Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
учебно-методический материал (старшая группа)

 Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития  и формирования личности ребенка. формирование математических способностей является мощным средством интеллектуального развития  дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Обучение детей  формированию элементарных  математических способностей в дошкольном возрасте способствует  совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалке и сообразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  №248

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Бочкарева Татьяна Ефимовна

воспитатель

 

                     Тема: «Развитие математических способностей

    у  детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

 

Красноярск 2021 год

Предмет математики настолько серьезен,

 что надо не упускать случая,

 сделать его занимательным

                                                                                                                                                                                      Б. Паскаль

Актуальность

 Один из принципов программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  реализация деятельностного подхода: ребенок должен быть активным участником процесса, а реализация Программы должна осуществляться в специфических детских видах деятельности (игровая, изобразительная, конструирование и др.).

      Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

      Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.  Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.     Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. 

      Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Новизна: новизна заключается в изучении и внедрении в воспитательно- образовательный процесс ФГОС ДОО.

Цель: создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений и  успешного развития способностей и мышления детей.

Задачи:      

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

  1. создать картотеку математических игр.

Перечень вопросов по самообразованию: 

  • изучение педагогического опыта других педагогов;
  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

Предполагаемый результат:

  • расширение знаний детей о занимательном  математическом материале;
  • активизация  познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач; 
  • развитие детского творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.
  • повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег;
  • активизация родителей в совместную творческую деятельность;

Практическая значимость: материалы из предложенной работы могут быть использованы в практике педагогов МБДОУ.

Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт.

План работы

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

Теоретический

Изучение научно-методической литературы.

Обзор информации по  исследуемой теме в Интернете 

Знакомство с работами других специалистов (просмотр сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

Сентябрь  – май

Практический

Разработка конспектов занятий с детьми

Сентябрь -май

Создание картотеки математических игр

        .

Октябрь -Март

Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

              Октябрь -Март

Разработка конспектов занятий с детьми

Сентябрь – май

Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

Апрель

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

Март

Создание папки Летбук по математике        

         Январь -февраль

Подготовка к методическому объединению для педагогов по математике в старшей группе  

« С математикой в путь»». Презентация о проделанной работе и фотоотчёт.

Март

Выход темы:

  • Оформление картотеки математических игр.
  • Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
  • Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»
  • Отчет о проделанной работе за учебный год. (презентация о проделанной работе и фотоотчёт).

Выводы:          

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

   Следует отметить, что не всегда дети  понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе

Работа с родителями

Вид деятельности

Тема

Сроки

1

Консультация

«Что такое аппликация?»

ноябрь

2.

Консультация

«Влияние нетрадиционной техники  аппликации на развитие творческих способностей детей».

декабрь

3.

Консультация

«Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации»

февраль

4.

Мастер класс Квилинг

«Расцвели в саду цветы»

март

5.

Совместные поделки детей и родителей

 По плану работы

Список литературы:

1.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

4. «Играем в числа» - серия пособий

5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

7. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

8. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

9. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...