • выполнять аппликации из различных материалов  (бумага, природные материалы и т.д.);

Перспективное планирование

Месяц

Задачи

Тема  

Сентябрь

1 неделя

Диагностика на начало года;

Сентябрь

2 неделя

Развитие общей и мелкой моторики. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предмета. Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз.

1.Пальчиковая гимнастика: «Солнце» (1), «Игрушки»(2)

2.Игра с  бобами (выложить прямую ).

3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».

4. Статическое упражнение «Замри», «Кольцо», «Зайчик»

5. Графический навык «Ниточки для воздушного шарика»

Сентябрь

3 неделя

Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. . Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика:  «Солнце» (1), «Игрушки» (2),

2. Игры с пуговицами «Собери урожай»

3.Д. игра «Чудесный мешочек».

4. Игра с грецкими орехами «Не урони».

  1. Графический навык «Ниточки для воздушного шарика»
  2. Бизиборд «Чудо-ларчик» (игра с липучками)

Сентябрь

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Учить раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, Развитие зрительного внимания, логического мышления.

1. Пальчиковая гимнастика: «Встали пальчики»(3), «Овощи и фрукты» (5)

2. «Заборчик» из счетных палочек

3. Дидактическая игра «Золушка» (бобы и крупные бусы).

4.Массаж  с мячиком «ёжик»

5. Раскраска изображения «Овощи».

6.Бизиборд «Чудо-ларчик» (игра с липучками)

Октябрь

1-2 неделя

Развитие общей и мелкой моторики. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Обучать приёмам работы с пластилиновой техникой. Учить раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, Развитие зрительного внимания, логического мышления.

1.Пальчиковая гимнастика: «Встали пальчики»(3), «Овощи и фрукты» (5)

2. «Высокая башня» из палочек.

3. Игра «Выложи арбуз» (по пунктирным линиям, фасоль).

4.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

5. Лепка «Ягоды».

6. Раскраска изображения «Яблоко».

Октябрь

3 неделя

Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.  Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. .Развивать творческую активность, пространственное мышление.  Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Рубим дрова» (17), «Транспорт» (23)

2. Игра со счетными палочками «Низкая  башенка»

3.«Чудесный мешочек, найти матрешку среди других предметов».

5. Игры с прищепками «Солнышко»

6.Вдевание шнурка в дырочку «Фруктовые бусы»

Октябрь

4 неделя

Развивать мелкую моторику рук: рразвивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку; Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.  Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе ппредметно  - практических действий. .Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Осень» (28),

2. Игры со счетными палочками «Дерево».

3. Самомассаж с еловыми шишками.

4. Графические навыки «Обведи рисунок по линиям» (Елочка)

5. Игра с прищепками «Тучка и дождик»

6. Игра с магнитами «Гусеница. Большая и маленькая, длинная и короткая»

Ноябрь

1-2 неделя

Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку; Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика:   «Одежда» (10), «Курточка и шапка» (11)

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

3. Рисование «Дорисуй ниточки к шарику».

4. Упражнение «Ладонь—ребро-кулак»

5. «Обведи рисунок по линиям» (геометрические фигуры»

6. «Чудо-ларчик» (игра с липучками)

Ноябрь

3 неделя

Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку; Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. 1. Пальчиковая гимнастика «Одежда» (10), «Курточка и шапка» (11)

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Мозаика «Коврик для собачки»

 4. Статическое упражнение

 5. «Украсим полосками платье для мамы»

Ноябрь

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Учить работать с бумагой, с сухими листьями. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.  Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. .Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика «Птицы» (24), «Детки»(37).

2. Фигурки из палочек (птица) .

3. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать птицу.)

4. Игра «Волшебная шкатулка».

6. Обведи  рисунок «Птица».

7. «Бизиборд» (игра с липучками)

Декабрь

1-2неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать снежинку, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.  Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы»(15), «Птицы» (24).

2. Фигурки из палочек (Снежинка).

