Воспитание осознанного отношения к природе дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Мамонова Любовь Викторовна

Воспитание осознанного отношения к природе дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание осознанного отношения к природе дошкольников.

В начале 21 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем- экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребёнок погружён в эту стихию в ещё большей степени, ведь он ещё учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня- воспитать планетарный патриотизм у дошкольников. Ели внимательно относиться к потребностям ребёнка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребёнок, чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё исследована не полностью. Поэтому уже в дошкольные годы так важны проблемы экологического сознания и установление закономерностей его формирования. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. В связи с этим возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать возможность соблюдения норм и правил поведения в природе. Это позволяет детям применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им  в различных трудах, не утратили актуальность и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок между человеком и природой». Л. Н. Толстой  стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей. Всемерно развивать их творческие силы. Применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Выдающиеся педагоги советского периода А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мысли себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших. Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи экологического воспитания- это создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Природа- неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понятно детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы. Сформировать реалистические представления- знание о ее объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней- важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к природе, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живому, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живых существах, создавать условия, необходимые для жизни. Воспитателям в условиях ДОУ необходимо воспитывать у дошкольников чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширяем знания детей об окружающем мире.

Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы, рисунков с изображением животных, но самое главное- из непосредственного общения с животными.

Общаясь с животными, малыши учатся понимать животных. Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным.

Знания, которые получают дети, должны иметь глубокую эмоциональную основу, чтобы оказывать положительное влияние на поведение ребенка, поэтому первые уроки мышления должны быть среди природы.

В своей работе воспитатели ДОУ используют различные виды деятельности ребёнка для целей сознательного отношения к природе: в первую очередь используем игру: сюжетно-ролевую, дидактическую, интеллектуальную. Элемент игры, подражание жизни взрослых содержит и трудовая деятельность дошкольника. Поэтому «труд в природе», как мы считаем,  является неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, который воспитатели ДОУ активно применяют  в своей работе. В процессе труда воспитали и педагоги ДОУ учат  воспитанников подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит растения, животных. Если ребенка в условиях ДОУ педагоги стараются научить самостоятельно находить ответы на свои вопросы, используя при этом поисковую деятельность, в которой ребенок выступает как настоящий исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения, то в таких условиях знания воспитанников крепчают, да и чувство радости открытия  подталкивает их на дальнейшие наблюдения и исследования.

Экскурсии, которые воспитатели могут проводить в экосистеме «луг», «лес», болото», дают возможность детям увидеть изменения в природе, почувствовать красоту пейзажа в любую погоду, в любое время года. Чувства, возникающие от встречи с природой, находят своё отражение в рисунках детей, в их рассказах.

Художественное слово о природе, которое звучит ежедневно, помогает наиболее точно отразить впечатления от встречи с ней. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникают у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. С педагогами детского сада должны проводиться консультации, семинары по экологическому образованию.

Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребёнка: «Брось эту гадость», то пользы от этого не будет.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

Воспитание осознанного отношения дошкольников к собственной безопасности

Форма работы с детьмиПознавательное развитиеЭкскурсии по микрорайонуРабота в альбомах«Безопасность»«Правила дорожного движения»Занятия «Опасные ситуации на улице»Обсуждение «Что делать, если теб...

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...

Семинар «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию...

«Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе через использование детского экспериментирования »

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов. На этапе дошкольного детства скла...