«МАСТЕРСКАЯ СЛОВА»
статья

Погосова Инна Федоровна

Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_slova.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «МАСТЕРСКАЯ СЛОВА»

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения,

словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения

малышей, в общении с ними, является основным источником, из

которых дети получают образец родного языка, культурной речи,

поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и

отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и

выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть

интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованных словесных обозначений.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда

легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено

прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание

(что сказать).

Некоторые недостатки могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, торопливость, невнятность,

монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточное

произношение отдельных звуков и другое.

Чтобы знать о несовершенстве собственной речи, воспитателю

необходимо прислушиваться к замечаниям других педагогов.

Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, чтобы во время их разбора можно было обратить внимание на речь

воспитателя, провести анализ ее звукового оформления. Обнаруженные несовершенства своей речи, воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению и предупреждению появления аналогичных недостатков у своих воспитанников.

Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы) недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

К литературному произношению относится побуквенное

произношение слов, когда слова произносятся так, как они

написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо

щастье) и так далее.

В качестве недостатков словаря: частое употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов (Танечка, вымой ручки. Катенька, убери чашечку.); засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит...). Со старшими детьми неуместно использование звукоподражательных слов (где ав-ав?).

Отклонением от нормы литературного произношения является

речь с национальным акцентом, с характерными особенностями

местных говоров: яканье (вясна-весна, мячта), цоканье (цто-что), с

неправильным ударением в словах. Для нашей местности характер-

но (шо, хай, нихай, говорю, магазин (гэ)).

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной,

богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь

воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном

темпе, такую речь детям легче воспринимать, легче следить за её

содержанием, запомнить текст.

Профессиональный инструмент воспитателя — это голос, им

необходимо правильно пользоваться; беречь его от перегрузок.

Неверное использование голоса может проявляться в чрезмерном

повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация требует значительного усиления

громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика.

Следует несколько увеличить громкость, более четко произносить

слова, замедлив при этом темп речи.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда

уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям; но и

ко всем другим работникам детского сада.

Для того, чтобы довести свою речь до совершенства

необходимо следить за речевым дыханием, дикцией, интонационной выразительностью и ежедневно уделять несколько минут для выполнения несложных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1. Выбрать удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку

на живот, другую сбоку на нижнюю часть грудной клетки.

Сделать глубокий вдох через нос и сразу же свободный и

плавный выдох. Исходное положение.

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите

на 2-3 сек., затем протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделать КОРОТКИЙ вдох при открытом рте и на плавном,

протяжном выдохе произнести: а-о-у-и-э-ы.

4. Прочтите пословицы и поговорки на одном выдохе: сначала

короткие, затем длинные.

Как у горки на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

На скамеечке у дома

Целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова:

Раз дрова, два дрова —

Не руби дрова на траве двора.

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Под дикцией понимают четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией. Для этого необходимо укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движении нижней челюсти).

l. Упражнение для нижней челюсти:

а) опустить нижнюю челюсть, что бы расстояние между

зубами было в 2 пальца и сомкнуть;

б) растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2. Упражнение для развития подвижности губ:

а) растянуть губы в улыбке без обнажения зубов;

б) растяните губы в улыбке с обнажением зубов «заборчик»;

в) плотно сомкнутые губы вытяните вперед «трубочка»;

г) попеременно чередуйте «б» и «в»;

д) проговаривать пословицы, поговорки (следить за правильным положением губ):

У осы не усы, не усище, а усики.

Волки рыщут, пищу ищут.

3. Упражнения для мышц языка. 

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, используются следующие упражнения:

а) высунуть язык наружу и произведите им движения влево,

вправо, вверх, вниз;

б) высунуть язык наружу и произвести круговые движения

слева направо и наоборот;

в) при открытом рте и слегка вытянутом языке сделайте его

широким, узким, в форме чашечки.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно

по lO-15 минут.

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодии, темпа, изменения громкости голоса, тембра.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной.

Упражнения:

l. Прочтите фразы:

Девочка играет в саду с куклой.

(Играет девочка, а не мальчик).

2. Прочтите потешки.

3. Скороговорки, пословицы:

Шестнадцать шли мышей

И шесть нашли грошей.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидиться.

4. Пересказ сказки.

Таким образом речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская слова. "Цветик - семицветик " подготовительная группа

Конспект совместной познавательно - речевой деятельности . Подготовительная логопедическая группа . Задачи.образовательные:-активизация словаря;=закрепление понятий :слово , слог ,звук , буква.-у...

Конспект открытого выпускного занятия "Мастерская слова"

Это занятие проводилось как выпускное в подготовительной группе. Материал может быть полезен для учителей-логопедов, воспитателей, родителей. Часть стихов собственного сочинения....

Мастерская слова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Бачатская основная общеобразовательная школа»Дошкольная группа    Мастерская словаДидактические упражнения по развитию речи...

Мастерская слова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Бачатская основная общеобразовательная школа»Дошкольная группа    «Мастерская слова»Вариативная примерная образовательная п...

Родительская мастерская Изготовление пособий для занятий с ребёнком дома по обучению звуковому анализу слова

Родительская мастерскаяИзготовление пособийдля занятий с ребёнком дома  по обучению звуковому анализу слова...

Семинар - практикум для родителей" Мастерская слова для родителей"

Объединить усилия взрослых для успешкого речевого развития детей....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...