3. Дидактическая игра «Найди два одинаковых».

4. Игра «Кольцебросом».

5.Раскраска рисунка «Снежинка», не выходя за контур.

Декабрь 3неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать снежинку, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Учить работать с ватой. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.  Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика: «Зима» (14), «Зимние забавы» (15)

 2. Дидактическая игра: «Разноцветные льдинки».

 3. Работа с ватой (снежные сугробы)

 4. Рисование «Снежинки».

 5. Обведение изображения тарелка через кальку.

Декабрь

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; Учить работать с природным материалом (сосновые иголки); Учить работать с бумагой, осваивать различные виды: обрывание. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Новогодний праздник» (16)

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание салфетки (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Раскраска рисунка «Нарядная ёлочка», не выходя за контур.

Январь

2-3неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.  Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развивать творческую активность.

1. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»(20), «Зимние забавы» (15)

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать зайца.)

 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 6. Раскрась  рисунок «Лиса», не выходя за контур.

Январь

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить работать с бумагой, с природным материалом. Учить детей владеть графическими навыками: б) обводить контуры предмета через кальку;  Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика:  «Идёт коза рогатая ». «Части тела» (17)

 2.Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек.

 4. Работа с природным материалом «Пёс Барбос».

 5. Обведение изображения  через кальку.

Февраль

1-2 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить работать с природными материалами (сухие листья). Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.  Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки»(37)

2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) .

 3. Аппликация из сухих листьев.

 4. Самомассаж с массажным мячом.

 5. Игра «Мозаика».

 6. Раскрась  рисунок «Человек», не выходя за контур.

Февраль

3 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить работать с бросовым материалом. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку; Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» (35) , «Транспорт» (27)

 2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

 3. Дидактическая игра «Эмоции».

 4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь).

 5. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Обведение изображения  через кальку.

Февраль

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками:  раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Тесто мы месили» (13), «Транспорт» (27)

2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) .

 3. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 4. Самомассаж с сосновыми шишками.

 5. Игра «Мозаика».

 6. Раскрась  рисунок «Человек», не выходя за контур.

Март

1 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развивать мелкую моторику рук. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками:  раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика: «Весна» (28), «Мамин праздник»(23)

 2. Фигурки из цветных шнурков (Солнышко).

 3. Дидактическая игра «Найди два одинаковых».

 4. Игра «Красивые бусы для мамы».

 5.Раскраска рисунка «Солнышко», не выходя за контур.

Март

2 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить работать с бумагой.  Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветы» (36), «Моем мы посуду» (12)

2.Игра с горохом или фасолью.

3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».

4. Аппликация «Берёза».

5.Раскрась узор.

Март

3 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить работать с бумагой.  Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1.Пальчиковая гимнастика: «Транспорт» (27), «Детки» (37)

 2. Фигурки из палочек (грузовик).

 3.Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

 4. Работа с конструктором «Лего» (гараж).

 5. Игра «Волшебная шкатулка».

 6.Обведение изображения машины  через кальку.

Март

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами). Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.  Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку; Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Деревья» (6), «Весна» (28)  

2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3. Плетение ковра из разноцветных полосок картона.

4. Оригами «Колобок».

5. Обведение изображения  через кальку.

Апрель

1 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика «Сорока -ворона», «Идёт коза рогатая».

 2. Игра с фасолью (выложить птицу).

 3. Дидактическая игра «Найди пару».

 4. Игра «Кегли».

 6. Раскрась  рисунок «Птица», не выходя за контур.

Апрель

2 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку; Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1.Пальчиковая гимнастика: «Заварили кашу, помешали ложкой», «Детки»(37)

2. Самомассаж с еловыми шишками.

3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».

4.Рисование ватными палочками «Хлорофитум».

5. Обведение изображения  через кальку.

Апрель

3 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Обучать приёмам работы с солёным тестом. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку;  Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика:  «Цветы» (36), «Фруктовая ладошка» (31)

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Дидактическая игра «Съедобное - не съедобное»

 4. Лепка из солёного теста «Бублики».

 5. Обведение изображения через кальку.

Апрель

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе  предметно - практических действий. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. Учить детей владеть графическими навыками: обводить контуры предмета через кальку. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»(1), «Игрушки» (2)

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать Колобка.)

 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 6. Обведение изображения Колобка через кальку.

Май

1-2 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить работать с бумагой, с природным материалом. Учить детей владеть графическими навыками:  обводить контуры предмета через кальку; Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика:  «Цветы»(30), «Весна»(28)

 2.Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек.

 4. Аппликация с природным материалом «Бабочка».

 5. Обведение изображения  через кальку.

Май

3неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Учить работать с бумагой, с природным материалом. Учить детей владеть графическими навыками:  обводить контуры предмета через кальку; Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика «По грибы»(34), «Цветы» (36)

 2. Фигурки из палочек (цветок) .

 3. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать ромашку.)

 4. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Раскрась  рисунок «Цветок», не выходя за контур.

Май

4 неделя

Развитие общей и мелкой моторики: умение производить точные движения кистью и пальцами рук  в соответствии с текстом. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развитие зрительного внимания, логического мышления.

Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. Закрепить у  детей  графические  навыки: а)раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1.Пальчиковая гимнастика: «Семья» (35), «Детки»(37)

 2. Фигурки из палочек (многоэтажный дом).

 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

 4. Работа с конструктором «Лего» (домик для куклы).

 5. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Обведение изображения дома  через кальку.

 7.  Диагностика

Мониторинг

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц рук, выявление ведущей руки, обследование мелкой моторики.

Диагностический инструментарий: Обследование мелкой моторики рук.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Во время выполнения упражнений педагог смотрит, как долго каждый

Ребёнок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

«Замри»

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру; даёт соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Ребёнок выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя. По истечении 2 мин педагог даёт команду «Отомри!».

Проверку можно проводить с группой, подгруппой детей и индивидуально.

Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель даёт

словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется 3 раза. При этом сначала идёт

инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребёнок выполняет

упражнение под счёт в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счёт до 10); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под чет до 10); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счёт до 10).

«Кольцо» 

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх Пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.

«Коза» 

Вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 10.

«Заяц» 

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 10.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Узнавание предмет. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определённого качества.

Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки

(деревянная, металлическая, пластмассовая) и т.д.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там

предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Вдевание шнурка в дырочку бус. Педагог предлагает ребёнку шнурок и фигуру с дырочками.

         Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребёнок сидит за столом, его

Рука или руки расположены на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать чёткую последовательность. Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение даётся 1 с, на три упражнения — 3 с.

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

«Езда по дорожке». 

Ребёнку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой»).

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке – образце воспитатель показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Обведи рисунок по линиям. 

Ребёнку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Условные обозначения:

- если ребёнок справился с заданием — 1 балл;

- если ребёнок справился с заданием частично — 0,5 балла;

- если ребёнок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (высокий, средний, низкий уровень), который показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка с нарушением зрения на момент обследования.

Характеристика уровней:

Высокий уровень -  относятся дети, набравшие в процессе обследования 9 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.

Средний уровень - относятся дети, набравшие 4 до 6  баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Низкий уровень - относятся дети, набравшие от 1 до 3 баллов. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Ф.И.

ребенка

Кобыляцкая Ангелина

Цапков

Степан

Мокин

Степан

Пуртова

Полина

Трутаева

Валерия

Градецкая Снежана

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Статистические упражнение:

 

 

«Замри»

0.5

1

0

1

0

1

0.5

1

0.5

1

0

1

«Кольцо»

0.5

1

0.5

1

0

1

0.5

1

1

1

0

1

«Коза»

0

0.5

0

1

1

1

0.5

1

0.5

1

0.5

0.5

«Заяц»

1

1

0.5

1

1

1

0.5

1

1

1

0.5

0.5

Тактильные

ощущения

Узнавание предмет наощупь

0.5

0.5

0

1

0

0.5

0

0.5

0.5

1

0

0.5

Координация

движений

Вдевание шнурка в дырочку бус.

0.5

1

1

1

1

1

0.5

1

1

1

0

1

Упражнение «Ладонь — ребро — кулак»

0

1

0

0.5

0

0.5

0.5

0.5

0.5

1

0

0.5

Графические

 навыки

Тест «Едем по дорожке»

0

0.5

0

0.5

0

0.5

0

0.5

0.5

1

0

0.5

Тест «Обведи по линиям»

0

0.5

0

0.5

0

0.5

0

0.5

0.5

1

0

0.5

Баллы

н

с

н

с

н

с

н

с

с

в

н

с

Приложение 1

Пальчиковые игры.

1. «Солнце»

Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,

Руки так соединю. (Пальцы раздвинуты в стороны),

Это солнышко с лучами. (Пошевелить пальцами)

Рады все его теплу.

2.  «Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга

несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

3.«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми, (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

4. «Пальчики не разбуди»

Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко

В детский сад идти пора! расставив пальцы.)

 Осень

Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)

Птицы к югу полетели, - (Изображаем крылья)

Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)

5. «Овощи – фрукты»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

 

6. «Посуда»

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

 

7.  «Домашние животные»

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,

как кошка моет ушки.)

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по

поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

 

8. «Домашние птицы»

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

 

9. «Комнатные растения»

У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)

10. «Одежда»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

11. «Курточку и шапку»

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –

проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая

направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

12. «Новый год»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда

Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

13. «Зима»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами

одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

 

14. «Дикие животные»

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут»

навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

 

15. «Дикие птицы»

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» -

кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

 Безопасность и здоровье

Айболит зверей лечил,

Всех зверюшек угостил:

Белочке – орешки,

Морковку – зайчишке,

Мишке – медок,

Ежику – грибок,

Ну, а лисоньке – цветок!

Каждый зверь благодарит:

- Вот спасибо, Айболит!

16. «Рыбы»

Жил да был один налим, (Движения имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки (Взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки (Сжимать и разжимать кулачки.)

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики.)

 

17.  «Рубим дрова»

Чтобы печку растопить, (Складываем пальцы в замок)

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки – (Имитируем действия дровосека)

Пусть тепло будет детишкам.

 

18. «Мама – солнышко мое»

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

19. «Туалетные принадлежности»

Мы белье стирали, (тереть один кулачок об другом);

В речке полоскали, (движения ладонями вправо- влево)

Выжали, развесили (сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения,

развешивание белья)

То-то стало весело! (круговые движения кистями, ладони вверх , пальцы разведены в

стороны(фонарики).

20. «Мебель»

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

 

21. «Цирк. Зоопарк»

В зоопарк пришли зайчата, Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот: На зелёный, на лужок,

Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы

на обеих руках поочерёдно

 

22. «Наступила весна»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

 

23. «Транспорт»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно

друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

 

24. «Цвет и форма»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

25.  «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и

покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и

разжимаются.)

26. «Цветы»

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

 

27. «Скоро лето»

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди

вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

 Вот какие мы большие

У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть.

(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела__

28. «Осень»

Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)

Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)

Погляди! (положить ладошки на щеки)

Листья жёлтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)

И на землю все ложатся. (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует всё сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (делаем вид)

И ботинки обуваем (постучать ногами)

 Литература:

1. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.

3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

7. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

8. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.

9. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

10. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

11. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.

12. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

13. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

14. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru

15. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.

16. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.

17. Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

18. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

19. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

20. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.

21. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.

22. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

23. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

24. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

25. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

26. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....

Презентация "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

В презентации дано описание опыта работы по теме " "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"...

Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность"

Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность" для детей средней группы....

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....